1. ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
1.1. Планирование экономического развития города
Как и в большинстве других российских городов, в Саратове годовой масштаб планирования является основной формой комплексного планирования развития города и увязан с основным финансовым документом - годовым бюджетом. Сейчас приоритеты для проведения мероприятий в течение года, в том числе по среднесрочным программам, определяются объемами бюджетных доходов в целом и конкретно расходами по отдельным его статьям. Однако бюджет и годовой план, в силу временной ограниченности, не должны и не могут восприниматься как исходные документы для планирования развития города.
Основная идея совершенствования планирования городского развития состоит в том, что текущее годовое планирование, связанное с планированием бюджета, должно базироваться на единой муниципальной программе социально-экономического развития, которая имеет среднесрочный характер. В свою очередь, эта программа составляется исходя из долгосрочных направлений развития, определенных стратегическим планом, разработанным на основе оценки ресурсов города как единого комплекса, с учетом интересов различных групп городского сообщества.
Задача: Повысить результативность управления и планирования городского развития.
Мероприятия:
1. Формировать годовые планы мероприятий и бюджет, основываясь на программе социально - экономического развития.
2. Наладить систематический контроль со стороны департамента по экономике и инвестиционной политике за экономическим обоснованием доходов и расходов, планируемых другими подразделениями администрации, на основе экспертизы планируемых мероприятий, планов и программ.
3. Сформировать информационную базу по развитию города для повышения обоснованности принимаемых решений по управлению и прогнозированию.
4. Принять участие в создании и деятельности Саратовского агентства экономического развития для оказания воздействия на формирование стратегии развития города и области.
1.2. Повышение уровня управления и эффективности расходов местного бюджета
Под собственными доходами городского бюджета понимается сумма налоговых и неналоговых доходов.
_________________________
К собственным доходам местных бюджетов в трактовке Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
Налоговые доходы составляют 93,7% от объема собственных доходов городского бюджета (1998), что примерно соответствует уровню других городов Российской Федерации сравнимого статуса. С одной стороны, это позволяет городской администрации точнее прогнозировать объем доходов бюджета, поскольку налоговые доходы считаются возобновляемыми в противоположность неналоговым доходам. В то же время низкая доля неналоговых доходов свидетельствует о низком уровне управления муниципальным имуществом.
Следует отметить также, что местные налоги суммарно составляют 36,6% от объема собственных доходов городского бюджета, что очень велико для городов Российской Федерации сравнимого статуса. Более того, в период с 1996 г. по 1998 г. эта доля увеличилась с 26,6% до 36,6%. Увеличение доли местных налогов в структуре собственных доходов городского бюджета позитивно влияет на кредитоспособность городской администрации, поскольку позволяет проводить относительно независимую политику с опорой на местные налоговые источники. В то же время, столь высокая доля поступлений по местным налогам является следствием сравнительно низких нормативов отчислений от регулирующих налогов в городской бюджет.
В структуре поступлений в городской бюджет выделяются следующие формы расчетов: денежные поступления (или “живые деньги”), взаимозачеты и ценные бумаги (преимущественно векселя).
“Живые деньги” составляют 43,5% от собственных доходов городского бюджета Саратова (1998) Помимо взаимозачетов городская администрация в счет налоговых платежей принимает векселя. Доля векселей в структуре платежей в городской бюджет невелика и составляет лишь 2,3% (1998).
|
|
|
|
|
| Табл. 1 |
| ||||||
| 1996 | 1997 | 1998 | |||
| млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % |
Собственные доходы | 1063,2 | 100,0 | 1190,2 | 100,0 | 1040,8 | 100,0 |
Взаимозачеты | 389,7 | 36,7 | 577,5 | 48,5 | 563,3 | 54,4 |
Векселя | 49,3 | 4,6 | 30,1 | 2,5 | 24,4 | 2,3 |
"живые деньги" | 624,2 | 58,7 | 582,7 | 49,0 | 453,1 | 43,5 |
|
|
|
|
|
|
|
* Данные приведены в текущих деноминированных ценах. |
|
Из федеральных регулирующих налогов в городской бюджет Саратова отчисляются все налоги: НДС, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц.
|
|
|
| Табл. 2 | ||||||
Нормативы отчислений от регулирующих налогов | ||||||||||
в городской бюджет, % | ||||||||||
| 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |||||
НДС | 3 | 8,3 | 3,7 | 3,9 | 7.3 | |||||
Налог на прибыль | 1 | 10 | 1 | 5 | 3.5 | |||||
Акцизы на водку и ликеро-водочные изделия | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | |||||
Налог на имущество предприятий | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | |||||
Подоходный налог | 75 | 85 | 85 | 50 | 50 |
(Источник: Постановления администрации города и решения Саратовской городской Думы “О городском бюджете” в 1995-1999 гг.)
Структура нормативов отчислений регулирующих налогов в городской бюджет Саратова в период с 1995 по 1999 год претерпела существенные изменения. Непостоянство нормативов отчислений от регулирующих налогов в городской бюджет негативно влияет на кредитоспособность городской администрации, поскольку не позволяет гарантировать постоянство выплат по долгосрочным обязательствам городского бюджета. |