Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     16 апреля 1996 года                                         № 225
     г. Орел

О создании клиринговой палаты и мерах по усилению работы по снижению неплатежей


Кризис платежной дисциплины и нарастание взаимных неплатежей становятся серьезным препятствием на пути стабилизации деловой активности и общественно-политической обстановки в области. Парализация расчетной дисциплины не только охватила все аспекты финансовой деятельности отраслей, но все больнее бьет по интересам бюджета, социальным программам, не позволяет обеспечивать своевременную выплату зарплаты, пенсий, пособий и других выплат:

Многочисленные попытки на общегосударственной уровне и в регионах упорядочить систему расчетов традиционными методами, а также разовые меры в этом направлении не приносят ощутимых результатов. Не нашла массового распространения в регионах области система вексельных кредитов банков, осуществление разовых зачетов задолженности неплательщиков,

Углубленный анализ структуры неплатежей и характера стоящих за ними хозяйственных связей показывает, что даже в нынешних, исключительно финансово-ущербных условиях функционирования деловой активности есть возможности в определенной степени сократить размеры выпавшей из оборота взаимной задолженности, ускорить движение средств по кругу взаимосвязанных товаропроизводителей, повысить оборачиваемость средств. Это становится осуществимым с помощью задействования системы клиринговых расчетов в рамках методических рекомендаций "Преодоление неплатежей по методу взаимного возврата (ВВП)" (приложение № 1), аналитической дешифровки производственных, товарных и финансовых связей предприятий, преодоления с согласия субъектов рынка информационной закрытости их сведений о круге неплательщиков, использования денежного, товарного и вексельного клиринга, что позволяет существенно расширить объемы взаимного зачета неплатежей.

Предварительные расчеты показывают, что наибольшую эффективность метода взаимного возврата задолженности можно обеспечить в системе взаимоотношений предприятий системы АПК между предприятиями с длительными хозяйственными связями, при расчетах партнеров с участием бюджетов, что позволит региону в целом и участвующим предприятиям добиться ускорения оборота финансовых средств, раскупорить застоявшиеся тромбы неплатежей, ускорить создание и функционирование оптового рынка в регионе.

В целях создания: и запуска в работу надежного механизма расшивки неплатежей, отвечающего нынешнему уровню правового и экономического состояния общества, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Считать исключительно важной задачей для области в целом всех предприятий и организаций проведение системной и целенаправленной работы по упорядочению платежной дисциплины:

Создать при центре ОЦРО "Развитие" клиринговую палату и способствовать привлечению к ее работе предприятий и организаций, на добровольной основе.

Согласиться с намерением АО "Орловская Нива" развернуть работу собственной клиринговой палаты по методике и направлениям деятельности в соответствии с настоящим решением, сосредоточив внимание на упорядочении платежной дисциплины в системе АПК и примыкающих к ней отраслях.

Принять предложение Главного управления Центробанка РФ по Орловской области коммерческих банков об их непосредственном участии в упорядочении платежной дисциплины в области, использовании в процессе осуществления клиринговых операций банковских средств.

Утвердить функции специалистов клиринговой палаты (Приложение № 2).

Установить, что клиринговая палата:

функционирует в условиях добровольного привлечения и заинтересованности партнеров; оформляет на согласованной основе с заказчиками взаимные обязательства, порядок оформления и завершения операций; рекламирует свою деятельность.

