Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     11 октября 2004 г.                                          № 158
     г. Орел

О мерах по активизации инновационных процессов в Орловской области


На современном уровне развития рыночных отношений в Орловской области взаимодействие инновационной и научно-технической сфер при наличии благоприятных организационно-правовых и финансово-экономических факторов способно дать мощный импульс роста промышленного производства, мобилизовать инвестиционный потенциал. Переход на инновационный путь развития экономики является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона на ближайшую перспективу.

В области созданы хорошие предпосылки для развития инновационной деятельности. Это обусловлено сочетанием мощного промышленного комплекса, значительного научно-технического и кадрового потенциала, а также наличием развитой нормативной правовой базы, включающей областные законы "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области", "О науке и государственной научно-технической политике в Орловской области" и др.

Большая роль в активизации инновационных процессов принадлежит Координационному совету Орловской области по промышленной, научно-технической и инновационной политике, созданному в 2003 году в целях совершенствования взаимодействия предприятий, научных учреждений, организаций и органов государственной власти области по вопросам системного подхода в формировании и реализации единой государственной политики в сфере индустриального, научно-технического и инновационного потенциала Орловской области.

Важнейшим условием ускорения процессов по внедрению наукоемкой продукции и передовых технологий является наличие развитой инновационной инфраструктуры, в создании и развитии элементов которой наибольших успехов достигли Орловский государственный технический университет, Орловская торгово-промышленная палата, ФГУ "Орловский ЦСМ", ГУ "Орловский ЦНТИ", другие предприятия и организации области.

Новые социально-экономические реалии способствовали изменению системы профессионального образования, подготовки рабочих кадров и специалистов, ориентации ее на потребности инновационной экономики, внедрению системы непрерывного образования. Значительную роль в этом играют научно-производственно-образовательный комплекс "Орловский государственный технический университет", научно-образовательный комплекс "Орловский государственный аграрный университет", образовательный комплекс "Орловский государственный университет".

По итогам работы в 2003 году доля инновационно активных предприятий выросла и достигла уровня 17% от общего числа предприятий области, удельный вес инновационной продукции в общем объеме составил 5,6%. Передовые производственные технологии использовали 21% промышленных предприятий и организаций области. Всего было использовано 585 новых производственных технологий, что на 27% больше, чем 2002 году. Половина из них приходится на сектор машиностроения и металлообработки, четверть - на промышленность строительных материалов.

В то же время, несмотря на значительное оживление в 2000-2003 годах инновационной активности промышленных предприятий области в сфере использования и внедрения передовых прогрессивных технологий, остаются нерешенными вопросы обеспечения более эффективного взаимодействия представителей науки и производства.

В целях более полного использования научного и научно-технического потенциала Орловской области, повышения конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей, создания организационных условий по развитию инновационной деятельности на предприятиях и в организациях области и активному вовлечению интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Считать стратегической задачей реализации инновационной политики в Орловской области на ближайший период - обеспечение высоких темпов роста промышленного производства и перехода Орловской области к устойчивому социально-экономическому развитию за счет:

- развития и эффективного использования инновационного и научно-технического потенциала области, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких и ресурсосберегающих технологий;

- формирования рынка инновационных проектов, организации выпуска наукоемкой, конкурентоспособной продукции, освоения производства принципиально новых для области видов продукции и технологий, экологически чистых продуктов;

- широкого развития инновационной инфраструктуры.

2. Одобрить областную программу "Развитие научно-инновационной деятельности в Орловской области на период до 2010 года". (приложение).

3. Управлению промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области (Морозов Б.А.) по согласованию с Орловским государственным техническим университетом (Голенков В.А.), Орловской торгово-промышленной палатой (Комаров С.А.), ГУ "Орловский ЦНТИ" (Давыдов А.А.) и другими заинтересованными организациями в целях содействия развитию инновационной деятельности предприятий активизировать работу по развертыванию на территории области сети инновационной инфраструктуры.

4. Согласиться с предложением Орловского государственного технического университета (Голенков В.А.) о создании Орловского центра интеллектуальной собственности и трансферта технологий, с предложением Орловской торгово-промышленной палаты (Комаров С.А.) о создании Регионального центра субконтрактации и аутсорсинга. Центра инноваций и экологической сертификации.

