Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     16 февраля 1996 г.                                           № 87
     г. Орел

Об организации и функционировании в области оптового рынка

1. Отметить, что в области принимаются меры по укреплению потребительского рынка, прежде всего, на основе определенной стабилизации регионального агропромышленного комплекса, развития и углубления рыночных отношений в межхозяйственных и внутрихозяйственных связях, в сферах товарообмена. Созданы необходимые до нового урожая запасы основных видов продовольствия, а по зерну и мясомолочной продукции практически целиком из ресурсов местного производства.

Вместе с тем возможности области по существенному наращиванию продовольственного потенциала и включению его в эффективные товарообменные операции с целью достижения более благоприятного для региона стоимостного паритета используются не полностью. Доля организационного и управляемого с участием АО "Орловская Нива" товарообмена продовольственных ресурсов относительно невелика. Серьезно вредит делу заведомо несправедливое, порожденное монопольным положением переработчиков, распределение конечных доходов с явным ущемлением экономических интересов сельхозпроизводителей сырья. Многие коммерческие операции, осуществляемые стихийно и бессистемно с участием заезжих посредников, также нарушают основы эквивалентного обмена и нередко имеют ущербный для области характер. Угрожающие размеры приобрело вытеснение импортом тех видов продукции, которую можно и должно эффективно производить на месте. Все это вместе взятое подрывает основы и стимулы для устойчивого и долговременного развития АПК, ведет к свертыванию производства, сокращению занятости.

В то же время теория и хозяйственная практика выработали способы активного преодоления подобной ситуации и прежде всего на основе значительно более результативного регулирования и управления со стороны государства всеми процессами товарообмена при условии разумного, экономически выверенного распределения конечного дохода от реализации продукции, в создание которой вложен труд предметно-технологических смежников, а через этот обмен конкретными воспроизводственными процессами.

При всем внешнем многообразии товарных связей по формам товародвижения, критериям целесообразности и эффективности они сводятся к двум основным: прямые (без посредника) связи производителя и потребителя и более сложный оптовый рынок. Прямые связи наиболее целесообразны при рыночном обороте скоропортящихся продуктов, наличии устойчивых хозяйственных взаимоотношений партнеров: отсутствия надобности при подработке и подсортировке товаров, налаженности транспортного конвейера. Они могут строится на однозвенной и синдицированной основе, когда поставка продукции осуществляется или непосредственно производителем, или уполномоченным на то перерабатывающим предприятием АПК. Формирование оптово-рыночной формы обращения, являющейся важнейшим элементом рыночной инфраструктуры, определяется необходимостью осуществления дополнительных операций и затрат по продвижению товаров до потребителя, связанных с разукрупнением производственных партий товаров и комплектованием торгового ассортимента, сортировкой, хранением, контролем качества, изысканием дополнительных ресурсов, испрашиваемых розницей, возможностью активного воздействия на конъюнктуру цен и т.п.

Прямые связи, и особенно оптовый рынок, путем связывания и экономического интегрирования интересов большого количества контрагентов способны через механизм обмена активно направлять производственную деятельность товаропроизводителей, гарантировать им долговременные спросовые заявки на продукцию и разумные нормы рентабельности, а также вытеснять паразитарные формы многообразного коммерческого посредничества.

Эти две основные формы товарного обращения при рациональной организации не могут быть антагонистичными, наоборот, взаимно дополняют и развивают друг друга, спираясь на текущий и перспективный спрос, взаимные интересы производителей и потребителей продукции. Чем больше объемы и многосторонни прямые связи, тем существеннее упрощается структура и удешевляются издержки оптового оборота, повышается совокупная рентабельность всех участников процесса.

В современных условиях настоятельная необходимость оптового рынка и развития синдицированных связей ощущается прежде всего для производителей сельскохозяйственной продукции и предопределяется объемами и спецификой их продукции, имеющимися трудностями при продвижении, хранении, переработке, транспортировке и реализации товарных ресурсов, наличием негативных ценовых и конъюнктурноконкурентных факторов. При этом только разумное интегрирование и распределение между участниками оптового рынка конечного коммерческого дохода, производственно-технологическая сопряженность и долговременная предсказуемость деловой активности обеспечивают конкурентную устойчивость предприятий АПК и прочные их позиции в рыночной экономике.