работает на основе самофинансирования за счет оплаты клиентами услуг по согласованным ставкам в зависимости от характера операций и введения в действие по договоренности системы абонементной штаты хозяйствующими субъектами. Доходы от деятельности клиринговой палаты используются в дальнейшем на развитие собственной деятельности, информационно-технического обеспечения и средств связи, формирование оборотного кредитного капитала с целью направления его при проведении взаимозачетов, в инвестиционный фонд, стимулирование высокоэффективной работы специалистов. На период освоения работы палаты (3-4 месяца) финансирование ее затрат отнести на счет администрации области с последующей компенсацией;

учитывая необходимость эффективной и быстрой обработки потенциально больших объемов коммерческой информации и использования для этого технических и компьютерных сетей, отсутствие в настоящий момент такой собственной технической базы, привлекает для этих целей соисполнителей операций на договорной основе;

для освоения и проведения товарного клиринга организует взаимодействие о оптовыми базами, коммерческими структурами на предмет выявления и включения в возможный оборот ч обмен по заявкам клиентов требуемые материальные и другие ценности;

осуществляет деятельность в направлений охвата максимально большего числа заказчиков, вплоть до привлечения их из регионов ассоциации "Черноземье".

2. Руководителям центра ОЦРО "Развитие":

выступить в средствах массовой информации, перед хозяйственными руководителями предприятий любых форм собственности о целесообразности активного их участия в работе по упорядочению расчетов; стремиться к всемерному расширению клиентуры;

немедленно приступить к формированию аппарата клиринговой палаты с расчетом последовательного освоения и усложнения операций;

разработать и внедрить в практику работы с клиентурой, банками соглашения о порядке взаимодействия и взаимной ответственности, порядке оформления и завершения финансовых операций;

развивать сотрудничество с банковскими структурами в деле совершенствования платежной дисциплины, более широкого целенаправленного привлечения кредитов для ускорения развязывания неплатежей.

3. Руководителям и подразделениям администрации области администраций городов и районов обеспечить поддержку деятельности клиринговой палаты, всячески способствовать расширению сферы ее работы.

4. Финансово-кредитной комиссии администрации области:

осуществлять постоянный патронаж над клиринговой палатой и способствовать совершенствованию ее деятельности;

развивать другие механизмы совершенствования платежной дисциплины, в частности, с помощью банковского вексельного кредита; повысить эффективность и управляемость вексельного обращения, расширить период хождения векселей, выпущенных администрацией области, и охват вексельным оборотом возможно большего числа задолжников.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на зам. главы администрации области Т.П. Кравченко.

     Глава администрации области                           Е.С. Строев


Приложение № 1
к постановлению
главы администрации области
от 16 апреля 1996 года № 225

Методические рекомендации по преодолению неплатежей

Неплатежи отдельных предприятий - явление довольно обычное для рыночной экономики любого, в том числе советского типа. Массовые неплатежи - тоже не редкость. Как правило, они являются сигналом начала экономического кризиса, который довольно регулярно, через 8-11 лет повторяется в развитых капиталистических странах.

Развязка неплатежей может осуществляться через банкротства предприятий, если они утрачивают дееспособность ввиду реальной неэффективности, либо в случае неблагоприятных внешних условий хозяйственной деятельности: под влиянием жесткого и непропорционального налогового пресса, неожиданного подрыва производственных и товарных связей, других экстремальных обстоятельств.

Нынешний обвал неплатежей уникален, поскольку произошел не в самом начале затяжного экономического кризиса, а в период, когда экономический спад сократил объемы производства валового национального продукта почти в два раза. Это наилучшим образом характеризует его искусственный характер - сначала он совершенно искусственно оттягивался, а ныне решительно пущен на самотек с целью ускорить процесс формирования "стратегических собственников".

Чтобы остановить этот обвал, либо придать ему управляемые масштабы - без массовой денежной эмиссии - необходимо максимально задействовать механизм клирингов. Однако практически это трудно осуществимо в рамках традиционных методов, поскольку в связи с "плюрализацией" банковской деятельности ранее единое поле финансовой информации оказалось расчленение на изолированные участки, границы которые охраняются коммерческой тайной.

Подключение к клирингам казначейских векселей федерального уровня маловероятно, пока ситуация в бюджете остается более чем напряженной, а ресурсы госсобственности в обеспечение векселей становится все более призрачными. Совсем не просто в условиях экономического спада обеспечить доверие к частным векселям. Следовательно, и в части вексельного оборота мы вновь сталкиваемся с необходимостью поиска новых подходов, позволяющих локализовать негативные последствия взаимной подозрительности дебиторов и кредиторов.

