11 октября 2004 г. № 158
г. Орел
О мерах по активизации инновационных процессов в Орловской области
На современном уровне развития рыночных отношений в Орловской области взаимодействие инновационной и научно-технической сфер при наличии благоприятных организационно-правовых и финансово-экономических факторов способно дать мощный импульс роста промышленного производства, мобилизовать инвестиционный потенциал. Переход на инновационный путь развития экономики является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона на ближайшую перспективу.
В области созданы хорошие предпосылки для развития инновационной деятельности. Это обусловлено сочетанием мощного промышленного комплекса, значительного научно-технического и кадрового потенциала, а также наличием развитой нормативной правовой базы, включающей областные законы "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области", "О науке и государственной научно-технической политике в Орловской области" и др.
Большая роль в активизации инновационных процессов принадлежит Координационному совету Орловской области по промышленной, научно-технической и инновационной политике, созданному в 2003 году в целях совершенствования взаимодействия предприятий, научных учреждений, организаций и органов государственной власти области по вопросам системного подхода в формировании и реализации единой государственной политики в сфере индустриального, научно-технического и инновационного потенциала Орловской области.
Важнейшим условием ускорения процессов по внедрению наукоемкой продукции и передовых технологий является наличие развитой инновационной инфраструктуры, в создании и развитии элементов которой наибольших успехов достигли Орловский государственный технический университет, Орловская торгово-промышленная палата, ФГУ "Орловский ЦСМ", ГУ "Орловский ЦНТИ", другие предприятия и организации области.
Новые социально-экономические реалии способствовали изменению системы профессионального образования, подготовки рабочих кадров и специалистов, ориентации ее на потребности инновационной экономики, внедрению системы непрерывного образования. Значительную роль в этом играют научно-производственно-образовательный комплекс "Орловский государственный технический университет", научно-образовательный комплекс "Орловский государственный аграрный университет", образовательный комплекс "Орловский государственный университет".
По итогам работы в 2003 году доля инновационно активных предприятий выросла и достигла уровня 17% от общего числа предприятий области, удельный вес инновационной продукции в общем объеме составил 5,6%. Передовые производственные технологии использовали 21% промышленных предприятий и организаций области. Всего было использовано 585 новых производственных технологий, что на 27% больше, чем 2002 году. Половина из них приходится на сектор машиностроения и металлообработки, четверть - на промышленность строительных материалов.
В то же время, несмотря на значительное оживление в 2000-2003 годах инновационной активности промышленных предприятий области в сфере использования и внедрения передовых прогрессивных технологий, остаются нерешенными вопросы обеспечения более эффективного взаимодействия представителей науки и производства.
В целях более полного использования научного и научно-технического потенциала Орловской области, повышения конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей, создания организационных условий по развитию инновационной деятельности на предприятиях и в организациях области и активному вовлечению интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Считать стратегической задачей реализации инновационной политики в Орловской области на ближайший период - обеспечение высоких темпов роста промышленного производства и перехода Орловской области к устойчивому социально-экономическому развитию за счет:
- развития и эффективного использования инновационного и научно-технического потенциала области, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
- формирования рынка инновационных проектов, организации выпуска наукоемкой, конкурентоспособной продукции, освоения производства принципиально новых для области видов продукции и технологий, экологически чистых продуктов;
- широкого развития инновационной инфраструктуры.
2. Одобрить областную программу "Развитие научно-инновационной деятельности в Орловской области на период до 2010 года". (приложение).
3. Управлению промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области (Морозов Б.А.) по согласованию с Орловским государственным техническим университетом (Голенков В.А.), Орловской торгово-промышленной палатой (Комаров С.А.), ГУ "Орловский ЦНТИ" (Давыдов А.А.) и другими заинтересованными организациями в целях содействия развитию инновационной деятельности предприятий активизировать работу по развертыванию на территории области сети инновационной инфраструктуры.
4. Согласиться с предложением Орловского государственного технического университета (Голенков В.А.) о создании Орловского центра интеллектуальной собственности и трансферта технологий, с предложением Орловской торгово-промышленной палаты (Комаров С.А.) о создании Регионального центра субконтрактации и аутсорсинга. Центра инноваций и экологической сертификации.
