ЗАКОН

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 28 ноября 2002 года N 294-ОЗ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ДО 2010 ГОДА"

Принят областным Советом народных депутатов 28 ноября 2002 г.

{Изменения и дополнения:
Закон Орловской области от 30.05.2006 г. N 598-ОЗ; НГР: ru57000200600075;
Закон Орловской области от 17.03.2009 г. N 880-ОЗ; НГР: ru57000200900068;
Закон Орловской области от 11.05.2010 г. N 1063-ОЗ; НГР: ru57000201000184;
Закон Орловской области от 04.08.2010 г. N 1106-ОЗ; НГР: ru 57000201000338;
Закон Орловской области от 11.10.2010 г. N 1127-ОЗ; НГР: ru57000201000441}

Статья 1


Утвердить областную целевую Программу "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции до 2010 года" (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  Губернатор
     Орловской области

Е. С. Строев


Приложение
 к Закону Орловской области
от 28 ноября 2002 года N 294-ОЗ
"Об областной целевой программе
"Преодоление последствий аварии
на Чернобыльской АЭС до 2010 года"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС до 2010 года"

(подпрограмма федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года")

Оглавление


Стр.

Паспорт Программы

3

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами.

5

2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

5

3. Система программных мероприятий.

6

3.1. Социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию

6

3.2. Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения.

7

3.3. Снижение уровней облучения населения и реабилитация радиоактивно загрязненных территорий.

7

3.4. Радиационный и санитарно-гигиенический мониторинг объектов окружающей среды и продуктов питания, мониторинг доз облучения населения.

8

3.5. Социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию

8

4. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы.

9

Паспорт областной целевой программы "Преодоление последствий аварии на ЧАЭС до 2010 г."

(В редакции Закона Орловской области от 30.05.2006 г. N 598-ОЗ).


Наименование Программы

- областная целевая программа "Преодоление последствий аварии на ЧАЭС до 2010 года

Основания для разработки Программы

- постановление Правительства РФ федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года

Руководитель Программы (Строка введена  Законом Орловской области от 11.05.2010 г. N 1063-ОЗ )

руководитель блока социального развития Орловской области

Ответственный исполнитель Программы (Строка введена  Законом Орловской области от 11.05.2010 г. N 1063-ОЗ )

руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области";

Заказчик Программы

Губернатор Орловской области

Основные разработчики Программы

- комитет федеральных инвестиционных программ, Главное управление по делам ГО и ЧС Орловской области, управление экономики, управление здравоохранения, управление сельского хозяйства , комитет природных ресурсов, Орловский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Цель и задачи Программы

- завершение в основном к 2011 году мероприятий, связанных с обеспечением социально-экономической реабилитации территорий и радиационной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным условиям проживания населения и хозяйственной деятельности Задачи Программы:
 - завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и жилья;

 - обеспечение жильем граждан, переселившихся из радиоактивно загрязненных районов;

 - обеспечение необходимой специализированной медицинской, а также психологической помощью населения, подвергшегося радиационному воздействию, участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также детей первого и второго поколения;

 - снижение доз облучения населения и возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным условиям жизни и хозяйственной деятельности населения, в том числе обеспечение производства нормативно-чистой продукции, устойчивого ведения лесного хозяйства

Сроки и этапы реализации Программы

2002-2010 годы
 1 этап - 2002-2005 гг.
 II этап -2005-2010гг

(Строка в редакции Закона Орловской области от 11.10.2010 г. N 1127-ОЗ )

Объем и источники финансирования Программы

- объем финансирования Программы составляет 420406,83 тысяч рублей
 Источники финансирования:
 федеральный бюджет - 232510,53 тысяч рублей, из них государственные капитальные вложения – 218 400,0 тысяч рублей;
областной бюджет – 187 896,3 тысяч рублей;
из них капитальные вложения – 181 899,7 тысяч рублей"

Исполнители Программы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- улучшение качества жизни населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях и подвергшегося радиационному воздействию;

 - улучшение материально-технической базы здравоохранения и социальной инфраструктуры в местах компактного проживания лиц, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков;

 - обеспечение жильем граждан, переселившихся из радиоактивно загрязненных районов:
 ввод в эксплуатацию - 2880 м2 жилья, больниц-на 100 коек, поликлиник - на 1180 пос/смену. школ - на 406 ученических мест, газовых сетей - 18 км;

 повышение качества и доступности медицинской и психологической помощи населению

Контроль за реализацией Программы (В редакции Закона Орловской области от 11.05.2010 г. N 1063-ОЗ )

контроль за реализацией Программы  осуществляется в порядке, установленном Правительством Орловской области  (В редакции Закона Орловской области от 11.05.2010 г. N 1063-ОЗ )

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программы методами


Радиационная авария на Чернобыльской АЭС обусловила целый комплекс проблем, требующих решения как на федеральном, так и областном уровне.

Вследствие аварии на ЧАЭС Орловская область вошла в четверку наиболее радиоактивно-загрязненных регионов Центральной России. В той или иной степени, радиоактивному загрязнению подверглись 22 района области, а площадь загрязнения составила 38% всей ее территории. На сегодняшний день на загрязненной территории проживают 140 тыс. человек, в т.ч. 30 тыс. - дети и подростки.