Эффективное сокращение неплатежей предполагает введение в действие полой системы финансовых и организационно-хозяйственных рычагов поощрения производственной активности, сокращения затрат как непосредственно в сфере производства, так и особенно в ныне разбухшей сфере обращения. Скажем, если в 1988 г. удельной вес закупочных цен на зерно в розничной цене хлебобулочных изделий составлял около 80 %, а в цене муки 67 %, то, понизившись до 12-15 % в настоящее время, он в полной мере объясняет принципиальную невозможность превращения сельскохозяйственных предприятий в платежеспособные, пока не будет преодолено паразитарное посредничество, перехватывающее больше половины розничной пены муки и хлеба.

Не менее важно для преодоления неплатежей осуществить радикальную налоговую реформу, хотя бы в той части, которая не затрагивает федеральный бюджет. Главным ее направлением должно стать перенесение основной тяжести налогового бремени с нормативной прибыли, необходимой для нормального осуществления простого и частично расширенного воспроизводства, - на паразитарные доходы: земельную ренту, монопольную прибыль, прибыль, получаемую благодаря инфляции, и т.п.

И, наконец, в оперативном плане сокращения неплатежей может быть организовано как форма деятельности Областного Центра организации рыночных отношений, опираясь на разработанный метод взаимного возврата неплатежей (ВВН), который позволяет в условиях современного экономического кризиса уменьшать дебиторскую задолженность примерно в 4 раза основательней, чем на то способны традиционные клиринги.

Эти преимущества метода ВВН достигаются за счет:

1. Аналитической дешифровки системы производственных, товарных и финансовых связей предприятий, что позволяет в известной мере преодолевать информационную блокаду кредиторской задолженности и некоторые элементы коммерческой тайны;

2. Совместного использования денежного, товарного и вексельного клиринга, что существенно расширяет объемы взаимного зачета неплатежей. Тем более, что вексельный оборот, если он будет осуществляться через ОЦОРО, становится более предсказуемым и надежным;

3. Введения в действие взаимной отсрочки платежей, что в свою очередь, обеспечивает дополнительные возможности маневра финансовыми ресурсами;

4. Применения особых приемов обращения части дебиторов в кредиторов, что позволяет существенно увеличить объемы клиринга и взаимной отсрочки платежей.

Само собой разумеется, что столь широкий спектр операций выходит далеко за пределы возможностей банковской деятельности.

Он практически возможен только в рамках такой многопрофильной структуры, как ОЦОРО, который способен не только оперативно аккумулировать и обрабатывать по. особой методике массовую информацию по динамике задолженности большого числа предприятий, но и организовывать в немалых объемах потоки товарных и кредитных ресурсов, контролировать обеспеченность последних материальными и другими фондами и ресурсами.

Главное условие успеха выполнения опреаций по методу ВВН хороший уровень подготовки кадров и содействие администрации области в осуществлении натурализации финансовых обязательств предприятий, а также ряда коммерческих структур и банков.

Методические рекомендации по использованию метода ВВН для сокращения неплатежей излагаются ниже.

ПОДГОТОВКА ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Деятельность в этом направлении начинается с соответствующей рекламы, информирующей предприятия об условиях выполнения заявок на преодоление неплатежей (рекламное извещение прилагается).

По мере поступления заявок согласно формы № 1 они регистрируются в очередности, предполагающей, что предприятиям Орловской области выделяются номера от 1 до 4999, предприятиям других областей - от 5000 и более, с отчлененном для любой другой области не менее 1000 либо 2000 номеров. Нумерации для Орловских предприятий, в свою очередь, подразделяется таким образом, чтобы у каждого района был достаточно емкий интервал регистрации заявок.