5. Управлению общего и профессионального образования администрации области (Копылова А.В.) во взаимодействии с Орловский государственным техническим университетом (Голенков В.А.), Орловским государственным аграрным университетом (Парахин Н.В.), Орловским государственным университетом (Авдеев Ф.С.) и другими высшими учебными заведениями принять необходимые меры по открытию новых специальностей для инновационной экономики, по подготовке и реализации учебных программ по инновационному менеджменту, охране и вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

6. Управлению промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области (Морозов Б.А.) совместно с отраслевыми управлениями в первом квартале 2005 года разработать и в установленном порядке утвердить положение о проведении конкурса "Лучшее предприятие Орловской области", предусмотрев в нем номинацию "За достижения в сфере инноваций".

7. Управлению общего и профессионального образования администрации области (Копылова А.В.), управлению промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области (Морозов Б.А.), управлению по делам молодежи и физической культуре администрации области (Агибалов В.В.) в первом квартале 2005 года разработать и утвердить план мероприятий по привлечению молодежи к научно-техническому творчеству, изобретательству и рационализаторству.

8. Управлению промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области (Морозов Б.А.) во взаимодействии с Орловской региональной академией государственной службы (Мерцалов А.А.), Орловским государственным техническим университетом (Голенков В.А.), Орловской торгово-промышленной палатой (Комаров С.А.) и другими заинтересованными организациями продолжить проведение тематических семинаров, научно-практических конференций, курсов повышения квалификации управленческих кадров и других мероприятий, способствующих развитию инновационных процессов в отраслях экономики области.

9. Координационному совету Орловской области по промышленной, научно-технической и инновационной политике оказывать необходимое содействие региональным средствам массовой информации в освещении достижений новаторов и передового опыта работы предприятий, организаций по использованию инновационных технологий в сфере производства, управления, подготовки специалистов инновационной направленности, в том числе за счет создания и реализации на телевидении и в прессе постоянно действующих рубрик о развитии инновационной деятельности.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на члена Коллегии, первого заместителя Губернатора области Сошникова И.В.

     Председатель Коллегии                                 Е.С. Строев

Приложение
 к постановлению Коллегии администрации области
 от 11 октября 2004 г. № 158

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА
ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт областной программы "Развитие научно-инновационной
деятельности в Орловской области на период до 2010 года"            3

Введение                                                            6

1. Основания для разработки программы                               6

2. Анализ и обоснование необходимости разработки программы          7

3. Основные цели и задачи программы. Сроки реализации               9

4. Система программных мероприятий                                  9

5. Механизм реализации программы                                    10

6. Организация управления и контроль реализации программы           11

7. Ресурсное обеспечение программы                                  12

8. Социально-экономическая эффективность реализации программы       13

Приложение 1: Программные мероприятия по реализации стратегии развития
инновационной деятельности в Орловской области до 2010 года

Приложение 2:  Общие  затраты  на  реализацию  мероприятий   программы
"Развитие  научно-инновационной  деятельности  в  Орловской области на
период до 2010 года"

Приложение 3:   Прогноз  объемов  финансирования  программы  "Развитие
научно-инновационной деятельности в Орловской  области  на  период  до
2010 года"


Паспорт областной программы
"Развитие научно-инновационной
деятельности в Орловской области на период до 2010 года"

Наименование     Областная программа "Развитие научно-инновационной
программы        деятельности в Орловской области на период до 2010
                 года"

Основания для    - Закон  Орловской области  от 4.10.2001 № 215-ОЗ "Об
разработки       инновационной    деятельности    и    государственной
программы        инновационной политики в Орловской области";
                 - Закон  Орловской области  от 28.11.2002 № 293-ОЗ
                 науке и государственной  научно-технической  политике
                 в Орловской области"

Государственный  Губернатор Орловской области
заказчик
программы

Основные         - управление   промышленности,    производственной  и
разработчики     научно-технической       инфраструктуры      Аппарата
программы        Губернатора и администрации области;
                 - Орловский государственный технический университет

Цели программы   Ориентация научной    деятельности    на    ускорение
                 социально-экономического развития  региона,  создание
                 региональной  инновационной системы,  направленной на
                 стимулирование      инновационной       деятельности,
                 превращение  ее  в устойчивый источник экономического
                 роста Орловской области

Задачи           - совершенствование    механизмов    государственного
программы        содействия   коммерциализации   результатов   научных
                 исследований и экспериментальных разработок;
                 - увеличение числа организаций области,  использующих
                 инновации;
                 - развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
                 - развитие   малого   наукоемкого   производственного
                 бизнеса;
                 - увеличение объема конкурентоспособной инновационной
                 продукции,   производимой   организациями   Орловской
                 области;
                 - создание постоянно действующей системы  мониторинга
                 научно-технического потенциала;
                 - финансово-кредитная     поддержка      приоритетных
                 разработок;
                 - целевая ориентация подготовки специалистов в  вузах
                 в   интересах   перспективных   направлений  развития
                 промышленности   и   социальной   сферы   на   основе
                 "кадрового сопровождения"

