ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 июня 1997 года № 312
г. Орел
О совершенствовании системы лицензирования на территории Орловской области
Анализ деятельности лицензионных органов свидетельствует о некоторых недостатках в сложившейся практике: лицензии выдаются 14 различными организациями, большинство видов деятельности установлены правовыми актами разной юридической силы, в некоторых присутствует противоречивость общим правовым нормам, резко выражен ведомственный подход.
Деятельность областного отдела лицензирования в составе центра рыночных отношений "Развитие" несколько снизила его координационные функции. Отсутствие законодательной и нормативной базы, регламентирующей деятельность органов лицензирования по применению экономических санкций к нарушителям, не дало возможности организовать действенный контроль за выполнением лицензионных условий.
Все это вызывает необходимость, с одной стороны - упрощения процедуры получения лицензии, с другой стороны - централизации органов лицензирования, качественного улучшения координации государственных и территориальных контрольных служб по выполнению требований законодательства РФ, предъявляемых к отдельным видам деятельности.
Учитывая, что основной целевой функцией системы лицензирования является обеспечение защиты жизненно-важных интересов личности, общества и государства, в целях установления общих правовых и организационных основ ведения лицензионной деятельности, проведения единой государственной политики в этой области и до принятия Федерального Закона "О лицензировании" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Установить, что комитет по лицензированию и сертификации является органом государственного управления обладминистрации, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности на территории Орловской области.
2. Утвердить Положение о комитете по лицензированию и сертификации согласно приложению 1.
3. Одобрить вневедомственный подход к построению организационной структуры лицензирования в Орловской области, при котором комитет по лицензированию и сертификации наделяется функциями организационно-методического центра, обеспечивающего разработку нормативной документации, а также координатора в организации взаимодействия со всеми органами государственного контроля, отраслевыми и территориальными службами органов исполнительной власти в вопросах лицензирования.
4. Утвердить разработанный на основе федеральных нормативных актов Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию на территории Орловской области, согласно приложению 2.
5. Утвердить Порядок ведения лицензионной деятельности согласно приложению 3.
6. Утвердить Положение об Экспертно-апелляционном Совете по вопросам лицензирования согласно приложению 4.
7. Заместителям главы обладминистрации Кравченко Т.П., Михайлову М.Г., комитету по лицензированию и сертификации (Алексеева М.О.) завершить поэтапную реорганизацию существующей системы лицензирования до 10 сентября 1997 г.
8. Комитетам по промышленности, по культуре и искусству, ветеринарному отделу облсельхозуправления, отделу лицензирования облаптекоуправления, областному бюро по лицензированию и аккредитации медицинской практики, передать полномочия по лицензированию непосредственно комитету по лицензированию и сертификации. Одновременно вышеперечисленным организациям передать комитету по лицензированию и сертификации все документы, а также оргтехнику, оборудование и транспорт, приобретенные ранее за счет средств от лицензионных сборов.
8.1. Установить, что лицензии, выданные указанными выше органами действительны до истечения указанного в них срока.
8.2. Сохранитъ действующие при администрации г.г. Ливны, Мценска, Глазуновского и Верховского районов территориальные отделы, подчинив их функционально комитету по лицензированию и сертификации.
8.3. В связи с расширением объемов работ комитета по лицензированию и сертификации увеличить его численность до 16 человек.
9. Комитету по лицензированию и сертификации:
9.1. Обеспечить оперативное внесение изменений в положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
9.2. В срок до 15.06.97 г. подготовить на утверждение администрации Положение о порядке приостановления, изъятия или аннулирования лицензии.
9.3. В срок до 01.07.97 г. совместно с контрольным и финансовым управлениями обладминистрации разработать и представить предложения по механизму финансирования органов лицензирования и прохождению лицензионных платежей.
9.4. В срок до 10.07.97 г. подготовить в обладминистрацию предложения в областной Закон об ответственности хозяйствующих субъектов за работу без лицензий и с нарушением лицензионных условий для последующего внесения на рассмотрение Областной Думы.
9.5. В срок до 1.09.97 г. разработать систему автоматизированного ведения реестра действующих на территории области лицензиатов, в т.ч. имеющих лицензии, выданные на федеральном уровне. В этой связи обязать все органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности (в т.ч. отнесенной к федеральному ведению) обеспечить не позднее 5 числа следующего за отчетным месяца представление информации о выданных лицензиях для формирования единой базы данных.
