РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
6 марта 2002 г. № 31
г. Орел
О положении, структуре и штатном расписании управления социальной защиты населения администрации области
1. Положение, структуру и штатное расписание управления социальной защиты населения администрации области утвердить (Приложения № 1, № 2, № 3)
2. Считать утратившим силу п. 1, п. 2 постановления Главы администрации области № 162 от 4.04.2000 года.
Председатель Коллегии Е.С. Строев
Приложение № 1
к постановлению Коллегии администрации области
№ 31 от 6 марта 2002 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об управлении социальной защиты населения администрации Орловской
области
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Управление социальной защиты населения администрации Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции области, созданным для оперативного и специализированного государственного регулирования и управления в сфере социальной защиты населения.
В своей деятельности управление социальной защиты населения руководствуется Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Орловской области, законами области, указами и распоряжениями Губернатора области, постановлениями и распоряжениями Коллегии администрации области, а также настоящим Положением.
Положение об управлении социальной защиты населения утверждается Коллегией администрации области.
Управление социальной защиты населения осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными органами исполнительной государственной власти области, территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, действующими на территории области, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями граждан.
Управление социальной защиты населения администрации области, управления, комитеты, отделы социальной защиты населения исполнительных органов местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения образуют на территории области единую систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, семьи, материнства, отцовства и детства, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области социального обеспечения.
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Управление социальной защиты населения:
- организует исполнение решений Губернатора области и Коллегии администрации области в подведомственной сфере государственного управления;
- проводит на территории области единую государственную политику в области социальной защиты населения, осуществляет реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение;
- организует систему социальной защиты и социального обслуживания населения области и обеспечивает ее функционирование, осуществляет назначение и выплату пенсий, социальных пособий и компенсаций;
- осуществляет развитие кадрового потенциала системы социальной защиты населения;
- разрабатывает при участии органов местного самоуправления программы социальной защиты населения и организует их исполнение, участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития области;
- участвует в формировании и проведении финансово-экономической и инвестиционной политики, осуществляет укрепление материально-технической базы отрасли;
- организует и координирует работу органов социальной защиты населения по представлению льгот и компенсаций, назначению, перерасчету пенсий, социальных пособий, осуществляет их выплату, распределяет денежные средства на эти цели и контролирует их целевое использование;
- оказывает организационно-методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам социальной защиты инвалидов, ветеранов войны и труда, граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, реабилитированных граждан, участников разминирования, бывших узников фашистских концлагерей и других категорий граждан;
- организует и координирует внедрение в региональную систему социальной защиты населения современных информационных технологий, создает отраслевую автоматизированную систему обработки информации;
- совместно с органами местного самоуправления осуществляет создание и развитие сети комплексных и специализированных государственных, муниципальных и иных социальных служб, в том числе: стационарных, полу стационарных и других учреждений социального обслуживания населения, осуществляет координацию их деятельности и методическое обеспечение;
- участвует в оказании адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения, гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного места жительства, беженцам, вынужденным переселенцам, гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий;
- разрабатывает предложения и осуществляет реализацию программ социальной защиты ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, других категорий граждан;
- осуществляет меры по организации и развитию государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
- совместно с органами местного самоуправления осуществляет меры по обеспечению инвалидов специальными транспортными средствами, путевками на санаторно-курортное лечение, обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи населению;
- участвует в формировании проектов в области градостроительства в целях обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и пожилых людей;
- осуществляет развитие стационарных учреждений социального обслуживания населения, финансирует, контролирует использование выделенных на эти цели средств, организует внедрение социальных нормативов и социальных стандартов по обслуживанию граждан, проживающих в домах-интернатах;
- разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными ведомствами, органами местного самоуправления, общественными объединениями меры по социальной защите и социальному обслуживанию семей с детьми, устранению детской безнадзорности, социального сиротства, охране прав детей, созданию условий для их жизнедеятельности;
- разрабатывает и реализует меры по осуществлению кадровой политики системы социальной защиты населения, организует подготовку и повышение квалификации, аттестацию работников системы социальной защиты населения, решает иные кадровые вопросы в соответствии с законодательством;
- осуществляет мероприятия по укреплению законности в системе социальной защиты населения, оказывает в пределах своей компетенции консультативную и практическую помощь по правовым вопросам социально незащищенным слоям населения;
- разрабатывает предложения по финансированию системы социальной защиты населения, осуществляет финансирование подведомственных учреждений, контролирует целевое использование средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов;
- проводит работу по развитию и укреплению материально-технической базы учреждений социальной защиты населения;
- осуществляет работу с письменными и устными обращениями граждан, обеспечивает правильное и своевременное их рассмотрение;
- организует взаимодействие со средствами массовой информации информационное сопровождение региональной социальной политики в части развития социальной защиты населения;
- реализует иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Орловской области.