При регистрации заявок по форме № 1 номер клиента крупно и четко вписывается по строчке "индекс заказчика"

Заявки предприятий регистрируются в специальном журнале следующим образом: с учетом кодификатора (т.е. присвоенного номера клиенту) сведения о размерах дебиторской (а, при возможности, и кредиторской) задолженности фиксируются по каждому дебитору (кредитору) отдельной строчкой, при этом коды отражаются в колонке 1.

Делается это по следующей форме:

После заполнения журнала в заявки предприятия вносится индекс (код) заказчика в колонке 0, индексы его партнеров по задолженности.

Немаловажная деталь. Для обеспечения возможности построения развернутых "цепей" платежной взаимосвязанности клиентуры, можно и должно инициировать активность все более широкого круга предприятий в непосредственном участии при разрешении проблем неплатежей. Эффективность этих операций кратно повышается по мере увеличения числа заявок.

Путем ксерокопирования только данных гр. 0-1 из заявки предприятия (вместе с индексом заказчика) формируются удобные для последующей работы индивидуальные карточки заказчиков, которые затем формируются по номерам в ящики, примерно по 100 штук. Поскольку в ходе работы карточки будут многократно изыматься, целесообразно иметь при каждом ящичке определенное число сигнализаторов места изъятия карточки, позволяющих быстро возвращать отработанную карточку на место.

ПОСТРОЕНИЕ "ЦЕПОЧЕК" ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Используя индивидуальные карточки, заполняем разработочную форму № 2 (прилагается) для построения "цепочек" задолженности по каждому заказчику. Для этого в строке "уровни задолженности" (обозначим их условно: дедушка, отец, сын, внук, правнук и т.д.) в качестве первого уровня принимаем данные заказчика по его индивидуальной карточке, выписывая их в виде дроби, числитель которой - регистрационный номер (индекс) дебитора, и кредитора, а знаменатель - размер задолженности в млн. руб.

По строке второго уровня задолженности таким же способом выписываются дебиторы и кредиторы предприятий, фиксированных соответственно в графе дебиторской и кредиторской задолженности, Для этого поднимается сначала Индивидуальная карточка N 2043 (взято в качестве примера), из которой выбирается информация о дебиторской задолженности данного предприятия, затем карточка № 6700, и из нее тоже выписывается дебиторская задолженность и т.д. Наоборот, из индивидуальных карточек № 1020 и № 9400 на форму № 2 выводятся только данные о кредиторской задолженности. По строке третьего уровня задолженности выписываются дебиторы и кредиторы каждого предприятия, оказавшегося в строке второго уровня, и т.д. Поскольку подобный способ заполнения формы № 2 предполагает, что от более низкого уровня фиксации задолженности к более высокому уровню, число дебиторов и кредиторов будет нарастать лавинообразно, разработочная ведомость должна предусмотреть достаточные размеры клеток , подлежащих заполнению.

Если имеются основания ожидать неполноту сведений, представленных заявителями (это более вероятно в части кредиторской задолженности), в ходе заполнения строки первого уровня задолженности можно провести допроверку состава кредиторов заявителя по нумерации дебиторов во всех остальных индивидуальных карточках.

Разработочная ведомость позволяет построить двоякого рода "цепочки" задолженности одних предприятий от других: самые удобные для клирингов замкнутые "цепочки" и менее удобные, В соответствии с методом ВВН тоже используемые для сокращения неплатежей - разомкнутые "цепочки".

К замкнутым "цепочкам" относятся такие, в которых каждый из дебиторов одновременно является кредитором одного из предприятий", включенных в "цепочку". Наоборот, в разомкнутых "цепочках" одно из предприятий, связанных "цепочкой" неплатежей, является и по отношению ко всем остальным только кредитором.

Построение "цепочек" позволяет весьма наглядно представить технологию последующих взаиморасчетов, расширить механизм традиционных клирингов. Традиционные клиринги позволяю гасить задолженность только в замкнутых "цепочках", а при отсутствии кредитных ресурсов на завершение зачета - только по минимуму. Предлагаемый метод ВВН дает возможность осуществлять клиринг и при разомкнутой "цепочке", о чем речь пойдет ниже.