2. Признать необходимым, чтобы все областные органы государственного управления оказывали всемерное содействие сельскохозяйственным предприятиям в организации беспосреднической реализации части их продукции- по системе прямых товарных связей на однозвенной и синдицированной основе, обеспечивающим быстрое и эффективнее продвижение продукции до конечного потребителя.

3. В целях создания предпосылок и условий для эффективного в рыночном направлении развития аграрного сектора экономики области и на его основе надежного производственного снабжения населения считать крайне важным быстрейшее формирование оптового рынка в системе агропромышленного комплекса по следующим группам товаров (с учетом производства их в хозяйствах всех форм собственности), в том числе предназначенных к вывозу:

а) продовольственное зерно (пшеница, рожь, гречиха, горох), семенное зерно, зерно, подготовленное к переработке для кондитерской, крупяной и пивоваренной промышленности (овес, ячмень);

б) комбикорма для крупного рогатого скота и свиней, фуражное зерно;

в) молоко, мясо, яйцо, картофель, продукция из них, производимая в процессе глубокой переработки;

г) сахару спирт, свежий картофель.

Установить, что оптовый рынок, как постоянно развивающийся и совершенствующийся механизм рыночной инфраструктуры, должен строиться на следующих принципах:

осуществления с помощью реального экономического регулирования оптового оборота продукции управлением производственной деятельности в системе АПК;

преодоления множественных паразитарных форм стихийного посредничества и очевидного экономического ущемления интересов товаропроизводителей, перевода связей между производителями, потребителями и посредниками на взаимовыгодную основу;

обеспечения разумного распределения конечных коммерческих доходов между участниками рынка, как важнейшего условия сочетания их интересов, а также финансирования расширенного воспроизводства, создания межхозяйственной инфраструктуры;

укрепления внутреннего продовольственного рынка прежде всего за счет местных возможностей роста сельскохозяйственного производства, преодоления монополизма и ценового диктата;

использования финансовых ресурсов для стабилизации и технического совершенствования работы отрасли путем концентрации собственных средств предприятий, выпуска продовольственного займа под экономически перспективные долговременные проекты агропромышленной направленности, привлечения средств финансовых, коммерческих, производственных структур на взаимовыгодной договорной основе;

создания равных условий для участия в развитии товарных связей частным, корпоративным, государственным и смешанным предприятиям, недопущение проявлений монополизма и диктата со стороны отдельных из них;

наделения правом участия в оптовом рынке путем конкурсного отбора соискателей при соблюдении заранее оговоренных и в последствии юридически закрепленных условий по объемам, номенклатуре и срокам поставки продукции, соответствующими санкциями за невыполнение договоров и компенсацию ущерба;

активного подключения к работе областного оптового рынка районных оптовых рынков, коммерческих центров, кооперативов, других местных поставщиков продукции, населения;

основания присущих оптовому рынку элементов биржевых технологий регулирования процессов привлечения и движения товаров.

4. В целях реализации указанных принципов построения оптового рынка и развития прямых связей обязанности по разработке необходимых учредительных документов, положений, устава, определению всей технологии взаимосвязей участников, практической организацией товародвижения и обмена возложить на комитет по торговле и потребительским ресурсам и управление сельского хозяйства, продовольствия администрации области и АООТ "Орловская Нива".

Установить, что в процессе функционирования оптового рынка и рынка прямых связей указанные структуры:

осуществляют общую координацию всех участников оптового рынка на основе разрабатываемых областных продовольственных балансов изучения внутренней и внешней торговой конъюнктуры, определения объемов и структуры оптового рынка, подбора его участников, решения необходимых организационных и технологических вопросов их взаимодействия, оформления правовых документов, регламентирующих поведение агентов в оптовом рынке;

контроль за эффективностью работы рынка в целом и его агентов;

совместно с администрациями районов и городов формируют круг участников однозвенных прямых связей, следят за их развитием и эффективностью, обеспечивают выработку и внедрение экономических стимулов их укрепления, непосредственное включение прямых связей в систему оборота товарных ресурсов в целом по области;

способствуют становлению и развитию синдицированных связей, рациональному их построению и обоснованному распределению доходов между всеми участниками этого процесса.

Для координации всей работы по освоению новых форм товародвижения в АПК создать комиссию в составе согласно приложению.

