РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 июня 1998 года № 319
г. Орел
Об утверждении концепции развития строительного комплекса Орловской области на 1998-2001 годы
В целях определения перспективы капитального строительства в регионе ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Концепцию развития строительного комплекса Орловской области на период 1998-2001 годы утвердить (прилагается).
2. Заместителю главы администрации области, начальнику департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кислякову А.Г. в месячный срок разработать и представить на утверждение структуру управления строительным комплексом области.
3. Горрайадминистрациям, управлениям, комитетам, службам заказчиков, проектным, строительно-монтажным, дорожным организациям, предприятиям стройиндустрии и промстройматериалов разработать мероприятия по реализации основных направлений развития строительного комплекса области на период 1998-2001 годов.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области Кислякова А.Г.
Глава администрации Е.С. СТРОЕВ
Утверждена
постановлениям главы администрации области
от 15 июня 1998 г. № 319
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
строительного комплекса Орловской области на 1998-2001 гг.
Предлагаемая концепция развития строительного комплекса Орловской области разработана в соответствии с утвержденными программами развития российской экономики и определяет перспективы политики капитального строительства в регионе на период 1998-2001 годов.
1. ВВЕДЕНИЕ
Проблемы капитального строительства области, рассматриваемые ранее как составная часть технико-экономической политики, приобретают в период перехода к рыночной экономике ярко выраженный социально-политический характер. Статистический анализ за 1997 год подтверждает некоторый прирост капитальных вложений и увеличение удельного веса инвестиций в валовом региональном продукте Орловской области. Значительно расширилось привлечение в регион иностранных инвестиций. Стало осознанной необходимостью российских и местных финансово-промышленных структур в развитии собственных высокоэффективных технологий. Эти предпосылки определяют необходимость перехода отрасли капитального строительства от стабилизации к дальнейшему развитию на новой качественной основе.
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В Орловской области имеется 7 городов, 14 поселков городского типа, 3133 сельских населенных пункта. Население области составляет около 914 тыс. человек. Из них проживает: в городах - 53%, в поселках городского типа - 10%, в сельских населенных пунктах - 37%.
К числу насущных проблем относится прежде всего проблема обеспечения жителей области жильем, объектами градообразующей сферы: здравоохранения, народного образования, культуры, коммунального назначения, дорогами и пр.
В ряде населенных пунктов обеспечение граждан этими объектами и услугами значительно ниже установленных количественных и качественных нормативов. Необходимость наращивания строительства и ввода жилья, объектов социального и культурно-бытового назначения очевидна.
В то же время строительный комплекс из-за резкого падения объемов работ почти в 3 раза сократил численность. Многие мощности по производству строительных материалов и конструкций остановлены и приходят в упадок.
Начиная с 1990 года, из-за резкого сокращения инвестиций в капитальное строительство объем "незавершенки" достиг критического уровня. Часть незавершенных строительством зданий и сооружений не соответствует новым требованиям СНиП и требованиям безопасности из-за нарушений основных конструктивных элементов.
3. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Целью данной концепции является оптимальное решение взаимосвязанных проблем и задач капитального строительства области, в число которых входит:
- нормативное и правовое обеспечение строительства в регионе;
- современное архитектурно-проектное обеспечение различных видов жилища, объектов градообразующей сферы социального, культурно-бытового и коммунального назначения на территории области;
- формирование инвестиционной политики и финансово-кредитных механизмов ее реализации;
- рациональное использование на территории области внебюджетных инвестиций, а также инвестиций федерального, областного, муниципального бюджетов; концентрация их на ключевых направлениях капитального строительства с максимальным экономическим эффектом;
- реструктуризация и модернизация производственной базы стройиндустрии и промстройматериалов;
- наработка комплекса конкретных мероприятий по развитию архитектурно-строительных систем нового поколения, обеспечивающих широкие возможности комфортности проживания при доступной стоимости строительства и эксплуатации объектов;
- организационно-координирующие и информационно-аналитические мероприятия системного развития строительного комплекса Орловской области;
- получение конечных положительных результатов в каждом городе и сельском населенном пункте в удовлетворении насущных проблем жизнеобеспечения населения области.
4. РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Самыми весомыми аргументами в пользу реформ могут стать результаты реального улучшения жизненного уровня граждан области. И здесь трудно переоценить роль жилищного строительства.
Анализ состояния жилищного строительства в области показывает, что это направление экономики и социального развития переживает серьезный кризис и требует немедленных стабилизационных мер. Несмотря на некоторое улучшение средней обеспеченностью жилой площадью с 17,8 кв. м в 1991 г. до 18,8 кв. м в 1997 г., а также снижение числа семей, состоящих на учете для получения жилья с 49,1 тыс. в 1991 г. до 42,0 тыс. в 1997 г., острота жилищной проблемы не только не снизилась, но еще более осложнилась из-за крайне тяжелого состояния строительного комплекса области. В 1997 году по сравнению с 1991 годом инвестиции в жилищное строительство снизились на 75%, в результате чего многие строительные организации и предприятия строительной индустрии либо прекратили свое существование и признаны банкротами, либо работают с загрузкой на грани банкротства. Особо тяжелое положение сложилось с использованием мощностей крупнопанельного домостроения (см. Таблицу 1).
Таблица 1
+-----------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦1991 г.¦1992 г.¦1993 г.¦1994 г.¦1995 г.¦1996 г.¦1997 г.¦
+----------------------------------------------+------+------+------+------+------+------+------¦
¦Инвестиции в жилищное строительство, млн руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в сопоставимых ценах 1991 г. ¦ 227,4¦ 176,8¦ 175,0¦ 163,5¦ 121,3¦ 84,9¦ 57,4¦
+----------------------------------------------+------+------+------+------+------+------+------¦
¦Ввод в действие общей площади жилых домов ¦ 305,7¦ 233,2¦ 228,2¦ 244,4¦ 216,1¦ 220,7¦ 141,9¦
¦тыс. кв. метров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в том числе индивидуальными застройщиками ¦ 20,1¦ 13,6¦ 20,1¦ 36,3¦ 41,7¦ 48,9¦ 45,1¦
+----------------------------------------------+------+------+------+------+------+------+------¦
¦Процент использования среднегодовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мощностей по выпуску отдельных видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦строительных материалов: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- стеновые материалы ¦ 75,2¦ 81,4¦ 83,5¦ 66,3¦ 61,3¦ 49,6¦ ¦
¦- сборные железобетонные конструкции и изделия¦ 79,2¦ 63,6¦ 55,3¦ 39,2¦ 26,3¦ 23,2¦ ¦
¦- изделия крупнопанельного домостроения ¦ 73,8¦ 60,2¦ 61,5¦ 48,1¦ 30,9¦ 10,3¦ ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------+
В ходе практической реализации жилищной программы выявилась необходимость новых подходов к ряду проблем жилищно-строительного комплекса с целью скорейшего восстановления его нормальной работы. Внесены апробированные на практике многочисленные предложения, направленные на совершенствование системы финансирования, кредитования и налогообложения жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, сохранение жилищного фонда за счет его реконструкции, а также улучшение архитектурно-технических и градостроительных аспектов. Эти предложения нашли отражение в настоящем документе.
Предусматривается два основных этапа реформирования жилищного строительства:
Первый этап - период 1998 - 99 годов. Направление инвестиций в незавершенное строительство с целью его достройки, а также строительство модернизированных серий крупнопанельного и кирпичного домостроения, в том числе для групп граждан с низкими и средними доходами. Кроме того необходимо приступить к восстановлению 5-ти этажных "хрущевок" существующего жилищного фонда путем реконструкции и расширения за счет надстроек мансардного типа.
