21 сентября 1994 года № 306
г. Орел
О ходе выполнения постановления главы администрации области от 18.04.1994 г. № 129 и областной программы послечековой приватизации в 1994-95 годах
Отметить, что в ходе реализации постановления Главы администрации области от 18.04.1994 г. № 129 "Итоги приватизации и ее социально-экономические последствия. Областная Программа приватизации на 1994 год" в области успешно завершен этап чековой приватизации. Комитетами по управлению имуществом всех уровней и фондами имущества совместно с трудовыми коллективами за весь период приватизации были разработаны и в основном реализованы планы приватизации по 752 объектам государственной и муниципальной собственности. Жителям области была предоставлена возможность вложить приватизационные чеки в покупку акций 276 приватизированных предприятий, акции которых выпущены в продажу.
Однако на данном этапе приватизации не были достигнуты условия реальных изменений в отношении повышения эффективности работы приватизированных предприятий. Большинство из них не воспользовались возможностью акционерных обществ по привлечению средств для своего развития. Из-за недостаточной проработки при приватизации предприятий процедурных вопросов по содержанию и использованию объектов жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, находящихся на балансе приватизированных предприятий,по отдельным из них возникла социальная напряженность.
Для упорядочения процесса приватизации в послечековый период и во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" постановляю:
1. Утвердить представленную комитетом по управлению имуществом области "Программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Орловской области", разработанную в соответствии с "Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года", и внести ее на рассмотрение Областной Думы. Программа прилагается.
2. Предоставить Фонду имущества области право на осуществление продажи земельных участков, занятых приватизируемыми государственными предприятиями.
Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области уполномочить соответствующие фонды имущества (при их отсутствии - Комитеты по управлению имуществом или иные органы) на осуществление продажи земельных участков, занятых приватизируемыми муниципальными предприятиями.
3. Комитету по управлению имуществом области (Алексеев В.А.) в недельный срок разработать и представить на утверждение методику расчёта выкупной стоимости государственного недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, в том числе встроенно-пристроенных помещений в жилых домах), сданного в аренду.
4. Установить, что земельные участки,занятые приватизируемыми предприятиями, продаются по цене, равной трехкратной величине нормативной цены земли, определяемой в соответствии с законодательством и нормативными актами РФ.
5. Финансовому управлению (Удалова Н.М.) в срок до 15.09.94 г. перечислить Фонду имущества области 114 млн.руб. в оплату акций, подлежащих выкупу сельскими товаропроизводителями согласно квот, утвержденных постановлением Главы администрации области от 15.03.94 г. № 86.
Установить, что указанные средства подлежат возврату в бюджет на беспроцентной основе сельскими товаропроизводителями в суммах, адекватных полученным акциям.
6. Фонду имущества области (Аверочкин Н.С.) в двухнедельный срок после внесения средств из бюджета в оплату акций, подлежащих передаче сельским товаропроизводителям, передать соответствующие сертификаты новым собственникам.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области принять соответствующие решения по вопросам, указанным в пунктах 3 и 4 настоящего постановления.
8. Главам администраций городов и районов обеспечить приведение местных программ приватизации в соответствие с Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года.
9. Снять с контроля постановление Главы администрации области от 18.04.94 г. № 129 "Итоги приватизации и ее социально-экономические последствия. Областная программа приватизации на 1994 год".
10. Контроль за выполнением постановления возложить на 1-го заместителя Главы администрации области Васильковского А.Е. и заместителя Главы администрации области В.А. Алексеева.
Глава администрации Е.С. Строев
Приложение
к постановлению Главы
администрации области
от 21 сентября 1994 г. № 306
ПРОГРАММА
приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Орловской области
1. ВВЕДЕНИЕ
Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Орловской области (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", требованиями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (далее Государственной программой), утвержденной Указом Президента Российской Федерации 24 декабря 1993 г. № 2284 и с учетом Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. (далее Основные положения), утвержденных Указом Президента Российской Федерации 22 июля 1994 г. № 1535.
