1 апреля 2004 года № 66
г. Орел
Об областной программе "Основные мероприятия по охране материнства и детства в Орловской области на 2004-2005 гг."
В целях повышения качества медицинской помощи женщинам и детям, сохранения положительной динамики показателей младенческой и материнской смертности КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить проект программы "Основные мероприятия по охране материнства и детства в Орловской области на 2004-2005 гг.".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить соответствующие программы мероприятий по охране здоровья женщин и детей на 2004-2005 гг.".
Председатель Коллегии Е.С. Строев
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Орловской области от 13.02.2013 N 37.
____________________________________________________________________
Основание для Постановление Правительства Российской Федерации
разработки от 03.10.2002 г. N 732 "О федеральной целевой
Программы программе "Дети России"
Государственный Управление здравоохранения администрации области
заказчик программы
Основные Управление здравоохранения администрации области
разработчики
программы
Цель и задачи Целью программы является создание условий для
программы охраны здоровья матери и рождения здоровых
детей, предупреждение и снижение материнской и
младенческой заболеваемости и смертности.
Задачи программы:
- совершенствование организации акушерской и
педиатрической помощи;
- развитие современных высокотехнологичных
методов диагностики и лечения в учреждениях
детства и родовспоможения;
- повышение профессиональной подготовки
медицинских кадров службы охраны материнства и
детства;
- профилактика врождённых заболеваний у детей на
основе совершенствования дородовой диагностики;
- снижение показателей заболеваемости и
смертности, повышение качества специализированной
медицинской помощи беременным и новорожденным.
Сроки реализации 2004-2005 годы
программы
Объёмы и источники Общий объём финансирования программы на
финансирования 2004-2005 годы составляет 92,0 миллиона
рублей,
в том числе: из бюджетов всех уровней - 58,0
млн. рублей;
средств Орловского ТФ ОМС 34,0 - млн. рублей
2004 г. 45,8 млн. рублей
в том числе: из бюджетов всех уровней - 28,8
млн. рублей;
средств Орловского ТФ ОМС - 17,0 млн. рублей
2005 г. 46,2 млн. рублей
в том числе: из бюджетов всех уровней - 29,2
млн. рублей;
средств Орловского ТФ ОМС- 17,0 млн. рублей
Ожидаемые - снижение показателей материнской
Конечные смертности до 20 на 100000 живорожденных и
результаты младенческой смертности до 11,5 на 1000
родившихся;
-снижение показателей заболеваемости врождёнными
аномалиями на 10- 15%
- улучшение состояния репродуктивного здоровья
женщин;
- обеспечение ранней диагностики заболеваний,
оздоровления и реабилитации детей с врождёнными,
наследственными и тяжёлыми хроническими
заболеваниями
Оказание медицинской помощи женщинам и детям в нашей области являются приоритетными. Программно - целевое планирование мероприятий по охране их здоровья осуществляется с 1997 года. За эти годы в рамках программ по материнству и детству завершено строительство и оснащение детского корпуса межрайонного перинатального центра в г. Мценске, крупной консультативно - диагностической поликлиники областной клинической больницы, комплекса детской поликлиники и молочной кухни Заводского района г. Орла, укреплена материально-техническая база и расширен спектр обследований в медико - генетической консультации центра планирования семьи и репродукции при областном родильном доме, в том числе, в части внедрения инвазивных методов диагностики. Переоснащение медико - генетической консультации позволило увеличить количество и улучшить качество цитогенетических исследований, выполнять широкий спектр таких исследований как ультразвуковые, биохимические, функциональная оценка состояния плода (кардиотокография, доплерография), пре- и постнатальное консультирование. С 2003 года начато проведение неонатального скрининга на врождённый гипотиреоз. Внедрялась идеология безопасного материнства, больницы, благожелательной к ребёнку. Приоритетными направлениями оставались обеспечение лечебно - диагностической аппаратурой отделений реанимации, интенсивной терапии учреждений детства и родовспоможения.
За последние годы более 400 специалистов службы охраны здоровья матери и ребёнка повысили свою квалификацию на выездных циклах и центральных базах.
Благодаря последовательным целенаправленным программным мероприятиям удалось снизить и стабилизировать показатели младенческой, перинатальной, материнской смертности в области.