В этот же период времени предполагается проведение интенсивных проработок архитектурно-планировочных и проектных решений жилищной застройки "нового поколения", строительство и модернизация производственных баз стройиндустрии, а также возведение пилотных вариантов зданий и сооружений по новым технологиям.
Второй этап - период 2000-2001 годов. Начало массовой застройки по новым технологиям возведения зданий и инженерных коммуникаций по всем направлениям жилищного строительства, возведение комфортного жилья и объектов градообразующей сферы по гибким архитектурно-строительным системам и технологиям.
В целях повышения социальной направленности жилищной реформы в области предусматривается:
а) усиление социальной защиты малоимущих групп населения адресной целевой поддержкой в виде субсидий на строительство или приобретение жилья;
б) улучшение жилищных условий военнослужащих, уволенных в запас или отставку, граждан, пострадавших от аварий и стихийных бедствий за счет Федерального бюджета;
в) развитие эффективных систем целевой поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан при строительстве и приобретении жилья за счет выделения банковских и внебюджетных кредитов на средне и долгосрочной основах (системы ипотечного кредитования);
г) строительство жилья для вынужденных мигрантов и переселенцев с северных территорий;
д) и, как следствие, доведение ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов с 240 тыс. кв. метров в 1998 году до 400 тыс. кв. метров в 2001 году.
В процессе реализации концепции развития строительного комплекса необходимо основное внимание сосредоточить на следующих направлениях:
- снижение стоимости строительства и реконструкции жилья;
- выбор новых технологий в строительстве и пути реформирования предприятий стройиндустрии;
- внедрение высокоэффективных энергосберегающих архитектурно технических решений и инженерных систем обеспечения жилищного строительства и пути их совершенствования;
- совершенствование схем инвестирования основных программ строительного комплекса;
- корректировка генеральных планов городов в новых условиях хозяйствования с учетом развития транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры и других градостроительных факторов;
- состояние и уровень проектирования кварталов застройки, объектов жилья и социальной сферы.
В порядке эксперимента предлагается изучить и внедрить опыт работы АОЗТ "Уральский домостроительный комбинат" и других участников картельного соглашения о совместном возведении жилья как законченной продукции с использованием передовых технологий, невостребованных производственных мощностей и банковского капитала.
2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Финансово-экономические аспекты развития жилищностроительного комплекса имеют основополагающее значение в осуществлении жилищной политики. Поэтому изыскание нетрадиционных путей и источников финансирования жилищного строительства, реализация мер по снижению стоимости строительства, реконструкции, эксплуатации и ремонта жилья, а также сложившейся практики неплатежей являются одним из главных направлений работы.
Действующие сегодня в Орловской области системы финансирования жилищного строительства ориентированы на взаиморасчеты с потребителем исключительно в период строительства жилья. То есть в течение 10-16 месяцев строительства потребитель обязан полностью оплатить стоимость создаваемого жилья. Между тем уровень доходов населения области и резкое увеличение стоимости нового жилья такую схему финансирования делают практически неприемлемой. В этом и заключается одна из главных причин обострения жилищного кризиса.
Необходимо создать инвестиционный сервис в жилищной сфере, позволяющий потребителю в течение 15-20 лет оплачивать свое жилище.
Широкомасштабное развитие в цивилизованных странах получили различные системы ипотечного кредитования, дающие человеку возможность достаточно быстрого приобретения жилья с оплатой его в рассрочку. Однако данные модели в состоянии функционировать только в условиях отлаженной, здоровой и стабильной макроэкономической ситуации. В наших условиях финансовой нестабильности, высокого уровня инфляции и процентных ставок по кредитам, а также непредсказуемости показателей динамики доходов и уровня жизни населения наиболее приемлема комбинированная система инвестирования строительства жилых домов, разработанная корпорацией "Жилищная инициатива". Программа использования комбинированной системы инвестирования строительства жилья одобрена Европейским и Международным Союзом инвесторов жилищного строительства, поддержана Госстроем России, рекомендована к применению и реализуется в Москве на территории нескольких Административных округов и в других регионах России.