1.1. Главными целями приватизации государственных и муниципальных предприятий после завершения срока действия приватизационных чеков являются:
- повышение эффективности деятельности отдельных предприятий и экономики в целом;
- формирование широкого слоя частных собственников и содействие процессу образования стратегических частных собственников;
- привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;
- содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров).
1.2. Приватизация государственных и муниципальных образовательных учреждений, закрепленных за ними объектов социальной инфраструктуры (в том числе жилых помещений, расположенных в зданиях учебного, производственного, социального и культурного назначения), клинических баз учреждений медицинского образования, а также учреждений и организаций здравоохранения (за исключением аптечных учреждений и предприятий) до принятия соответствующего федерального закона не осуществляется.
1.3. Приобретение земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности", от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и разделом 4 Основных положений. После принятия Земельного кодекса Российской Федерации указанный порядок должен быть приведен в соответствие с ним.
1.4. Принятые до утверждения Основных положений решения о приватизации государственных (муниципальных) предприятий подлежат обязательному выполнению.
1.5. Продажа государственных (муниципальных) предприятий, акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий,планы приватизации которых были утверждены до 1 июни 1994 г. осуществляется в соответствии с утвержденными планами приватизации и порядком оплаты,установленным Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1994 г. № 1374 "О мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации.
Акции акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных предприятий до утверждения Основных положений, за исключением закрепленных в установленном порядке в государственной собственности, подлежат продаже до 1 января 1995 г.
Акции акционерных обществ, подлежащие в соответствии с утвержденными до 1 июля 1994 г. планами приватизации продаже на специализированных чековых аукционах и не проданные до 1 июля 1994 г. продаются на аукционах или по конкурсу за деньги.
1.5. Способы приватизации, требования и льготы, предоставляемые при приватизации, установленные настоящей Программой обязательны для исполнения органами местного самоуправления области. Не допускается введение органами местного самоуправления ограничений на приватизацию предприятий и иного имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности не предусмотренных настоящей Программой.
2. Преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества и порядок принятия решения о их приватизации
2.1. Объекты и предприятия, расположенные на территории Орловской области, по возможности их приватизации распределены на следующие группы:
- объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. (Перечень объектов определяется п. 2.1 Государственной программы);
- объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Правительства РФ. (Перечень объектов определяется п. 2.2 Государственной программы);
- объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Госкомимущества РФ с учетом мнения отраслевых министерств и ведомств. (Перечень объектов определяется п. 2.3. Государственной программы);
- объекты и предприятия государственной (муниципальной) собственности, приватизация которых осуществляется в соответствии с Государственной программой по решению органов государственной власти и управления области и местными программами. (Перечень объектов определяется п. 2.4. Государственной программы);
- объекты и предприятия, подлежащие обязательной приватизации. (Перечень объектов определяется п. 2.5. Государственной программы).
Государственные и муниципальные предприятия с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1994 г. 20 млн.руб. и более подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа с единовременным предоставлением льгот членам трудовых коллективов и лицам, приравненным к ним, в соответствии с требованиями Программы за исключением предприятий:
- отнесенных к разделу 2.1 Государственной программы;
- на базе которых созданы либо создаются казенные заводы (казенные фабрики, казенные хозяйства) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1003 "О реформе государственных предприятий";
- подлежащих продаже товариществам в соответствии с пунктом 5.16 Государственной программы;
- с долевым участием иностранных инвестиций.
2.2. Учредителями акционерных обществ открытого типа, создаваемых в процессе приватизации, являются соответствующие комитеты по управлению имуществом.
2.3. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа осуществляется в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", с учетом настоящей Программы.
Рабочая комиссия, создаваемая на каждом предприятии, подлежащем преобразованию в акционерное общество открытого типа, разрабатывает и предоставляет для утверждения в Комитет по управлению имуществом области следующие документы (далее именуются - документы):
план приватизации;
акт оценки имущества;
устав акционерного общества, подготовленный в соответствии с типовым уставом акционерного общества открытого типа.