Управление социальной защиты населения в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет следующие основные функции:
1. В области комплексных социальных проблем социальной защиты населения
Разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения Губернатору, Коллегии администрации области, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, по проблемам социальной защиты пенсионеров, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, семей с несовершеннолетними детьми, лиц без определенного места жительства, других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке.
Представляет в установленном порядке в Коллегию администрацию области, а также в Министерство труда и социального развития Российской Федерации, предложения о совершенствовании системы социальной защиты населения, предложения к региональным прогнозам социальной защиты, социального обеспечения населения области на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
На основе анализа и прогнозирования уровня жизни разрабатывает областные программы по социальной защите малообеспеченных категорий населения.
2. В области социального обеспечения, льгот и компенсаций
Осуществляет организацию работы муниципальных органов социальной защиты населения по назначению и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей; компенсаций лицам, пострадавшим в техногенных катастрофах; пенсий, доплат, надбавок, повышений к пенсиям отдельным категориям граждан;
компенсаций затрат предприятиям, представляющих льготные услуги населению;
компенсаций ветеранам войны реабилитированным гражданам адресной социальной помощи нуждающимся в ней категориям населения, социального пособия на погребение;
осуществляет в пределах компетенции в соответствии с действующим законодательством назначение, перерасчет, выплату пенсий, надбавок и повышений установленных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области, финансируемых из федерального и местного бюджетов;
осуществляет распределение денежных средств на выплату пенсий, пособий и контролирует их целевое использование;
разрабатывает, координирует и реализует меры по совершенствованию социального обеспечения в соответствии с действующим законодательством;
обеспечивает правильное и единообразное применение законодательства по вопросам социального обеспечения органами социальной защиты населения области;
издает инструктивные и методические письма по применению законодательства в области социального обеспечения;
создает и развивает автоматизированную систему социального обеспечения области;
содействует развитию негосударственных форм социального обеспечения;
разрабатывает организационно-методические мероприятия, направленные на повышение культуры обслуживания обеспечиваемых граждан;
изучает и обобщает передовой опыт работы управлений, комитетов, отделов социальной защиты населения по назначению и выплате пенсий, пособий и обеспечивает его внедрение в постоянную практику работы;
организует и осуществляет широкую сеть разъяснительной работы среди населения области по пропаганде законодательства в области социального обеспечения;
определяет техническую и программную политику автоматизации социальных выплат, а также порядок разработки и использования программно-технических средств, создает и развивает автоматизированную систему назначения и выплаты пенсий и пособий;
контролирует правильность назначения, выплаты и доставки социальных выплат и составления всех видов отчетности за использованием денежных средств;
контролирует работу в условиях автоматизации и децентрализованной обработки информации по назначению и выплате пенсий, детских пособий и других социальных выплат.
