Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2000 ГОДА (ОБЛАСТНОЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ)

3.2. Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей Обобщённая оценка состояния проблемы в Орловской области


95,2% всех детей или 199,7 тысяч человек области воспитываются в семьях, причём 27% семей с детьми и неполные. Около трети детей являются единственным ребёнком в семье, 14% растут в многодетных семьях с тремя и более детьми.

Перемены, происходящие в экономике, политике, культурной жизни области в течение последних лет, оказывают значительное влияние на семью как естественную основу жизнеобеспечения детей. Возник целый ряд серьёзных проблем во всех областях жизнедеятельности семьи. Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребёнка с неадекватными экономическими возможностями большинства семей.

По итогам второго этапа мониторингового обследования социально-экономического потенциала семей различных социально-демографических типов, проведённого в 1995 году управлением соцзащиты под руководством ВНИКа Минсоцзащиты России "Территориальные социальные службы", число обеспеченных граждан за 1994 начало 1995 года сократилось в 9,4 раза, а социальная группа малоимущих выросла в 2,7 раза и составляет 76,8% населения области. Повышение уровня бедности, в основном, произошло за счёт резкого обеднения городского населения и наблюдается по всем без исключения демографическим и социальным типам семей. Преимущественную долю среди бедных семей (70%) составляют семьи с детьми или 101,5 тыс. семей.

Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной недостаточного по качеству, а в 8,8% семей для 12 тыс. детей и по количеству питания, проведение некачественного лечения, снижения потребления услуг сферы образования, слабой организации досуга и отдыха во время каникул, зрелищных, культурных мероприятий для детей, особенно в связи с коммерциализацией деятельности культурно-досуговых учреждений и ростом цен на их услуги.

Полномасштабное решение вопросов материального положения семей с детьми лежит в русле макроэкономической политики, трансформации распределительных и производственных отношений в обществе. В их числе реформа оплаты труда, социального обеспечения, становление института частной собственности и развитие предпринимательства. Вместе с тем должен быть выделен и реализован блок социальных задач, решение которых необходимо для обеспечения нормального развития детей, в том числе, потребления социальных благ и услуг.

Важной проблемой семьи является полноценная реализация воспитательной функции. У родителей остаётся всё меньше времени для воспитания детей в связи с необходимостью дополнительной работы для обеспечения потребностей семьи, а также возвращением в семью многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг. Существующее законодательство о льготных режимах работы для женщин, воспитывающих детей, практически не действуют, вступая в противоречие с экономическими интересами работодателей и самой работницы.

В настоящее время из 9744 зарегистрированных безработных 18% составляют женщины - матери несовершеннолетних детей. Отцы, за исключением тех, кто воспитывает ребёнка без матери, права на такого рода льготы не имеют вообще.

Серьёзного внимания требует повышение педагогической и психологической культуры родителей.

В сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода, в тех семьях, где родители ведут аморальный образ жизни. В области ежегодно с одним из родителей вследствие разводов остаётся 3,2 тысячи детей, 4,2 тысячи детей живут в семьях алкоголиков, 1,7 тысячи - в семьях осуждённых родителей. В результате нарушаются психологические связи между ребёнком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Особого внимания требуют проблемы дошкольного воспитания детей. Сочетание семейного и общественного воспитания наиболее соответствует целям всестороннего развития ребёнка.

В настоящее время всё больше ограничивается возможность использования семей детских дошкольных учреждений. В г. Орле 250 семей стоят на очереди на определение детей в детские дошкольные учреждения. Это связано с сокращением числа таких учреждений (за 1994 год их число сократилось на 125 единиц) и возросшей платой за содержание в них детей. Это является одной из причин, вынуждающих женщин оставлять место работы и влияющих на сокращение дохода семьи. Кроме того, длительные перерывы в работе влияют на трудоустройство женщин в будущем, понижая их конкурентоспособность на рынке труда. В области 1773 женщин, имеющих детей дошкольного возраста, состоят на учёте служб занятости. Задача сохранения и развития системы детских дошкольных учреждений остаётся чрезвычайно актуальной. Однако сама эта система должна претерпеть существенные изменения и ориентироваться на расширение видов представляемых услуг, форм организации ухода и присмотра за детьми и повышение их качества, в том числе, через учреждения социальной помощи семье и детям.

В области растёт число детей-сирот и детей, лишившихся по разным причинам родительского попечения, воспитывающихся вне семейной среды в специальных воспитательных учреждениях. На 01.01.1996 г. их насчитывается 1050. Необходимо планомерно предпринимать усилия по изменению сложившейся практики жизнеустройства этих детей, развития новых форм и процедур передачи их на воспитание в семьи.

Обобщённая оценка государственных мер с точки зрения достаточности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией государственной семейной политики утверждённой Правительством, семья находится под защитой государства. Принимаются меры по установлению приоритета интересов детей при проведении социальной политики. Введена система единых государственных социальных пособий семьям, имеющим детей. Интересы семей с детьми учитываются в пенсионном обеспечении, социальном страховании, при наступлении безработицы. Осуществляется социальная поддержка семей с детьми в рамках областной комплексной программы "Семья". Началось развитие системы социального обслуживания, создание сети социальных учреждений по оказанию социальной помощи семьям и детям, в том числе: предоставление консультативно-психологической, психолого-педагогической, реабилитационной помощи семье и детям, подготовка профессиональных кадров социальных работников и социальных педагогов. В настоящее время на территории области действуют 27 специализированных учреждений социальной помощи семье и детям, в 1996 году планируется открыть ещё 11 таких учреждений и структур. За 1995 год ими было обслужено 21440 детей и 12260 семей.

Вместе с тем совместные усилия семьи и государства пока недостаточны для обеспечения каждому ребёнку уровня жизни, необходимого для его полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития.