РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 февраля 2004 г. № 25
г. Орел
Об областной комплексной программе "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Орловской области на 2004-2005 годы"
В целях устойчивого обеспечения населения Орловской области жилищно-коммунальными услугами, отвечающими стандартам качества, снижения издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить программу "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Орловской области на 2004-2005 годы" (приложение № 1).
2. Направить программу "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Орловской области на 2004-2005 годы" Губернатору области для рассмотрения и внесения в Орловский областной Совет народных депутатов в качестве законодательной инициативы.
3. Рекомендовать главам горрайадминистраций разработать и принять в установленном законом порядке аналогичные программы в муниципальных образованиях, используя в качестве ориентира объемы финансовой помощи согласно программе.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора области Е.Н. Вельковского.
Председатель Коллегии Е.С. Строев
Приложение № 1
к постановлению
Коллегии администрации области
от 3 февраля 2003 г. № 25
ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2005 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2005 ГОДЫ"
Наименование программы - областная комплексная программа "Развитие и
модернизация жилищно-коммунального комплекса
Орловской области на 2004-2005 годы"
Государственный - Губернатор Орловской области
заказчик Программы
Основные разработчики - управление по реформированию ЖКХ
Программы управление экономики
управление финансов и налоговой политики
Цели и задачи - основными целями программы
Программы являются повышение эффективности,
устойчивости и надежности
функционирования жилищно-коммунальных
систем жизнеобеспечения населения,
привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный
комплекс, улучшение качества
жилищно-коммунальных услуг с одновременным
снижением нерациональных затрат.
Для достижения этих целей необходимо
решить следующие задачи:
обеспечить условия для снижения
издержек и повышения качества
предоставления жилищно-коммунальных услуг;
обеспечить инвестиционную
привлекательность жилищно-коммунального
комплекса;
оказать государственную поддержку
модернизации жилищно-коммунального
комплекса
Срок реализации - 2004 - 2005 годы
Программы
Мероприятия Программы - программные мероприятия включают в себя:
обеспечение эффективного целевого
использования средств бюджетов всех уровней,
выделяемых на модернизацию
жилищно-коммунального комплекса;
создание механизмов участия
государства и органов местного
самоуправления в привлечении
предприятиями жилищно-коммунального
комплекса внебюджетных долгосрочных
заемных средств;
Объем и источники - объем финансирования Программы
финансирования соответствует Приложениям.
Программы Источник финансирования:
средства бюджета Орловской области,
прогнозируемый источники дополнительного
финансирования - средства федерального
бюджета и бюджетов органов
местного самоуправления, инвесторов,
предприятий, заемных средств.
Ожидаемые конечные - в результате реализации программы
результаты реализации будут обеспечены повышение
Программы эффективности, качества жилищно-
коммунального обслуживания,
надежность работы инженерных систем
жизнеобеспечения, комфортность
условий проживания в населенных
пунктах Орловской области.
Эти цели будут достигнуты за счет
модернизации и нового строительства
объектов жилищно-коммунального комплекса.
Исполнители Программы - управление по реформированию ЖКХ
- управление экономики
- управление финансов и налоговой политики
Система организации - формы и методы организации управления
контроля за исполнением реализацией программы определяются
Программы государственным заказчиком.
I. ВВЕДЕНИЕ
Областная комплексная программа "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Орловской области на 2004-2005 годы" (далее по тексту - Программа) включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, способствующих режиму его устойчивого и достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные и заемные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем ЖКХ.
II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Мероприятия Программы направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.
Необходимо коренным образом изменить систему текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права использования всеми ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, непосредственно службам заказчика органов местного самоуправления, в наибольшей степени заинтересованных в эффективном расходовании этих средств.
Необходимо ликвидировать существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства и объединение этих средств в едином бюджете ЖКХ. Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут службы заказчика, жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане. В результате заказчик жилищно-коммунальных услуг (далее по тексту - ЖКУ), оказываемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, получит возможность контролировать качество и другие условия поставок ЖКУ.
Использование системы самоорганизации граждан в жилищной сфере приведет к появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно - коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.
Реализация новой экономической модели позволит:
1) повысить эффективность системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - ЖКХ);
2) создать источники привлечения средств для развития системы ЖКХ;
3) гарантировать доведение ЖКУ до получателей с использованием системы заказчик - поставщик.
III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели Программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат.
Достижение основных целей Программы обеспечит возможность устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса без использования дополнительных программных методов управления.
Основными задачами Программы являются:
снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;
обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям;
финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением.
IV. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа носит краткосрочный характер и устанавливает основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства на ближайшие два года.
В этот период предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение следующих результатов:
переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;
совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Планируется привлекать бюджетные ресурсы, а также средства кредитных организаций для финансирования наиболее эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности области.
Планируется также в основном завершить формирование необходимой законодательной и иной нормативной правовой базы, провести углубленный анализ состояния объектов жилищно-коммунального комплекса.
Также предполагается обеспечить:
развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
создание единого бюджета ЖКХ;
переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий;
развитие концессионных механизмов.
Предполагается реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных гарантий.
V. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Программа включает как технические мероприятия по восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий.
Эти мероприятия предусматривают:
обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса;
формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.
Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса
Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса является основным условием формирования нормальных экономических взаимоотношений в этом секторе экономики и предусматривает решение следующих задач:
реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
создание единого бюджета ЖКХ.
Указанные мероприятия носят в основном краткосрочный характер, и эффект от их реализации должен быть получен уже в течение 2004 - 2005 годов.
Реструктуризация
и ликвидация задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса
Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо реструктурировать задолженность бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса и установить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.
Признанная задолженность бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса должна быть включена в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации.
В процедуру по реструктуризации задолженности бюджетных организаций должны быть вовлечены как предприятия коммунальной энергетики, так и открытого акционерного общества "Газпром".
Работа по инвентаризации и реструктуризации бюджетной задолженности в жилищно-коммунальном секторе относится к числу первоочередных мероприятий.
Требует решения вопрос о дебиторской задолженности населения. В ее состав входят как текущая задолженность, возникающая вследствие разницы между датами начисления и произведения платежа, так и просроченная задолженность, в том числе безнадежная.