5. Учитывая большой объем предстоящей подготовительной работы к запуску новых форм товародвижения, особенно в части выработки общих подходов и правил ведения обменных, коммерческих операций, необходимости выработки надежного и качественного информационного обеспечения, упорядочения системы взаимных расчетов, ликвидации или существенного снижения неплатежей, проработки проблем изыскания финансовых ресурсов, использования и дальнейшего развития складского хозяйства, средств транспорта и связи, комитету по торговле и потребительским ресурсам, управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации области, АООТ "Орловская Нива" сконцентрировать первоочередное внимание на решении следующих вопросов:

совместно с потенциальными агентами оптового рынка отработке и внедрении биржевых технологий регулирования товарообменных процессов с целью обеспечения равных и состязательных условий всем участникам Создание на этой основе выверенной и гибкой организационнотехнологической и правовой базы работы оптового рынка;

проработке вариантов создания информационно-аналитического центра оптового рынка с привлечением информационно-аналитического центра администрации области, технических средств и информационных сетей других предприятий и организаций;

выработке и согласования с агентами рынка предложений по совместному использованию в интересах осуществления товарообменных операций ведомственных складских помещений, транспорта, средств информации, а также по созданию на долевом участии новых объектов инфраструктуры;

согласовании и внедрении заинтересованными сторонами более эффективных и быстроосуществимых расчетных операций за поставки и реализацию продукции, в тем числе путем налаживания кооперативных производственно-сбытовых связей с участием сельхозпроизводителей, переработчиков и торговли с использованием нормативного метода распределения общего дохода от конечной продукции;

практическом задействовании совместно с комиссией по ценным бумагам при администрации области и при участии финуправления, комитета по экономике, управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области и других структур выработанных рекомендаций по упорядочению неплатежей, созданию для этих целей клиринговой палаты; развитию товарно-денежного кредита и других способов аккумулирования финансовых ресурсов, как важнейшего условия полнокровного функционирования механизма рыночных расчетов и регулирования;

подготовке предложений о кадровом составе специалистов, призванных заниматься проблемами оптового рынка как за счет изменения функциональных обязанностей, так и привлечения новых работников за счет соответствующего сокращения аппарата управления ныне действующих структур администрации области.

6 Администрациям городов и районов совместно с комитетом по торговле и потребительским ресурсам, управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации области, АООТ "Орловская Нива" принять непосредственное участие в формировании оптового рынка в системе АПК, углублении и расширении прямых связей между производителями и потребителями сельхозпродукции. Активизировать работу по созданию на местах региональных оптовых рынков, подключению к организованному товарообмену всех производственных структур АПК, потребительской кооперации, других торговых агентов, населения, с тем чтобы возможно полно и максимально выгодно использовать рыночную систему эквивалентного обмена

7. Общее руководство созданием и функционированием в области оптового рынка АПК возложить на зам главы администрации области А.Н. Майорова.

     Глава администрации                                   Е.С. Строев


Приложение
к постановлению главы
администрации области
от 16 февраля 1996 г. № 87

СОСТАВ
координационной комиссии по освоению новых форм
товародвижения в АПК области

     Майоров А Н            - зам. главы администрации области,
                              председатель комиссии
     Кравченко Т П          - зам. главы администрации области,
                              зам. председателя комиссии
     Турищев Н А            - зам. главы администрации области,
                              зам. председателя комиссии
     Михалев А А            - нач. управления сельского хозяйства и
                              продовольствия администрации области,
                              зам. председателя комиссии

                           Члены комиссии:

     Алексеев В.А.          - председатель комитета по управлению
                              имуществом
     Агапов В П             - председатель комитета по торговле
     Королев В Г.           - начальник управления ценовой политики
     Удалова Н.М            - начальник финансового управления
     Чутунов В.Е.           - начальник Главного управления ЦБ по
                              Орловской области
     Чижиков В.К.           - председатель регионального филиала
                              "Агропромбанка"
     Юрасов В.И.            - начальник территориального управления
                              по антимонопольной политике
     Золотов А.И.           - генеральный директор АООТ комбината
                              мясоптица "Орловский"
     Карнаев О М.           - генеральный директор
                              АО "Орелхлебопродукт"
     Никоненко Н В          - генеральный директор АО "Орелмолпром"
     Сидякин В Н            - генеральный директор АО "Орелоблхлеб"
     Соболев В В            - генеральный директор Орловского
                              областного центра рыночных отношений
                              "Развитие"
     Судоргин А С.          - генеральный директор АО "Орловская Нива"
     Умеренков В Г          - председатель облпотребсоюза

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»