5. Управлению общего и профессионального образования администрации области (Копылова А.В.) во взаимодействии с Орловский государственным техническим университетом (Голенков В.А.), Орловским государственным аграрным университетом (Парахин Н.В.), Орловским государственным университетом (Авдеев Ф.С.) и другими высшими учебными заведениями принять необходимые меры по открытию новых специальностей для инновационной экономики, по подготовке и реализации учебных программ по инновационному менеджменту, охране и вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.
6. Управлению промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области (Морозов Б.А.) совместно с отраслевыми управлениями в первом квартале 2005 года разработать и в установленном порядке утвердить положение о проведении конкурса "Лучшее предприятие Орловской области", предусмотрев в нем номинацию "За достижения в сфере инноваций".
7. Управлению общего и профессионального образования администрации области (Копылова А.В.), управлению промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области (Морозов Б.А.), управлению по делам молодежи и физической культуре администрации области (Агибалов В.В.) в первом квартале 2005 года разработать и утвердить план мероприятий по привлечению молодежи к научно-техническому творчеству, изобретательству и рационализаторству.
8. Управлению промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры Аппарата Губернатора и администрации области (Морозов Б.А.) во взаимодействии с Орловской региональной академией государственной службы (Мерцалов А.А.), Орловским государственным техническим университетом (Голенков В.А.), Орловской торгово-промышленной палатой (Комаров С.А.) и другими заинтересованными организациями продолжить проведение тематических семинаров, научно-практических конференций, курсов повышения квалификации управленческих кадров и других мероприятий, способствующих развитию инновационных процессов в отраслях экономики области.
9. Координационному совету Орловской области по промышленной, научно-технической и инновационной политике оказывать необходимое содействие региональным средствам массовой информации в освещении достижений новаторов и передового опыта работы предприятий, организаций по использованию инновационных технологий в сфере производства, управления, подготовки специалистов инновационной направленности, в том числе за счет создания и реализации на телевидении и в прессе постоянно действующих рубрик о развитии инновационной деятельности.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на члена Коллегии, первого заместителя Губернатора области Сошникова И.В.
Председатель Коллегии Е.С. Строев
Приложение
к постановлению Коллегии администрации области
от 11 октября 2004 г. № 158
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА
ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА"
Паспорт областной программы "Развитие научно-инновационной
деятельности в Орловской области на период до 2010 года" 3
Введение 6
1. Основания для разработки программы 6
2. Анализ и обоснование необходимости разработки программы 7
3. Основные цели и задачи программы. Сроки реализации 9
4. Система программных мероприятий 9
5. Механизм реализации программы 10
6. Организация управления и контроль реализации программы 11
7. Ресурсное обеспечение программы 12
8. Социально-экономическая эффективность реализации программы 13
Приложение 1: Программные мероприятия по реализации стратегии развития
инновационной деятельности в Орловской области до 2010 года
Приложение 2: Общие затраты на реализацию мероприятий программы
"Развитие научно-инновационной деятельности в Орловской области на
период до 2010 года"
Приложение 3: Прогноз объемов финансирования программы "Развитие
научно-инновационной деятельности в Орловской области на период до
2010 года"
Наименование Областная программа "Развитие научно-инновационной
программы деятельности в Орловской области на период до 2010
года"
Основания для - Закон Орловской области от 4.10.2001 № 215-ОЗ "Об
разработки инновационной деятельности и государственной
программы инновационной политики в Орловской области";
- Закон Орловской области от 28.11.2002 № 293-ОЗ "О
науке и государственной научно-технической политике
в Орловской области"
Государственный Губернатор Орловской области
заказчик
программы
Основные - управление промышленности, производственной и
разработчики научно-технической инфраструктуры Аппарата
программы Губернатора и администрации области;
- Орловский государственный технический университет
Цели программы Ориентация научной деятельности на ускорение
социально-экономического развития региона, создание
региональной инновационной системы, направленной на
стимулирование инновационной деятельности,
превращение ее в устойчивый источник экономического
роста Орловской области
Задачи - совершенствование механизмов государственного
программы содействия коммерциализации результатов научных
исследований и экспериментальных разработок;
- увеличение числа организаций области, использующих
инновации;
- развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
- развитие малого наукоемкого производственного
бизнеса;
- увеличение объема конкурентоспособной инновационной
продукции, производимой организациями Орловской
области;
- создание постоянно действующей системы мониторинга
научно-технического потенциала;
- финансово-кредитная поддержка приоритетных
разработок;
- целевая ориентация подготовки специалистов в вузах
в интересах перспективных направлений развития
промышленности и социальной сферы на основе
"кадрового сопровождения"
Основные - стимулирование существующих организаций к
программные использованию инноваций;
мероприятия - содействие созданию малых инновационных
предприятий;
- привлечение внешних инвестиций в инновационную
сферу;
- развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
- повышение качества разрабатываемых инновационных
проектов
Срок реализации до 2010 года
программы
Основные - управление промышленности, производственной и
исполнители научно-технической инфраструктуры Аппарата
программы Губернатора и администрации области;
- Орловский государственный технический университет
Объемы и Прогнозируемый общий объем финансирования программы -
источники 171,3 млн. руб.,
финансирования в том числе
программы за счет финансирования средств областного бюджета -
34,8 млн.руб.,
за счет программы других источников - 136,5 млн.руб.,
Финансирование по годам:
в 2005 г. - 62,8 млн. руб., в т.ч. 7,2 млн. руб. за
счет средств областного бюджета;
в 2006 г. - 54,9 млн. руб., в т.ч. 9,5 млн. руб. за
счет средств областного бюджета;
в 2007 г. - 31,3 млн. руб., в т.ч. 10,9 млн. руб. за
счет средств областного бюджета;
в 2008 г. - 14,5 млн. руб, в т.ч. 5,3 млн. руб. - за
счет средств областного бюджета;
в 2009 г. - 7,8 млн. руб., в т.ч. 1,9 млн. руб. за
счет средств областного бюджета
Ожидаемые - активизация инновационных и инвестиционных
конечные процессов на предприятиях и организациях области;
результаты - увеличение в 2,5 раза доли инновационной продукции
реализации в приросте промышленного производства;
программы - развитие взаимодействия промышленных предприятий,
научных учреждений и вузов;
- увеличение поступлений в областной бюджет в 2 раза
за счет реализации научно-технических и инновационных
проектов предприятий-участников программы;
- увеличение численности и повышение престижа
работников, занятых научно-технической и
инновационной деятельностью
Организация
контроля - Координационный совет Орловской области по
за исполнением промышленной, научно-технической и инновационной
программы политике;
- управление промышленности, производственной и
научно-технической инфраструктуры Аппарата
Губернатора и администрации области;
- управление финансов и налоговой политики
администрации области.
Введение
В настоящее время достижения в области науки и технологий стали определять динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграций в мировую экономику.
В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в развитых странах получена за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства.
Успешное развитие современной экономики невозможно без существенного увеличения в общем объеме ВВП доли конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции, являющейся конечным результатом коммерциализации научно-исследовательских разработок и основным средством увеличения прибыли.
Для перехода экономики на инновационный путь развития, когда рост промышленного производства определяется выпуском инновационной продукции, должна быть создана региональная инновационная система, которая включает в себя следующие основные элементы:
- источники инноваций - первичные авторы, объединения разработчиков, производителей и технологических менеджеров;
- инфраструктурные элементы, обеспечивающие движение по инновационной цепочке от идеи до серийного выпуска, - офисы коммерциализации, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технологические парки, другие организационные формы взаимодействия науки и бизнеса;
- инфраструктурные элементы, обеспечивающие продвижение инновационных технологий и продукции на рынок, - консалтинговые фирмы, выставочные, информационные, сертификационные центры;
- источники финансирования движения по инновационной цепочке государственные фонды и программы, инвестиционные сети частных лиц, венчурные фонды, банки;
- источники кадров для инновационной деятельности как в управлении, так и в производственном процессе;
- органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление движением по инновационной цепочке.
Формирование региональной инновационной системы невозможно без комплексного подхода, сочетающего как финансовые, так и организационные меры.
1. Основания для разработки программы
Настоящая Программа направлена на создание экономических и организационно-правовых условий для развития научно-инновационной деятельности в Орловской области. Программа представляет собой систему комплексных мероприятий, инновационных проектов, направленных на решение как государственных задач, так и важнейших проблем, стоящих перед предприятиями области.