Основные         - стимулирование     существующих    организаций    к
программные      использованию инноваций;
мероприятия      - содействие     созданию      малых    инновационных
                 предприятий;
                 - привлечение  внешних  инвестиций  в   инновационную
                 сферу;
                 - развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
                 - повышение качества  разрабатываемых   инновационных
                 проектов

Срок реализации  до 2010 года
программы

Основные         - управление   промышленности,    производственной  и
исполнители      научно-технической      инфраструктуры       Аппарата
программы        Губернатора и администрации области;
                 - Орловский государственный технический университет

Объемы и         Прогнозируемый общий объем финансирования программы -
источники        171,3 млн. руб.,
финансирования   в том числе
программы        за счет финансирования  средств  областного бюджета -
                 34,8 млн.руб.,
                 за счет программы других источников - 136,5 млн.руб.,
                 Финансирование по годам:
                 в 2005 г. - 62,8 млн. руб.,   в т.ч. 7,2 млн. руб. за
                 счет средств областного бюджета;
                 в 2006 г. - 54,9 млн. руб.,   в т.ч. 9,5 млн. руб. за
                 счет средств областного бюджета;
                 в 2007 г. - 31,3 млн. руб.,  в т.ч. 10,9 млн. руб. за
                 счет средств областного бюджета;
                 в 2008 г. - 14,5 млн. руб,  в т.ч. 5,3 млн. руб. - за
                 счет средств областного бюджета;
                 в 2009 г.  - 7,8 млн.  руб.,  в т.ч. 1,9 млн. руб. за
                 счет средств областного бюджета

Ожидаемые        - активизация    инновационных    и    инвестиционных
конечные         процессов на предприятиях и организациях области;
результаты       - увеличение в 2,5 раза доли инновационной  продукции
реализации       в приросте промышленного производства;
программы        - развитие  взаимодействия  промышленных предприятий,
                 научных учреждений и вузов;
                 - увеличение поступлений в областной  бюджет в 2 раза
                 за счет реализации научно-технических и инновационных
                 проектов предприятий-участников программы;
                 - увеличение   численности   и   повышение   престижа
                 работников,     занятых     научно-технической      и
                 инновационной деятельностью

Организация
контроля         - Координационный    совет   Орловской    области  по
за исполнением   промышленной, научно-технической и инновационной
программы        политике;
                 - управление   промышленности,   производственной   и
                 научно-технической       инфраструктуры      Аппарата
                 Губернатора и администрации области;
                 - управление    финансов    и    налоговой   политики
                 администрации области.

Введение

В настоящее время достижения в области науки и технологий стали определять динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграций в мировую экономику.

В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в развитых странах получена за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства.

Успешное развитие современной экономики невозможно без существенного увеличения в общем объеме ВВП доли конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции, являющейся конечным результатом коммерциализации научно-исследовательских разработок и основным средством увеличения прибыли.

Для перехода экономики на инновационный путь развития, когда рост промышленного производства определяется выпуском инновационной продукции, должна быть создана региональная инновационная система, которая включает в себя следующие основные элементы:

- источники инноваций - первичные авторы, объединения разработчиков, производителей и технологических менеджеров;

- инфраструктурные элементы, обеспечивающие движение по инновационной цепочке от идеи до серийного выпуска, - офисы коммерциализации, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технологические парки, другие организационные формы взаимодействия науки и бизнеса;

- инфраструктурные элементы, обеспечивающие продвижение инновационных технологий и продукции на рынок, - консалтинговые фирмы, выставочные, информационные, сертификационные центры;

- источники финансирования движения по инновационной цепочке государственные фонды и программы, инвестиционные сети частных лиц, венчурные фонды, банки;

- источники кадров для инновационной деятельности как в управлении, так и в производственном процессе;

- органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление движением по инновационной цепочке.

Формирование региональной инновационной системы невозможно без комплексного подхода, сочетающего как финансовые, так и организационные меры.

1. Основания для разработки программы

Настоящая Программа направлена на создание экономических и организационно-правовых условий для развития научно-инновационной деятельности в Орловской области. Программа представляет собой систему комплексных мероприятий, инновационных проектов, направленных на решение как государственных задач, так и важнейших проблем, стоящих перед предприятиями области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»