В основу программы положена инвестиционная система "Комбиинвест", которая одновременно аккумулирует в себе как лучшие элементы зарубежных систем (американская ипотека, немецкая и английская системы стройсбережений), так и элементы, обусловленные реальностями российской правовой и экономической ситуации и практикой деятельности местных органов власти.
Система предусматривает использование максимально широкого набора средств, включая:
- личные целевые вклады очередников;
- адресные субсидии муниципалитетов, федерального бюджета и предприятий по нормативам в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1278 от 10.12.93 г.;
- средства сторонних инвесторов (организаций и частных лиц);
- средства из местных бюджетов от налогов, приватизации и т.д. (при наличии таковых);
- средства от продажи ранее занимаемой семьей очередника квартиры;
- кредитные ресурсы.
Программа обладает несомненными достоинствами не только для граждан, но и для государства. Для граждан она привлекательна прежде всего тем, что:
- предоставляет возможность получения кредита по стабильно низким ставкам в противовес использованию дорогого коммерческого кредита;
- сокращает сроки получения жилья;
- дает возможность реализовать на практике обещанные государством привилегии и субсидии;
- защищает от риска с помощью страхования. Кроме того государство получит очевидные преимущества от внедрения этой системы:
- государство в лице местных органов власти, поддерживая частную инициативу, переносит ответственность на частных инвесторов;
- органы власти на местах освобождаются от несвойственных им риэлтерских функций;
- для государства создание собственности на жилую площадь более выгодно, чем строительство квартир под аренду, откуда следует высокая эффективность вложений при относительно низких расходах;
- и, наконец, отток свободных денег населения в жилищную сферу позволит приостановить инфляционные процессы, увеличить количество рабочих мест в связи с расширением жилищного строительства и в результате оздоровить экономику области.
К ВОПРОСЫ О СНИЖЕНИИ СЕБЕСТОИМОСТИ
СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ
Одним из ключевых вопросов проблемы финансирования жилищной сферы является формирование экономически обоснованной стоимости строительства жилья.
С одной стороны новые нормативные требования по энергосбережению и оснащению новейшим инженерным оборудованием, лежащими в основе реформирования коммунального хозяйства, должны безусловно привести к некоторому удорожанию стоимости строительства жилья. И это неизбежно, поскольку именно эти меры лежат в основе настоящей экономии, связанной со снижением долговременных эксплуатационных затрат.
Однако, с другой стороны, анализ высокой себестоимости жилья показывает, что буквально на всех этапах ее формирования от выделения земельного участка и получения технических условий на инженерное обеспечение, закупки сырья и энергоносителей, строительства и инспекционного государственного контроля до сдачи жилья и передачи на баланс эксплуатирующим организациям имеют место совершенно необоснованные затраты, приводящие в конечном итоге к непомерно высоким ценам на жилищное строительство.
В целях снижения стоимости строительства жилья, исключения необоснованных затрат необходимо осуществить следующие мероприятия:
- выбор наиболее эффективных объемно-планировочных, конструктивных и технологических решений, выполнение проектов жилища социального использования и их реализацию подрядными строительными организациями любых форм собственности осуществлять исключительно через конкурсы и торги (тендеры);
- исключить факты безвозмездного изъятия органами исполнительной власти площади жилых домов, построенных за счет средств населения и юридических лиц;
- определить, что затраты, производимые застройщиками на инженерную подготовку площадок строительства (снос строений и переселение граждан с застраиваемых территорий, перенос зеленых насаждений и коммуникаций и пр.), а также затраты на инженерно-транспортную и социальную структуру городского хозяйства, определяемые техническими условиями на строительство, не должны превышать 10% от стоимости строительства самих домов.