Действующий

О Муниципальной программе социально-экономического развития города Саратова на 1999-2001 годы (с изменениями на 9 августа 2001 года)

4. ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ

4.1 Финансово-экономические механизмы экологической политики

Высокая концентрация производства, низкий уровень его технологического оснащения, постоянный рост автомобильного парка создают высокую техногенную нагрузку на окружающую среду Саратова. Особенностью последних лет явилось то, что сокращение производства, даже почти полная остановка отдельных крупных предприятий, не только не вызвали адекватного уменьшения общего уровня загрязнения городской среды, но и активизировали новые факторы экологического риска: инерционное воздействие вторичного загрязнения окружающей среды, источниками которого выступают коллекторы загрязняющих веществ и опасных отходов, где они накапливались многие предыдущие годы. Это - почвы и грунты, донные иловые осадки, территории хранилищ промышленных и бытовых отходов, свалки. В первую очередь в городе необходимо решать проблемы: сокращения загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников, и уменьшения объемов накопления промышленных отходов.

В городе существуют два реальных источника финансирования природоохранных инвестиций и других экологических мероприятий: средства экологического фонда (в виде платежей за загрязнение окружающей среды) и собственные средства предприятий (прежде всего, в виде амортизационных отчислений по основным фондам природоохранного назначения).Средства предприятий в ежегодном общем объеме инвестиций природоохранного назначения, начиная с 1994 года, составляют около 90%. Кроме того, текущие затраты предприятий города на охрану окружающей среды составили в 1997 году 208722 тыс. руб., что соизмеримо с величиной годовой потребности в экологических инвестициях.

Городской экологический фонд Саратова является самостоятельным государственным внебюджетным учреждением, обладает правами юридического лица, хотя существует вероятность консолидации его средств в городском бюджете после предстоящей перерегистрации. По замыслу создания экофонд должен служить автономным источником финансирования затрат на охрану окружающей среды в дополнение к бюджетным средствам и собственным ресурсам предприятий. В то же время, сейчас он является практически единственным источником финансирования городских экологических мероприятий, обеспечивающим также содержание городских природоохранных служб. Все средства из фонда выделяются в форме безвозмездной помощи (грантов) предприятиям государственного сектора и коммунального хозяйства.


     Задача
: Оказать содействие привлечению инвестиций в экологизацию городских хозяйственных технологий.


     Мероприятия:


1. Подготовить нормативно-правовые документы для дальнейшего функционирования городского экологического фонда в качестве самостоятельного финансового учреждения с применением форм предоставления финансирования на возвратной основе.

Наиболее важным потенциальным источником увеличения объема инвестиций в экологизацию городского хозяйства является совершенствование использования финансовых возможностей экофонда за счет отказа от субсидирования и перехода к кредитованию или предоставлению займов предприятиям-природопользователям.

Предоставление средств из экологического фонда должно осуществляться на основе принципов конкурсности и приоритетности реализации наиболее эффективных экологических проектов в соответствии с задачами муниципальной программы экологических мероприятий.

2. Возобновить действие механизмов взимания платы за выбросы в атмосферу от передвижных источников (в виде экологической наценки на бензин).

3. Ввести нормы и требования к автомобильной технике по обеспечению экологической безопасности (например, условие перевода транспортных средств на сжиженный газ или оснащения нейтрализаторами отработанных газов при организации частных автоперевозок на конкурсной основе).

4. Разработать методику конкурсного отбора предприятий для выполнения работ по сбору, размещению и переработке отходов.

4.2. Развитие ипотечного жилищного кредитования


В период реформирования экономики России произошли коренные изменения в системе финансирования обеспечения граждан жильем. На смену централизованному обеспечению граждан жильем пришло преимущественно внебюджетное финансирование решения жилищной проблемы. Среди внебюджетных источников основное место заняли собственные средства населения. Однако уровень средних доходов граждан не позволял в полной мере реализовать потребности семей в достойном жилье. В связи с этим особую актуальность приобрело вовлечение в процесс обеспечения жильем других финансовых источников, и прежде всего ресурсов банков в виде долгосрочных ипотечных жилищных кредитов.

Жилищная ипотека играет особую роль в системе мероприятий по социально-экономическому развитию города. Она способствует:

- решению социальной проблемы повышения качества жизни граждан путем обеспечения их достойным жильем;

- активизации спроса на жилье со стороны населения за счет увеличения платежеспособного спроса;

- вовлечению граждан в процесс приобретения жилья;

- ускорению роста строительного производства и связанных с ним отраслей экономики, увеличению налоговых поступлений в бюджет города;

- оживлению инвестиционного процесса;

- повышению занятости населения;

- мобилизации внебюджетных источников в финансирование обеспечения населения жильем, привлечению внебюджетных средств в жилищный сектор.

Комплекс мер по развитию ипотечного кредитования в городе включает два основных этапа.

Задача первого этапа: Сформировать на уровне города условия, благоприятные для осуществления ипотечных операций.

Мероприятия:

1. Подготовить проект решения городской Думы  "О развитии ипотечного жилищного кредитования в Саратове".

2. Утвердить решением городской Думы Положение "О фонде временного проживания"

3. Подготовить Положение "О порядке действий органов опеки и попечительства при принятии решения о согласии на передачу жилых помещений, права на которые имеют несовершеннолетние граждане, в ипотеку (залог) и на обращение взыскания на это помещение"

4. Подготовить Рекомендации по регистрации ипотеки, являющейся обеспечением возврата кредитных средств, предоставленных на приобретение жилого недвижимого имущества