Однако в условиях ограниченного финансирования службы охраны материнства и детства, здравоохранения в целом, сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья женщин и детей, продолжается ухудшение показателей воспроизводства населения.
Высокими остаются показатели воспалительных заболеваний репродуктивной сферы у женщин (1947,0 на 100 тыс. женского населения). У беременных регистрируется высокий уровень анемий (370,9%), заболеваний сердечно - сосудистой (110,9%), мочеполовой системы (191,5 на 1000). На протяжении последних 5 лет отмечается рост гестозов 328%.В связи с низким качеством здоровья матерей высоким остаётся уровень заболеваемости новорожденных (384,9%).
Вызывает тревогу отсутствие тенденции к снижению удельного веса мертворождаемости в структуре перинатальной смертности. В 80% её определяют случаи антенатальной гибели плодов, причины которой невозможно диагностировать без помощи современных методов функциональной, ультразвуковой диагностики.
Заболеваемость новорожденных врождёнными аномалиями развития вдвое превышает российский показатель и составляет 68,4%. Эта патология устойчиво занимает второе место среди причин младенческой смертности (24%). Результаты Всероссийской диспансеризации детского населения в 2002 году подтвердили высокую распространённость хронической патологии у детей всех возрастов - 528,3%. Поэтому очень важно обеспечить раннюю диагностику заболеваний и комплексную медикосоциальную реабилитацию детей с отклонениями в состоянии здоровья.
На сегодняшний день учреждения детства и родовспоможения испытывают дефицит современной следящей аппаратуры, ультразвуковых сканеров экспертного класса, эндоскопического оборудования, недостаточно реабилитационного оборудования. Анализ структуры заболеваемости и причин смертности новорожденных детей, а также причин детской инвалидности диктует необходимость:
- совершенствования дородовой диагностики врождённых и наследственных заболеваний;
- службы реанимации и интенсивной терапии женщинам и детям;
- создания условий для выхаживания новорожденных, в том числе глубоко недоношенных детей;
- развития реабилитационной помощи детям с хроническими заболеваниями.
Положительно зарекомендовавший себя за последние годы опыт программно - целевого планирования в решении ключевых задач службы детства и родовспоможения с целью сохранения положительной тенденции показателей материнской и младенческой смертности послужил основанием для принятия программы "Основных мероприятий по охране материнства и детства в Орловской области на 2004 - 2005 годы".
N Наименование мероприятий Объемы финансирования, Источники
в том числе по годам, финансирова-
в млн. руб. ния
═════════════════════════════════════════════════════════════════════
Всего 2004г 2005г
═════════════════════════════════════════════════════════════════════
1. Строительство, 23,3 11,8 11,5 Областной
реконструкция и бюджет,
капитальный ремонт Муниципаль-
учреждений детства и ные бюджеты
родовспоможения
2. Оснащение медицинским 66,5 33,0 33,5 Областной
оборудованием учреждений бюджет,
родовспоможения и муниципальн
детства ые бюджеты,
ТФОМС
3. Совершенствование 0,6 0,3 0,3 Областной
подготовки и повышения бюджет
квалификации
специалистов в области
охраны здоровья женщин
и детей,
4. Совершенствование 1,6 0,7 0,9 Областной
организации и качества бюджет,
акушерско-гинекологи- муниципаль-
ческой, педиатрической ные бюджеты
помощи
ИТОГО: 92,0 45,8 46,2 Областной
бюджет,
Муниципаль-
ные бюджеты,
ТФОМС
Начальник управления М.В. Широков
Перечень мероприятий по реализации областной программы
"Основные мероприятия по охране материнства и детства в Орловской области
на 2004-2005 годы"
═════════════════════════════════════════════════════════════════┬════════════
N Наименование мероприятий Срок Стои- в том числе по годам │ Исполнители
испол- мость и источникам │
нения (млн. финансирования │
руб.), │
══════════════════════════════════════════┬══════════┬═══════════┼════════════
всего │ 2004 г. │ 2005 г. │
