Основные проблемы Саратова, как и подавляющего большинства российских городов, связаны с хроническим дефицитом бюджета, проистекающим из ухудшения состояния экономики города. Экономика требует инвестиций, налоговые поступления в бюджет от предприятий и организаций уменьшаются, сужаются возможности решения социальных проблем.
Наряду с этими общими сложностями, Саратов имеет комплекс особенных проблем, связанных со спецификой местных условий развития:
1. Саратов - столица области, где живет треть ее населения. Он является главным донором областного бюджета.
2. Саратов играет роль центра как в научно-производственной сфере, так и в обеспечении высококачественных услуг социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) практически для всего населения области. В городе сконцентрирована развитая инфраструктура высшей школы, а также сопряженная с ней научная сфера. Саратов является крупнейшим, а в ряде областей уникальным, центром подготовки и переподготовки специалистов в области сельскохозяйственной науки, авиастроения, точного машиностроения, выполнения проектно-конструкторских работ, решения академических и прикладных научных задач.
3. Организация областной власти - ее структура, схема принятия и исполнения решений - отличается четкостью и сравнительно высокой централизацией. Формируемая на областном уровне нормативно-правовая база характеризуется глубокой проработанностью вопросов, достаточно жестко регламентирует практически весь круг общественных отношений в области, в том числе, вопросы местного самоуправления.
4. Выгодное экономико-географическое положение области и города в центре крупного, развитого Поволжского региона, создает благоприятные условия для налаживания торгово-промышленных связей с Центральной Россией, с Уралом и Югом, для превращения Саратова в "столицу Поволжья".
Органы местного самоуправления города Саратова прилагают большие усилия для решения текущих вопросов, связанных с социальной защитой населения, поддержкой образования и культуры, ведением городского хозяйства. Но политика "латания дыр" при сохранении сегодняшних внутренних и внешних условий функционирования городской экономики ведет к тому, что источники развития будут неуклонно сужаться, и это фактически приведет город к стагнации. В этих условиях необходимо выявить направления социально-экономического развития города и наметить пути наиболее эффективного использования внутренних ресурсов, прежде всего, самой городской администрации, бюджетных средств, муниципальной собственности, мобилизовать на цели городского развития потенциал города, максимально учесть интересы всего городского населения.
Подход к решению сегодняшних проблем должен быть комплексным и учитывать перспективы развития. В связи с этим органы местного самоуправления Саратова, предметом ведения которых является комплексное социально-экономическое развитие города, разработали программу социально-экономического развития Саратова на 1999-2001 г.г. Программа подготовлена в соответствии с распоряжением Губернатора Саратовской области от 26.11.98 № 1423 "О мерах по финансово-экономическому развитию города Саратова".
Цель программы:
Улучшение общественной городской среды, включая качество жизни горожан и условия хозяйствования в городе, на основе стабилизации социально-экономической ситуации.
Реализация программы придаст устойчивость и перспективу городскому развитию, позволит создать условия для перехода от тактики выживания к стратегии развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) повысить эффективность внутренних ресурсов администрации города: наладить координацию подразделений администрации по планированию развития города, на этой основе улучшить бюджетное планирование, повысить управляемость бюджетом, муниципальной недвижимостью, перейти к экономическим методам управления муниципальными предприятиями;
2) экономическими средствами привлечь ресурсы городских предпринимателей, банков, населения для целей городского развития: формируя рынок земли и недвижимости, создавая условия для коммерческой и жилой ипотеки; а также внешние по отношению к городу ресурсы, в том числе иностранных инвесторов;
После принятия городской Думой программа становится главным программным документом развития города.
Основные принципы реализации программы:
- ее положения являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;
- на основе программы органы местного самоуправления координируют участие в комплексном социально-экономическом развитии территории города Саратова предприятий, организаций и учреждений, не находящихся в муниципальной собственности;
- реализация программы опирается на творческую инициативу граждан города.
Структура программы
Каждый подраздел Программы имеет следующую структуру: анализ текущего состояния, задачи, мероприятия (приложение 1), показатели оценки реализации программных мероприятий (приложение 2) и перечень нормативных документов, предлагаемых к утверждению (приложение 3).
Место программы в новой системе планирования городского развития
Данная среднесрочная программа является первым шагом "вхождения" в новую систему планирования социально-экономического развития города, соответствующую современным требованиям. Эта система состоит из программно-планировочных документов трех типов:
1. Стратегический план развития города, который разрабатывается на долгосрочную перспективу, с учетом внутренних и внешних условий развития, а также исходя из основных направлений, определенных стратегическим планом развития региона. Разработка осуществляется администрацией города (либо специализированным Агентством, концепция которого предлагается в данной программе) с привлечением научных, учебных организаций города, внешних консультантов. На данный момент стратегические планы развития города и области пока не разработаны. После разработки и утверждения стратегических планов развития города и области программа может быть скорректирована с их основными положениями.
2. Программа социально-экономического развития города составляется на трехлетний период, предполагает ежегодный отчет по программе и возможную корректировку отдельных мероприятий. После истечения срока ее действия принимается новая трехлетняя программа.
3. Годовое планирование, увязанное с бюджетным процессом, осуществляется администрацией города; бюджет утверждается городской Думой.