В числе первоочередных задач областной системы физического воспитания стоят: повышение ответственности родителей за здоровье детей, наделение должным статусом системы физвоспитания в детсадах и яслях, широкомасштабная подготовка для работы в них компетентных педагогов, создание недорогих, но практичных и гигиеничных товаров для занятий физической культурой дошкольников, издание популярной литературы.
В Орловской области существует 354 детских сада, которые посещают около 22 тыс. детей: из них в муниципальной собственности - 309, негосударственных - 45, 140 городских (из них 75 - г. Орел, 2 из них в негосударственной собственности) и 214 - сельских, физкультурно-оздоровительную работу в них проводят 74 работника физкультурно-оздоровительной направленности. В регионе разработана программа по проведению оздоровительно-физкультурных мероприятий среди дошкольных учреждений, в которых вместе с детьми принимают участие и родители.
Ежегодно проводятся ряд крупных мероприятий, направленных на активизацию работы в дошкольных учреждениях по физическому воспитанию с привлечением специалистов лаборатории социальных проблем детей дошкольного возраста, социально-образовательного центра г. Орла и кафедры медико-дошкольного воспитания ОГУ. Среди воспитанников детских садов в г. Орле, г. Ливны проводится смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы - "Веселые старты".
Наблюдается снижение численности детей в дошкольных учреждениях, что можно объяснить следующими причинами:
- сокращение рождаемости;
- закрытием ведомственных детских садов в малых селах из-за отсутствия средств на их содержание.
Процесс муниципализации позволил активнее провести дифференциацию дошкольных образовательных учреждений: за истекший срок количество детских специализированных садов увеличилось на 81, продолжилось развитие садов комбинированного вида, детских садов присмотра и оздоровления.
В последние годы получили развитие образовательные комплексы "Детский сад - школа", что позволило создать наиболее благоприятные условия для адаптации детей младшего школьного возраста.
Основными проблемами дошкольного образования остаются:
- сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, их финансирование;
- изменение содержания образования путем внедрения в практику программ нового поколения;
- дальнейшее развитие сети учреждений компенсирующего вида;
- улучшение обеспечения дошкольных образовательных учреждений игрушками, развивающим оборудованием;
- отсутствие условий во многих дошкольных учреждениях для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий;
- подбор квалифицированных кадров.
Развитие сети дошкольных учреждений систематически отстает от потребностей населения. Финансирование системы дошкольного образования все еще осуществляется по остаточному принципу. Сегодня в значительной части дошкольных учреждений условия пребывания детей не удовлетворяют нормативным требованиям.
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Известно, что 40% заболеваний у взрослых были "заложены" в детском возрасте 5-7 лет. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека, в который входят:
- положительное отношение детей к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;
- познавательный интерес к физической культуре;
- начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участие в коллективных действиях (играх, танцах и праздниках), культура поведения, самостоятельность;
- уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам.
Однако анализ имеющихся данных показывает, что сегодня состояние здоровья детей требует принятия неотложных мер по укреплению здоровья детей и профилактике заболеваний.
Заболеваемость ребят в детских дошкольных учреждениях из года в год остается высокой. В структуре заболеваемости детей в 2000 году первое место занимают болезни органов дыхания - 585,9 на 1000 человек, второе место - болезни нервной системы и органов чувств - 96,3, третье - травмы и отравления - 92,7, четвертое - болезни кожи - 66,7, пятое - болезни костно-мышечной системы - 54,5 на 1000 человек.
Распространенность болезней крови, кроветворных органов за последние пять лет увеличилась в 1,4 раза, эндокринной системы - в 1,1 раза, мочеполовой системы - в 1,4 раза, органов дыхания - 1,5 раза.
Наряду с общей программой физического воспитания, ставящей задачи укрепления здоровья, необходимо разрабатывать специальные программы для детей раннего возраста, профилактически направленные на коррекцию наиболее часто встречающихся видов патологии у детей 3-7 лет.
Важнейшей социальной проблемой является также количество трудопотерь родителей болеющих детей. По уходу за больными детьми ежегодно выдается огромное количество больничных листов. Причина пятой части всех трудопотерь на производстве уход за больными детьми, основная масса которых - дошкольники.
В настоящее время в различных регионах области физкультурно-оздоровительной работе в детских дошкольных учреждениях уделяется повышенное внимание. Разрабатываются методики закаливания, оригинальные системы обучения двигательным действиям, внедряется обучение элементам спортивной техники.
Одной из первоочередных задач Управления должно стать создание в ближайшие годы необходимой материально-технической базы для всех дошкольных учреждений, расположенных в нашей области. В федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предусмотрено, что строительство новых и реконструкция имеющихся дошкольных учреждений без соответствующей физкультурно-спортивной базы, включая плавательные бассейны, не допускается.