Действующий

О Муниципальной программе социально-экономического развития города Саратова на 1999-2001 годы (с изменениями на 9 августа 2001 года)

1. ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

1.1. Планирование экономического развития города

     

Как и в большинстве других российских городов, в Саратове годовой масштаб планирования является основной формой комплексного планирования развития города и увязан с основным финансовым документом - годовым бюджетом. Сейчас приоритеты для проведения мероприятий в течение года, в том числе по среднесрочным программам, определяются объемами бюджетных доходов в целом и конкретно расходами по отдельным его статьям. Однако бюджет и годовой план, в силу временной ограниченности, не должны и не могут восприниматься как исходные документы для планирования развития города.

Основная идея совершенствования планирования городского развития состоит в том, что текущее годовое планирование, связанное с планированием бюджета, должно базироваться на единой  муниципальной программе социально-экономического развития, которая имеет среднесрочный характер. В свою очередь, эта программа составляется исходя из долгосрочных направлений развития, определенных  стратегическим планом, разработанным на основе оценки ресурсов города как единого комплекса, с учетом интересов различных групп городского сообщества.

Задача: Повысить результативность управления и планирования городского развития.

Мероприятия:

1. Формировать годовые планы мероприятий и бюджет, основываясь на  программе социально - экономического развития.

2. Наладить систематический контроль со стороны департамента по экономике и инвестиционной политике за экономическим обоснованием доходов и расходов, планируемых другими подразделениями администрации, на основе экспертизы планируемых мероприятий, планов и программ.

3. Сформировать информационную базу по развитию города для повышения обоснованности принимаемых решений по управлению и прогнозированию.

4. Принять участие в создании и деятельности Саратовского агентства экономического развития для оказания воздействия на формирование стратегии развития города и области.

1.2. Повышение уровня управления и эффективности расходов местного бюджета


Под собственными  доходами городского бюджета понимается сумма налоговых и неналоговых доходов.

_________________________

К собственным доходам местных бюджетов в трактовке  Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными  бюджетами на постоянной основе.

Налоговые доходы составляют 93,7% от объема собственных доходов городского бюджета (1998), что примерно соответствует уровню других городов Российской Федерации сравнимого статуса. С одной стороны, это позволяет городской администрации точнее прогнозировать объем доходов бюджета, поскольку налоговые доходы считаются возобновляемыми в противоположность неналоговым доходам. В то же время низкая доля неналоговых доходов свидетельствует  о низком уровне управления муниципальным имуществом.

Следует отметить также, что местные налоги суммарно составляют 36,6% от объема собственных доходов городского бюджета, что очень велико для городов Российской Федерации сравнимого статуса. Более того,  в период с 1996 г. по 1998 г. эта доля увеличилась с 26,6% до 36,6%. Увеличение доли местных налогов в структуре собственных доходов городского бюджета позитивно влияет на кредитоспособность городской администрации, поскольку позволяет проводить относительно независимую политику с опорой на местные налоговые источники. В то же время, столь высокая доля поступлений по местным налогам является следствием сравнительно низких нормативов отчислений от регулирующих налогов в городской бюджет.

В структуре поступлений в городской бюджет выделяются следующие формы расчетов: денежные поступления (или “живые деньги”), взаимозачеты и ценные бумаги (преимущественно векселя).

“Живые деньги” составляют 43,5% от собственных доходов городского бюджета Саратова (1998) Помимо взаимозачетов городская администрация в счет налоговых платежей принимает векселя. Доля векселей в структуре платежей в городской бюджет невелика и составляет лишь 2,3% (1998).

Табл. 1


Структура платежей в бюджет города Саратова в 1996-1998 гг.*

  

1996

1997

1998

  

млн руб.

%

млн руб.

%

млн руб.

%

Собственные доходы

1063,2

100,0

1190,2

100,0

1040,8

100,0

Взаимозачеты

389,7

36,7

577,5

48,5

563,3

54,4

Векселя

49,3

4,6

30,1

2,5

24,4

2,3

"живые деньги"

624,2

58,7

582,7

49,0

453,1

43,5

  

  

  

  

  

  

  

* Данные приведены в текущих деноминированных ценах.

  


Из федеральных регулирующих налогов в городской бюджет Саратова отчисляются все налоги: НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц.     


Табл. 2

Нормативы отчислений от регулирующих налогов

в городской бюджет, %

  

1995

1996

1997

1998

1999

НДС

3

8,3

3,7

3,9

7.3

Налог на прибыль

1

10

1

5

3.5

Акцизы на водку и ликеро-водочные изделия

25

25

25

25

25

Налог на имущество предприятий

50

50

50

50

50

Подоходный налог

75

85

85

50

50

(Источник: Постановления администрации города и решения Саратовской городской Думы “О городском бюджете” в 1995-1999 гг.)     

Структура нормативов отчислений регулирующих налогов в городской бюджет Саратова в период с 1995 по 1999 год претерпела существенные изменения. Непостоянство нормативов отчислений от регулирующих налогов в городской бюджет негативно влияет на кредитоспособность городской администрации, поскольку не позволяет гарантировать постоянство выплат по долгосрочным обязательствам городского бюджета.