6.1. Топливно-энергетический комплекс.
К топливно-энергетическому комплексу относятся организации:
- осуществляющие производство (генерацию), транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии;
- топливоснабжающие организации.
Регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергию, цен на уголь, реализуемый населению, должно быть направлено на защиту экономических интересов потребителя, обеспечение стабильного электроснабжения и энергетической безопасности региона и стимулирование экономии топливно-энергетических ресурсов,
В основу проводимой Администрацией области тарифной политики в топливно-энергетическом комплексе должно быть положено:
- реформирование региональной энергосистемы (2004-2008гг.);
- поэтапный переход оплаты за уголь населением на полную его стоимость, обеспечивающую 100-процентное возмещение затрат на приобретение угля и необходимой потребности в финансовых средствах топливоснабжающих предприятий.
Приоритетным направлением совершенствования системы энергоснабжения потребителей региона продолжает оставаться повышение эффективности учета и контроля производства, транспортировки и потребления продукции (услуг) энергоснабжающих организаций.
В этих целях в 2004 году необходимо проведение экспертизы нормативов расхода топлива и потребления энергии, а также обеспечить условия создания и развития рынка энергоснабжающих проектов.
В целях развития рыночных отношений в области производства (генерации) электрической и тепловой энергии необходимо обеспечить:
1. Разделение учета затрат энергоснабжающих организаций по видам деятельности (производство (генерация) и транспортировка), а также для производителей электрической энергии - по диапазонам напряжений.
2. Введение в действие раздельных тарифов на транспортировку и выработку электрической и тепловой энергии.
3. Законодательно закрепленное недискриминационное право свободного доступа независимых производителей к электрическим и тепловым сетям энергоснабжающих организаций.
В основу формирования тарифов на энергию должны быть положены следующие основные принципы:
- экономически обоснованные расходы;
- формирование инвестиционной составляющей в тарифе;
- формирование составляющей для образования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения.
На основании проведения ежегодных комплексных (финансовых и технологических) аудитов определяются экономически обоснованные расходы энергоснабжающих организаций и формируется нормативная база показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Технологический аудит должен быть направлен на выявление оптимальных режимов и объемов загрузки собственных мощностей энергоснабжающих организаций, резервов в затратной части, а также обоснованных объемов покупки энергии со стороны.
В целях оптимизации затрат потребителей на энергоносители необходимо обеспечить дифференциацию тарифов по зонам суток, времени года и режимам потребления.
6.2. Промышленный железнодорожный транспорт.
Государственное регулирование тарифов осуществляется на транспортные услуги, выполняемые на подъездных путях предприятиями промышленного железнодорожного транспорта независимо от их организационно - правовых форм и ведомственной принадлежности, путем декларирования их предельного уровня. В целях обеспечения единых методологических принципов регулирования, применяется порядок декларирования тарифов и методические указания по их формированию.
Основные подходы к формированию тарифов:
- обеспечение транспортных потребностей с наименьшими затратами;
- исключение негативного проявления монополизма;
- соблюдение баланса интересов как производителей, так и потребителей услуг.
Расчет тарифов на услуги промышленного железнодорожного транспорта осуществляется с учетом: