ПРОГРАММА Экологического образования и воспитания учащейся молодежи области на 1994-1995 годы
г. Орел, 1994 г.
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в Орловской области в организации экологического образования и воспитания в системе формального обучения наметился ряд положительных моментов: идет процесс экологизации существующих учебных дисциплин, разнообразнее становится содержание дополнительного экологического образования, его форм и методов, проводится обмен опытом методики преподавания основ экологии на совещаниях и конференциях, в ВУЗах области начала внедрятся новая интегрированная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности".
Формирование экологической культуры ведется по самым различным направлениям: информирование населения о состоянии экологической обстановке в области, проблемах экологии и путях их решения через средства массовой информации, чтение лекций, проведение бесед и консультаций, создание лекториев, школ знаний о природе, экологических клубов, организация кинофестивалей и выставок по природоохранной тематике, осуществление практических акций по оздоровлению окружающей среды. И все же, до сих пор в области не сложилась система непрерывного экологического образования и воспитания.
Данная программа направлена на улучшение этой работы и состоит из 2-х частей: теоретической и плана мероприятий по улучшению экологического образования и воспитания учащейся молодежи на 1994-1995 годы.
1. Роль экологического образования и воспитания в процессе формирования культуры природопользования
Среди многих проблем охраны окружающей природной среды, наиболее важной по своей значимости является проблема формирования экологической культуры, которую нередко называют культурой природопользования.
Во все времена человечество связывало свои надежды с развитием цивилизации, создание которой виделось путем ускоренного развития науки и техники. При этом человеческая деятельность развивалась на основе представления о неограниченности природных ресурсов и безграничной способности природы к самоочищению.
Воспитанию же духовности, нравственного начала в человеке, отодвигалось на задний план. В итоге человечество построило цивилизацию в основе которой лежит общество потребления с его социальным эгоизмом, жестокостью по отношению к природе и человеку, И в настоящее время человечество подходит к пределам допустимого давления на среду своего обитания, за порогом которого лежат экологические катастрофы.
Разумеется основную социальную ответственность за обострение экологической ситуации в России несут системы власти и управления обществом, но вместе с тем, ухудшение среды обитания в значительной мере связано с элементарной безграмотностью населения: с неосторожным и недальновидным, а нередко даже беспечным и преступным отношением к природе, с губительным воздействием на природные комплексы, с безответственностью большинства руководителей, обязанных по долгу службы заботится об экологичности вверенных им предприятий. Именно низкая культура природопользования является одной из причин потребительского отношения к природе.
Формирование экологической культуры, бережное, вдумчивое отношение к природе возможно лишь при резком подъеме экологического образования и воспитания, которое должно сыграть свою роль для того, чтобы были понятны стоящие перед человечеством вопросы, и чтобы все те кто имеет отношение к окружающей среде были вооружены знаниями, навыками и концепциями, которые могут изменить к лучшему существующее положение. Следовательно, роль экологического образования и воспитания в решении проблем охраны природной среды и использовании ее возможностей является решающей. Оно должно быть включено в рамки всей системы формального образования на всех уровнях в целях обеспечения необходимых знаний и навыков в вопросах рационального природопользования.
Конечная цель образования и воспитания по вопросам окружающей среды заключается в том, чтобы представить учащимся и студентам, населению области возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость осуществлять свою деятельность таким образом, что оно согласовывалось с ней.
Экологическое образование и воспитание должно придерживаться целостного подхода, который предполагает рассмотрение экологических, социальных, культурных и др. аспектов конкретных проблем. Однако, рассматриваемые проблемы должны быть теми с которыми обучающиеся сталкиваются у себя дома, в обществе, стране, и они должны помочь им приобрести знания и навыки, необходимые для решения этих проблем. В силу того, что они носят междисциплинарный характер, а так же приближают обучение к охране окружающей среде и к жизни, экологическое образование и воспитание может сыграть важную роль в обновлении систем всего образования.
II. Задачи просвещения в области охраны окружающей среды
Важнейшее место в экологическом образовании и воспитании отводится просвещению в области охраны окружающей среды, которое представляет собой процесс, включающий выработку у обучаемых определенной школы ценностей и уточнение некоторых представлений с целью пробудить у них способность и стремление к пониманию и правильной оценке взаимоотношений человека с природой. Просвещение в области окружающей среды представляет собой один из способов достижения целей, которые ставит перед собой охрана окружающей среды. Основными задачами просвещения в области окружающей среды являются:
1. Осознание проблем охраны окружающей среды.
Пробудить у каждого учащегося сознательное отношение и интерес к глобальным проблемам окружающей среды.
2.3нания в области окружающей среды.
Сообщать обучаемым основную информацию об окружающей среде, экологической обстановке в регионе, о связанных с ней проблемах и той ответственной роли, которую призван играть в этой области человек.
3 Воспитание реакции на окружающую среду.
Привить учащимся чувство социальной значимости проблем окружающей среды, глубокий интерес к этим проблемам и четко осознанное стремление своим поступкам способствовать сохранению и оздоровлению окружающей среды.
4. Развитие умений и навыков
Выработать у учащихся умение и навыки, необходимые для решения проблем окружающей среды.
5 Развитие критического отношения к обучению в области охраны окружающей среды
Научить учащихся правильно оценивать мероприятия и программы обучения в области охраны окружающей среды на базе критериев экологического, экономического, социального и эстетического характера.
6. Воспитание активности по отношению к окружающей среде
Воспитать у обучаемых чувство ответственности и готовность к немедленным действиям в случае необходимости принятия определенных мер для решения тех или иных вопросов связанных с защитой окружающей среды.