10. Райгорадминистрациям, комитетам и управлениям обладминистрации, управлению внутренних дел (Савченко И.П.), областной налоговой инспекции (Рыжов В.И.), департаменту налоговой полиции, управлениям госторгинспекции и ценовой политики (Натальин Н.И, Королев В.Г., Цыганкова Г.М.), областному отделу защиты прав потребителей (Потапов В.А.) и др. обеспечить тесное взаимодействие с комитетом по лицензированию и сертификации в части проведения жесткого контроля за наличием лицензий у хозяйствующих субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию, недопущению появления на рынке недоброкачественных товаров и неквалифицированных услуг, предоставление комитету по лицензированию и сертификации материалов по результатам проверок и выявленным нарушениям лицензионных условий.
11. Признать утратившими силу: постановления главы обладминистрации № 12 от 13.01.95 г., № 164 от 3.05.95 г., № 421 от 17.10.95 г., распоряжения главы обладминистрации № 194-р от 25.05.95 г., № 240 от 3.07.95 г.
12. Контроль за выполнением данного постановления возложить нa заместителя главы обладминистрации Кравченко Т.П.
13. Данное постановление опубликовать в печати.
Глава администрации Е.С. Строев
Приложение 1
к постановлению
главы обладминистрации
от 16 июня 1997 г. № 312
ПОЛОЖЕНИЕ
о Комитете по лицензированию и сертификации
Настоящее Положение определяет основные функции, права, обязанности и структуру Комитета по лицензированию и сертификации (далее по тексту - Комитет).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Комитет по лицензированию и сертификации образован в соответствии с постановлением главы обладминистрации в целях проведения единой политики в области лицензирования отдельных видов деятельности на территории Орловской области.
1.2. В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и нормативными актами Федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также распоряжениями и постановлениями главы обладминистрации и настоящим Положением.
1.3. Комитет является органом государственного управления администрации области, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности на территории Орловской области и входит в состав Департамента Финансов и налоговой политики.
1.4. Комитет не является юридическим лицом, имеет круглую печать со своим наименованием с изображением герба, бланки, штампы и другие реквизиты.
2. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ КОМИТЕТА.
2.1. Основной целью Комитета является осуществление политики администрации Орловской области в вопросах лицензирования деятельности на территории Орловского региона для обеспечения:
- защиты потребителей товаров и услуг от действия предпринимателей, ведущих незаконную, неквалифицированную или опасную для человека деятельность;
- защиты предпринимателей от незаконной конкуренции, создания благоприятных условий для развития добросовестного предпринимательства;
- исключения монополизма и влияния ведомственных интересов на рынке товаров и услуг;
2.2. Для достижения целей своей деятельности Комитет осуществляет следующие функции:
- подготавливает на основе Федерального и областного законодательства проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам лицензирования для их утверждения полномочными органами:
- разрабатывает и представляет на утверждение главой обладминистрации положения о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых регламентируется нормативными актами субъектов Федерации;
- разрабатывает методики расчетов лицензионных сборов;
- осуществляет нормативно-методическое и функциональное руководство, информационное взаимодействие всех органов, осуществляющих лицензирование видов деятельности, отнесенных к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- обеспечивает рассмотрение заявок, выдачу лицензий, контроль за деятельностью лицензиатов в части выполнения лицензионных условий, с применением санкций за их нарушение в соответствии с действующими федеральными и областными законодательными и нормативными актами;
- организует и координирует взаимодействие со службами налоговой, финансовой, торговой и иных инспекций, санитарного, пожарного, экологического контроля. управлений ценовой политики, внутренних дел, антимонопольной политики и т.д., органами территориально-отраслевого управления по вопросам контроля за осуществлением подлежащих лицензированию видов деятельности без лицензии, соблюдением условий и требований лицензий;
- заключает соглашения с органами исполнительной власти Российской Федерации на передачу ей полномочий на право лицензирования видов деятельности, отнесенных к ведению федеральных органов исполнительной власти, а также к совместному ведению;
- ведет областной реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий, обеспечивает публикацию информации;
- разрабатывает, утверждает, изготавливает и хранит бланки лицензий, бланки других типовых документов, касающихся лицензионной деятельности всех органов лицензирования администрации области;
- осуществляет методическое руководство и контроль за работой лицензионных органов на территории Орловской области, независимo от их ведомственной принадлежности, по соблюдению законодательных и нормативных актов РФ и областного уровня в вопросах лицензирования;
- осуществляет издательскую, консультационную, методическую и информационную деятельность по вопросам лицензирования;
- обеспечивает проведение квалифицированной и независимой экспертной оценки готовности соискателей лицензии к осуществлению заявленной деятельности, проводит аккредитацию независимых экспертов и экспертных коллективов;
- взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам лицензионной деятельности;
- изучает и обобщает отечественный и зарубежный опыт лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, участвует в международном сотрудничестве и мероприятиях по обмену опытом работы в рамках компетенции Комитета.
3. ПРАВА КОМИТЕТА.
3.1. Комитет в пределах своей компетенции имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации области предложения и проекты распорядительных документов по вопросам, относящимся к его компетенции;
- рассматривать проекты распорядительных и иных документов, относящихся к осуществлению деятельности, подлежащей лицензированию на территории Орловской области с целью их согласования;
- запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, органов управления обладминистрации материалы и информацию, необходимые для работы в рамках данного Положения и в пределах, предусмотренных действующим законодательством;
- беспрепятственно посещать любые объекты, запрашивать и получать от предпринимателей материалы и информацию по вопросам деятельности, подлежащей лицензированию, для проверки наличия лицензии и соблюдения обязательных лицензионных условий;
- организовывать и координировать деятельность органов управления обладминистрации, предприятий и организаций по вопросам, относящимся к его компетенции;
- привлекать для консультаций, экспертизы документов и материалов на договорной основе специалистов и экспертные коллективы, проводить их аккредитацию;
- привлекать специалистов государственных и территориальных контрольных, надзорных, правоохранительных органов, отраслевых управлений и других органов для осуществления лицензионной деятельности и проведения проверок юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- направлять представителей Комитета в государственные и территориальные контрольные, надзорные, правоохранительные и другие органы для участия в проводимых совместных проверках предпринимательской деятельности в части соблюдения лицензионных условий;
- создавать и развивать информационные сети и базы данных по вопросам лицензирования;
- осуществлять распространение нормативной и методической документации, связанной с вопросам деятельности, подлежащей лицензированию, в т.ч. путем издания соответствующих сборников, подготовки и проведения семинаров, курсов и консультаций;
- иные полномочия, связанные с целями и функциями Комитета, распоряжениями и поручениями администрации области.
4. РУКОВОДСТВО И СТРУКТУРА КОМИТЕТА.
4.1. Положение о Комитете и его структура утверждаются главой обладминистрации;
4.2. Комитет возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением главы обладминистрации.
Заместитель председателя Комитета назначается на должность и освобождается от должности также распоряжением главы обладминистрации.
Руководители территориально-отраслевых органов лицензирования назначаются и освобождаются от должности только по согласованию председателя Комитета.
4.3. Председатель Комитета:
- руководит деятельностью Комитета, несет персональную ответственность перед администрацией области за выполнение задач и функций, возложенных на Комитет;
- осуществляет мероприятия по повышению квалификации работников Комитета, улучшению условий труда, отдыха и быта;
- совместно с заместителем председателя Комитета распределяет должностные обязанности и устанавливает степень ответственности структурных подразделений и сотрудников Комитета за порученную работу, утверждает положения о структурных подразделениях и должностные инструкции;
- в пределах выделенных на содержание Комитета финансовых средств вносит предложения в администрацию области по изменению в штатное расписание и должностные оклады работников Комитета, устанавливают надбавки к должностным окладам, разрабатывает и в Департаменте Финансов и налоговой политики утверждает положение о материальном стимулировании сотрудников Комитета;
- обеспечивает соблюдение сотрудниками производственной и трудовой дисциплины, поощряет и через представления руководителя Департамента Финансов и налоговой политики налагает дисциплинарные взыскания на работников Комитета в соответствии с действующим законодательством;
- утверждает инструктивные и нормативно-методические документы обязательные для Комитета и территориально-отраслевых отделов;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
4.4. Для осуществления функций по рассмотрению заявок, выдаче лицензий, контроля за деятельностью лицензиатов в части выполнения лицензионных условий, Комитет по согласованию с Департаментом Финансов и налоговой политики образует структурные подразделения.
4.5. При установлении случаев нарушений действующего порядка лицензирования со стороны территориально-отраслевого органа лицензирования, многочисленных нареканий на их работу со стороны субъектов лицензирования, Комитет по лицензированию и сертификации вправе сделать представление о лишении их полномочий по лицензионной деятельности и передаче этих функций другому органу.