На потребительском рынке Орловской области на данном этапе его развития по достигнутому уровню продажи товаров на душу населения сложилось четыре зональных конфигурации.
Конфигурация 1 включает в себя динамично развивающиеся торговые зоны городов (гг. Орел, Ливны, Мценск), для которых стратегия государственного регулирования должна сводиться к организационной поддержке системообразующих субъектов потребительского рынка: сетевых структур и других участников торгового процесса, сфокусированных на организации торгового обслуживания конкретного конечного потребителя (в т.ч. социально незащищенных слоев населения).
Конфигурация 2 объединяет торговые зоны ряда сельских районов с достаточно высоким уровнем торгового обслуживания населения (Малоархангельский, Новодеревеньковский, Орловский, Свердловский, Урицкий). По данным фигурантам предусматривается координирующее воздействие администраций всех уровней в целях дальнейшего совершенствования рыночной инфраструктуры.
Конфигурация 3 соответствует тем торговым зонам, в которых на фоне относительной стабилизации развития торговой сферы требуется проработка комплекса организационных и экономических мер по реализации государственной стратегии дальнейшего становления рыночных условий хозяйствования, повышения конкурентоспособности хозяйствующих на их территории субъектов (Болховский, Должанский, Залегощенский, Верховский, Глазуновский, Кромский, Колпнянский, Корсаковский, Краснозоренский, Ливенский, Мценский, Новосильский, Покровский, Троснянский).
К конфигурации 4 относятся торговые зоны экономически нестабильные, со слабо развитой рыночной инфраструктурой. (Дмитровский, Знаменский, Сосковский, Шаблыкинский, Хотынецкий).
В данных районах требуется мобилизация серьезных интеллектуальных и денежных ресурсов для осуществления стратегии комплексного реформирования и последовательного развития всех участников торгового процесса.
Учитывая вышеизложенное, цели и задачи комплексной программы "Развитие торговли Орловской области на 2003-2005 г.г." при общей направленности на дальнейшее совершенствование системы торгового обслуживания населения носят дифференцированный характер.
Основной целью государственного регулирования потребительского рынка для торговых зон 1 и 2 является создание благоприятной конкурентной среды для активного внедрения инновационного менеджмента, направленного на продвижение экономических реформ в торговом секторе.
В торговых зонах, входящих в 3 и 4 конфигурации, ставится цель по переориентации механизма государственного регулирования торговых процессов на региональном и муниципальном уровнях на осуществление последовательных действий по оказанию поддержки социально ориентированных направлений развития торговой сферы.
На данном этапе развития основной задачей государственного регулирования торговли области является совершенствование хозяйственной деятельности предприятий и организаций отрасли в целях более полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах.
При этом государственное регулирование осуществляется по следующим направлениям:
- формирование оптимальной структуры торговой сети региона, постоянное развитие и совершенствование ее материально-технической базы;
- рациональное территориальное размещение торговых объектов;
- создание равных условий конкурентной среды торгующим организациям различных организационно-правовых форм;
- координация взаимодействия торговли и предприятий переработки региона и выработка рационального механизма продвижения местных товаров на внутриобластной потребительский рынок;
- повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов отрасли;
- обеспечение роста налоговых поступлений от торговой деятельности.
В целях дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования торговли в ближайшие 3 года предстоит выполнить следующие задачи:
- участвовать в разработке комплекса мер по обеспечению целостного социально-экономического развития муниципальных территорий и становления цивилизованных рыночных условий хозяйствования торгующих структур;
- продолжить работу по формированию нормативно-правового поля функционирования участников торгового процесса на региональном и муниципальном уровнях;
- разработать и утвердить перспективную схему размещения субъектов потребительского рынка, в т.ч. на конкурсной основе;
- осуществлять меры по координации деятельности торговых организаций посредством: предоставления льгот по аренде, налоговым и другим целевым платежам, оказания бюджетной поддержки социально значимым объектам и видам деятельности, инвестирования приоритетных направлений развития внутриобластного потребительского рынка, привлечения их к участию в выполнении госзаказа по обслуживанию бюджетной сферы и т.д.;
- содействовать эффективному распоряжению имуществом торговых предприятий, контролировать целевое использование арендуемых площадей;
- на основе изучения потребительского спроса и конъюнктуры рынка вырабатывать предложения по совершенствованию деятельности хозяйствующих субъектов, участвующих в торговом обслуживании населения;
- обеспечивать рациональное сочетание регулирования социально значимых направлений деятельности торгующих организаций с широкой самостоятельностью, инициативой и ответственностью предпринимательских структур, функционирующих на рынке товаров и услуг, через рыночный механизм хозяйствования;
- координировать деятельность органов, призванных осуществлять надзор за качеством товаров и услуг, правомочностью действий субъектов, работающих на внутриобластном потребительском рынке;
- проводить аттестацию объектов розничной торговли и общественного питания на соответствие их заявленному профилю деятельности, аккредитацию акцизных складов, лицензирование структур, реализующих алкогольную продукцию, сертификацию товаров и услуг;
- решать перспективные задачи по созданию необходимых условий для организации продвижения продукции местного производства в торговую сеть области;
- формировать систему защиты интересов торгующих структур и потребителей в рамках действующего законодательства, регламентирующего механизм взаимодействия участников торгового процесса.