Типовая форма плана приватизации утверждается Госкомимуществом России.
Утвержденный план приватизации является одновременно заявкой на государственную регистрацию акционерного общества.
Если в установленные комитетом по управлению имуществом сроки документы не подготовлены, подготовка документов осуществляется комиссией по приватизации,созданной комитетом и действующей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", на основании баланса предприятия, предоставленного им в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия.
Директор и главный бухгалтер предприятия несут ответственность за достоверность акта оценки имущества.
2.4. Решения о приватизации объектов и предприятий, относящихся к разделам 2.2 и 2.3 Государственной программы, принимаются на основании федеральных законов и актов Президента Российской Федерации соответственно Правительством Российской Федерации, Госкомимуществом России и комитетом по управлению имуществом области.
Впредь до принятия федерального закона "Об утверждении Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г." решения о приватизации объектов и предприятий указанных в приложении 3 к Основным положениям, принимаются в соответствии с порядком, изложенным в этом приложении.
Приватизация объектов и предприятий, на которые распространяются ограничения, установленные Государственной программой и основными положениями, без разрешения соответствующих органов не допускается.
2.5. Порядок принятия решения о приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности и относящихся к разделам 2.2 и 2.3 Государственной программы и способы приватизации этих предприятий осуществляются в соответствии с п.п. 2.5, 2,6, 2.7, 2.8 Основных положений.
2.6. До принятия соответствующего Федерального закона передача акций, закрепленных в федеральной собственности, в доверительную собственность (траст) осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2296 "О доверительной собственности (трасте)".
2.7. Нормативные акты органов местного самоуправления по вопросам приватизации не могут противоречить законодательным и нормативным документам Российской Федерации по приватизации, в том числе изменять или дополнять предусмотренные ими способы приватизации. Местными нормативными актами не могут изменяться порядок и сроки осуществления приватизации, предусматриваться иной порядок согласования, разрешения, утверждения документов,а также осуществление прочих действий, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2.8. Органы государственной власти области, а также органы местного самоуправления имеют право принимать решения:
1) в отношении предприятий, относящихся к разделу 2.4 Государственной программы и соответствующему виду собственности:
- о запрещении осуществлять приватизацию;
- о величине и сроках закрепления в государственной (муниципальной) собственности пакета акций и о выпуске "Золотой акции" при эмиссии акций предприятий, соответствующих признакам, указанным в пункте 2.7 Основных положений;
- о досрочной продаже акций, закрепленных в государственной собственности;
2) в отношении иных предприятий, относящихся к соответствующему виду собственности:
- о преобразовании государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества открытого типа независимо от стоимости основных фондов;
- о выборе способа продажи пакетов акций в соответствии с Основными положениями;
- об исключении из состава имущества, учитываемого при определении уставного капитала приватизируемого предприятия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (домов культуры, стадионов, спортивных сооружений, котельных и других), обслуживающих население.
3. Способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации
3.1. Конкретный способ приватизации предприятия определяется рабочей комиссией по приватизации или комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом.
3.2. Предусматривается использование следующих способов приватизации:
3.2.1. Безвозмездная передача акций акционерных обществ открытого типа работникам приватизируемого предприятия и приравненных к ним лиц в соответствии со льготами, предусмотренными Основными положениями.
3.2.2. Продажа акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации:
- работникам предприятий и приравненным к ним лицам по закрытой подписке в соответствии со льготами, предоставленными им Основными положениями;
- по инвестиционному конкурсу;
- по коммерческому конкурсу;
- на аукционе, в том числе проводимом с использованием институтов фондового рынка (включая фондовые биржи);
- на специализированном аукционе по продаже акций.
3.2.3. Продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами:
- на аукционах;
- по коммерческому конкурсу, в том числе с ограничением состава его участников;
- по инвестиционному конкурсу.
3.2.4. Выкуп арендованного имущества.