ДЕНЕЖНЫЙ КЛИРИНГ

В этом разделе в понятие "денежный клиринг" вкладывается не движение денег, а система бухгалтерских проводок с конечной выпиской без акцептного (или акцептного) поручения для осуществления итоговых банковских операций и расчетов.

Дня погашения неплатежей путем денежного клиринга прежде всего следует по форме вида № 3 раздельно выписать из разработочной ведомости № 2 "замкнутые", а затем "разомкнутые цепочки". При этом не забудем, что в состав "цепочки" по каждому заказчику желательно включать не только его дебиторов, но и его кредиторов, по отношению к которым он сам является дебитором.

В процессе денежного клиринга могут быть выполнены три операции.

1. Простой полный клиринг, при котором происходит погашение взаимной задолженности в замкнутых "цепочках" - на уровне дебитора с минимальной суммой задолженности, т.е. по традиционной схеме (но без привлечения кредиторов). Для осуществления клиринга подходят только замкнутые "цепочки". Например, если из формы № 3 мы имеем "цепочку" следующего вида:

2043 - 249 120/36 - 95 84/137 - III 205/400 - 2043 100/24

(Здесь указано, что номеру 2043 должен 120 млн.руб. № 249, а последнему в свою очередь 85 млн.руб. должен № 95, и т.д.), то в данном случае простой полный клиринг предполагает, что погашение взаимной задолженности произойдет на уровне 85 млн.руб. т.е. бремени, висящем на предприятии № 95. В таком случае оформляется поручение банкам на списание по "цепочке" всем предприятиям суммы в 85 млн.руб. - безакцептно. В итоге, вместо прежней общей суммы неплатежей 510 млн.руб. (120+85+205+100), остается 170 млн.руб.: (120-85)+(85-85)+(205-85)+(100-85).

Для того, чтобы полный клиринг заработал, ОЦОРО должно подготовить проект постановления главы администрации области о делегировании права давать банкам безакцептные поручения по результатам клиринговых расчетов.

2. Усложненный полный клиринг. Он предполагает, что погашение взаимных неплатежей осуществляется на более высоком уровне, чем минимальная задолженность одного из дебиторов. Так, если в выше приведенном примере, вместо 85 млн.руб., взаимный зачет будет выполнен исходя из суммы в 100 млн.руб., то общий объем дебиторской задолженности сократится до 140 млн.руб. /(120-85)-(205-100)/, в том числе для предприятия № 2043 (как последнего звена цепи) она станет равной нулю, для № 249 составит 35 млн. (в т.ч. 20 млн.руб. номеру 2043 и 15 млн.руб. номеру 95); для № 95 сократится до - 105 млн. Самое же примечательное состоит в том, что № 95 в этом случае из должника, номера 249 превратится в его кредитора (в сумме 15 млн.руб.), а из общей задолженности в 35 млн.руб. № 249 теперь предстоит возвращать предприятию N 2043 - 20 млн.руб. и предприятию № 1111 - 15 млн.руб. В зависимости от структуры дебиторской задолженности в замкнутых "цепочках" преимущества усложненного клиринга, в сравнении с простым, могут быть достаточно существенными. Однако безакцептность выполнения данных операций практически не всегда рациональна (как в случае с предприятием № 95, когда он вынужден становиться кредитором в размере 15 млн.руб.).

В связи с этим в проекте постановления главы администрации (о чем шла речь выше) следует продумать дополнительно вопрос об акцепте документов.

3. Частичный клиринг. Он применяется для частичного зачета неплатежей в разомкнутых "цепочках". Например, если мы обнаружили дебиторскую "цепочку" вида:

2043 - 249 120/36 - 95 85/137 - 1111 205/400

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»