├═════┬════┼══════┬════┤
│Бюдже│ ТФ │ Бюдже│ ТФ │
│ты │ ОМС│ ты │ ОМС│
│всех │ │ всех │ │
│уров-│ │ уров-│ │
│ней │ │ ней │ │
══════════════════════════════════════════┴═════┴════┴══════┴════┴════════════
1.Строительство, реконструкция и капитальный ремонт учреждений родовспоможения
и детства
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════
1.1 Реконструкция и 2004 - 8,0 4,0 - 4,0 - Управление
капитальный ремонт 2005 г.г. здравоохране-
учреждений ния
родовспоможения и администрации
детства области
1.2 Продолжение 2004 г. 3,0 3,0 - - ОАО "Орёлагро
строительства: промстрой"
- лечебного
корпуса с детским
стационаром на
20 коек
Болховской ЦРБ
1.3 - лечебного корпуса 2004 - 7,0 2,0 - 5,0 - ОАО
с детским стационаром 2005 г.г. "Орёлагро-
на 15 коек промстрой"
Свердловской ЦРБ
1.4 - поликлиники с 2004.г. 2,8 2,8 - - ОАО
детской консультацией "Орёлагро-
Верховской ЦРБ промстрой"
1.5 Строительство детской 2005.г. 2,5 - - 2,5 - ОАО
поликлиники "Орёлагро-
Троснянской ЦРБ промстрой"
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════
ВСЕГО по разделу -1 23,3 11,8 - 11,5 -
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════
2. Повышение эффективности оказания акушерской и неонатальной помощи за счет
внедрения эффективных лечебно-диагностических технологий
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════
2.1 Оснащение учреждений 2004 - 64,7 15,1 17,0 15,6 17,0 Органы
родовспоможения и 2005 г.г. местного
детства современной самоуправ-
лечебн-диагности- ления
ческой аппаратурой (по согласо-
ванию)
Управление
здравоохра-
нения
ТФ ОМС
2.2. Обследование 2004 - 0,35 0,15 - 0,2 - Областной
беременных групп 2005 г.г. центр
риска на врождённую планирования
патологию: семьи
- внутриутробные
инфекции
- определение
биохимических
маркёров
(АФП, ХГЧ и др.)
2.3 Обеспечение 2004 - 0,5 0,15 - 0,25 - Управление
организации 2005 г.г. здравоохра
скрининга нения
новорожденных
на фенилкетонурию
и гипотиреоз
2.4 Обеспечение больных 2004 - 0,4 0,2 - 0,2 - Управление
фенилкетонурией 2005 г.г. здравоохра
лечебным питанием нения
2.5 Внедрение современных 2004 - 1,4 0,7 - 0,7 - Управление
реабилитационных 2005 г.г. здравоохра
технологий в нения
деятельность ОВЛ
детских
поликлиник и
стационаров
2.6 Закупка сурфактанта 2004 - 0,35 0,15 - 0,2 - Управление
для лечения в 2005 г.г. здравоохра
стационарах нения
новорожденных, в том
числе недоношенных
детей с лёгочной
патологией,
совершенствование
технологий
реанимационной,
интенсивной терапии
новорожденных
2.7 Совершенствование 2004 - 0,4 0,2 - 0,2 - Управление
медицинской помощи 2005 г.г. здравоохра
детям, проживающим нения
в сельской местности
ВСЕГО по разделу 68,0 16,65 17,0 17,35 17,0
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════
3. Совершенствование подготовки и повышения квалификации медицинских кадров
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════
3.1 Внедрение 2004 - 0,3 0,15 - 0,15 - Управление
дистанционных 2005 г.г. здравоохра
методов обучения в нения
систему повышения
квалификации
специалистов
здравоохранения
учреждений
родовспоможения
и детства
3.2 Подготовка и повышение 2004 - 0,3 0,15 - 0,15 - Управление
квалификации акушеров- 2005 г.г. здравоохра
гинекологов, нения
неонатологов,
терапевтов,
анестезиологов-
реаниматологов,
а также среднего
медперсонала
акушерско-
гинекологической и
педиатрической служб
на выездных циклах,
центральных и местных
базах
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════
ВСЕГО по разделу 0,6 0,3 - 0,3 -
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════
4. Обеспечение информационных технологий по проблемам здоровья матери,
профилактики осложнений беременности и родов
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════
4.1 Подготовка образовате- 2004 - 0,1 0,05 - 0,05 - Управление
льных программ,инфор- 2005 г.г. здравоох-
мационных материалов ранения
для медицинских
работников и населения
по проблемам, связанным
с беременностью.
ВСЕГО по разделу 0,1 0,05 0,05
ИТОГО по программе 92,0 28,8 17,0 29,2 17,0