3. В области социального обслуживания и социальной помощи
Участвует в формировании и готовит предложения по формированию региональной политики в сфере социальной защиты населения:
разрабатывает предложения по развитию современных форм социального обслуживания граждан и оказания социальной помощи населению, организует внедрение новых социальных технологий;
разрабатывает и осуществляет контроль за реализацией программ социальной защиты граждан пожилого возраста;
анализирует социально-экономическое положение граждан пожилого возраста, проживающих на территории области и разрабатывает меры по улучшению их социальной защиты;
анализирует эффективность функционирования сети учреждений социального обслуживания, прогнозирует ее развитие, оценивает нуждаемость населения в различных видах социальной защиты;
совместно с органами местного самоуправления и с учетом потребностей различных категорий и групп населения организует создание и развитие разветвленной сети комплексных и специализированных государственных, муниципальных, а также иных служб, учреждений, осуществляющих обслуживание населения: домов-интернатов, домов ветеранов, центров социального обслуживания населения, отделений социальной помощи на дому, специализированной социально-медицинской помощи на дому, отделений временного и дневного пребывания пожилых граждан, инвалидов, детей, социально-реабилитационных центров и отделений для престарелых, инвалидов, несовершеннолетних граждан, центров и отделений социальной помощи семье и детям и других;
организует социально-бытовое обслуживание всех групп населения, нуждающихся в социальной поддержке государства, а также исполнение предусмотренных законодательством социальных льгот;
организует материально-бытовое, социально-медицинское и культурное обслуживание престарелых и инвалидов, оказание правовой, консультативной и иной помощи, социально-бытовых услуг, определенных законодательством Российской Федерации в центрах социального обслуживания, отделениях дневного пребывания и других формах нестационарного обслуживания;
координирует, контролирует и осуществляет методическое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания независимо от их организационных форм;
координирует деятельность по внедрению стандартов социального обслуживания в стационарных, полу стационарных и нестационарных учреждениях социального обслуживания;
осуществляет контроль за соблюдением прав ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих и обслуживаемых в учреждениях социального обслуживания;
разрабатывает, совершенствует нормативную правовую базу оказания адресной социальной помощи, программы социальной поддержки населения и обеспечивает их исполнение;
организует социальную помощь малоимущим гражданам, используя компьютерную программу "Адресная социальная помощь";
обеспечивает создание комплексной сети служб социальной защиты лиц, нуждающихся в социальной поддержке на государственной и благотворительной основе: центров социального обслуживания, отделений срочной помощи, социальных магазинов, столовых и иных учреждений;
участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях, в том числе гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, беженцам, вынужденным переселенцам, гражданам без определенного места жительства и занятий, лицам, освободившимся из мест лишения свободы и другим нуждающимся в помощи категориям населения;
участвует в организации разнообразных видов социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми, бывшим воспитанникам детских домов и школ-интернатов для детей, не имеющих родителей и оставшихся без их попечения, на начальном этапе самостоятельной жизни; организует обеспечение гуманитарной помощью; взаимодействует с общественными, благотворительными организациями в решении вопросов оказания помощи нуждающимся гражданам;
организует работу с гражданами без определенного места жительства и гражданами, освободившимися из мест лишения свободы, их социальную адаптацию;
взаимодействует с территориальными органами здравоохранения, внутренних дел, занятости населения в оказании содействия и предоставления гарантированного минимума медицинских услуг, лекарственной и психологической помощи, получении в установленном порядке документов, удостоверяющих личность, в обеспечении возможности профессиональной подготовки и трудоустройства;
взаимодействует с общественными объединениями и благотворительными организациями в целях повышения социальной адаптации данной категории граждан;
содействует созданию и координирует деятельность центров социальной адаптации и других социальных учреждений для данной категории граждан.
4. В области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Осуществляет меры по организации и развитию службы медико-социальной экспертизы и принимает участие в государственной системе реабилитации инвалидов;
реализует региональную политику в области реабилитации инвалидов с учетом экономических, демографических и иных региональных особенностей;
осуществляет комплекс мероприятий по медицинской, психологической, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов;
организует работу по созданию и развитию государственной службы реабилитации инвалидов и осуществляет контроль за их деятельностью;
проводит анализ социально-экономического положения инвалидов и их потребностей в реабилитационных мероприятиях;
организует взаимодействие государственной службы медико-социальной экспертизы области с органами здравоохранения в вопросах профилактики инвалидности, реализации программ медицинской реабилитации инвалидов, а также взаимодействие с учреждениями реабилитации инвалидов;
разрабатывает предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
организует повышение квалификации и подготовки кадров специалистов учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы области;