Последствия аварии на ЧАЭС явились одним из факторов, обусловивших негативные тенденции в изменении медико-демографической ситуации.

До 2001 года задачи преодоления последствий катастрофы решались в рамках федеральных целевых программ, срок действия которых продлен Правительством РФ на 2001 год.

В соответствии с федеральными программами реализован комплекс мер, направленных на радиационную, медицинскую, социальную и психологическую защиту граждан и реабилитацию радиоактивно загрязненных территорий.

Вместе с тем анализ итогов выполнения программ показывает, что проблема преодоления последствий Чернобыльской катастрофы носит долговременный характер и требует продолжения осуществления защитных и реабилитационных мероприятий.

В этих целях разработана федеральная целевая программа "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года", а на ее основе - областная целевая программа "Преодоление последствий авар ии на ЧАЭС до 2010 года".

Современное состояние проблемы преодоления последствий Чернобыльской катастрофы характеризуется следующим образом.

В результате аварии на ЧАЭС плотность загрязнения почв цезием-137 свыше 1 Ки/кв.км сохраняется на территориях 19-ти районов, включая 400 тыс. га пашни и сенокосов. На радиоактивно загрязненных территориях проживают в настоящее время около 140 тыс. человек, в том числе около 500 чел. на территории зоны проживания с правом на отселение.

В Орловской области проживают более 1200 человек ликвидаторов последствий аварии, более 1400 семей переселившихся с радиоактивно загрязненных территорий.

В отдельных районах области продолжает оставаться сверхнормативно загрязненной основная и побочная лесная продукция. Прекращение специальных агромелиоративных мероприятий может привести к производству сверхнормативно загрязненной продукции сельского хозяйства.

Не завершено строительство более 50 объектов, предусмотренных ранее принятыми программами.

2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации


Целью Программы является завершение в основном к 2011 году мероприятий, связанных с обеспечением социально-экономической реабилитации территорий и радиационной защиты граждан области.

Задачи Программы:

- завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и жилья, строительство которых начато в рамках предыдущих программ, обеспечение жильем граждан, переселившихся из радиоактивно загрязненных районов;

- обеспечение необходимой специализированной медицинской, а также психологической помощью населения, подвергшегося радиационному воздействию, участников ликвидации последствий аварии, а также их детей первого и второго поколения;

- снижение доз облучения населения и возвращение радиоактивно загрязненных территорий к нормальным условиям жизни и хозяйственной деятельности населения.

Срок реализации Программы 2002-2010 годы. Реализация осуществляется в 2 этапа: первый 2002-2005 годы, второй - 2006-2010 годы.

На первом этапе предполагается:

- ввести в эксплуатацию - 1280 м2 жилья, больниц - на 50 коек, поликлиник - на 1180 посещений в смену, 8 км - газовых сетей;

- завершить в основном реабилитационные мероприятия в агропромышленном комплексе области, обеспечить на этих территориях гарантированное получение нормативно-чистой продукции при условии продолжения работ по поддержанию плодородия почв;

- осуществлять мониторинг текущего облучения населения, проживающего на загрязненных территориях.

На втором этапе реализации Программы предусматривается:

- завершить строительство программных объектов;

- создать на основе областного радиационно-эпидемиологического регистра эффективную систему контроля за состоянием здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в целях оказания адресной медицинской помощи этой категории граждан;

- обеспечить получение продукции растениеводства и животноводства, удовлетворяющей требованиям санитарно-гигиенических нормативов, на всех сельскохозяйственных землях области.

3. Система программных мероприятий.


В целях решения основных задач в Программу включены мероприятия, сгруппированные в основные тематические разделы:

- социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию;

- охрана здоровья граждан;

- снижение уровней облучения населения и реабилитация радиоактивно загрязненных территорий;

- радиационный и санитарно-гигиенический мониторинг объектов природной среды и продуктов питания, мониторинг доз облучения населения;

- социально-психологическая реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

3.1. Социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию

Основным направлением в области социально-экономической реабилитации населения и территорий является строительство объектов социальной инфраструктуры, а также жилья для переселенцев из радиоактивно загрязненных территорий.

Предусмотренные ранее федеральными целевыми программами задания по указанному направлению выполнены не в полном объеме.

Программой предусматривается завершение строительства и ввод в действие следующих объектов:

- больницы на 100 коек, в том числе в 2005 г. - на 50 коек, в 2010 г. - на 50 коек;

- поликлиники на 1180 посещений в смену в 202 году;

- школы на 406 ученических мест, в том числе в в 2002 г. 109 ученических мест, в 2005 г. -216;

- газовые сети протяженностью 18 км..

Планируется приобретение жилья общей площадью 2,88 тыс.кв.м.

Программой предусматривается на 2002-2010 годы 250,8 млн. руб. капитальных вложений, в том числе 158,4 млн. руб. из федерального бюджета и 84,5 млн. руб. из бюджета области. План капитального строительства представлен в таблице N 1.

3.2. Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения

Медицинские последствия радиационного воздействия на население и на участников ликвидации последствий аварии, возможность их проявления через десятки лет после облучения и у последующих поколений определяют необходимость постоянного медицинского наблюдения за состоянием здоровья данного контингента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»