Недействующий

О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.2. Учащаяся молодежь


Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы, именно на этот этап ближайшие годы необходимо обратить особое внимание.

Физическая культура как образовательная область и учебный предмет должен быть включен в базисный учебный план образовательных учреждений как региональный компонент, школьный и ученический, обеспечить тем самым учащимся необходимый двигательный режим объемом не менее 6-8 часов в неделю.

Механизм реализации физического воспитания и образования должен осуществляться через: урочные формы занятий по предмету физическая культура (физическое воспитание), дополнительные (факультативные) занятия физическими упражнениями и спортом, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, внеклассные формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия), спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

. В целях решения проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи, особое внимание необходимо

обратить и на проведение детьми досуга. Поскольку сфера досуга может быть заполнена самыми разнообразными занятиями (не всегда полезными для здоровья человека), следует формировать в качестве приоритетной формы досуговой деятельности активный отдых, причем планировать и проектировать этот отдых нужно преимущественно как семейный. В условиях отчужденности между взрослыми и детьми одной из важных социальных задач является укрепление семейных связей, восстановление доверия между молодым и взрослым поколением. Поэтому активный отдых должен быть признан приоритетным как на уровне пропаганды, так и на уровне организации досуга.

Новое измерение следует придать работе с молодежью по месту жительства. Социальная практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения. Но средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения необходимо подготовить специальные кадры, создать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортинвентарем и оборудованием.

Особое внимание следует обратить на развитие спорта среди сельской молодежи, у которой меньше возможностей для занятий, чем у городских сверстников.

В Орловской области число общеобразовательных школ различных типов равняется 624, в них обучается 116,4 тыс. учащихся, дошкольных учреждений - 354, 12 вспомогательных школ и школ-интернатов, 7 Вузов и 19 Ссузов. В 29 профессионально-технических училищах насчитывается 10,5 тыс. учащихся. В 15 лицеях и гимназиях обучаются 16 726 детей,

Таким образом, почти 144 тыс. молодых людей включены в систему обязательных занятий физической культурой в учебных заведениях области различного типа. Физкультурно-спортивная работа с этой категорией населения имеет важное значение, поскольку на этапе обучения закладываются навыки здорового образа жизни. Формируется и совершенствуется культура двигательной активности, создается база общей физической работоспособности, обеспечивается развитие и укрепление растущего организма, осуществляется подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Состояние здоровья этой группы населения внушает серьезные опасения. На протяжении последних десятилетий снижается уровень физической подготовленности молодежи. В соответствии с областной программой "Пятилетка оздоровления" сегодня в системе образования работают 4 СДЮШОР, 17 ДЮСШ, 26 ДЮКФП с охватом учащихся 28 540 человек. Спортивная база составляет 395 спортивных залов, 189 встроенных приспособленных под спортзалы помещений, 14 плавательных бассейнов, 20 малоразмерных плавательных бассейнов при детских садах, 886 волейбольных, баскетбольных площадок, футбольных полей, 62 стрелковых тиров, 175 спортивных городков.

В 2000 году 49,7 % школьников занимались физкультурой, спортом и туризмом. В учебном режиме дня 348 школ в порядке эксперимента увеличили количество уроков физкультуры, на базе 139 сельских школ открыты филиалы спортивных школ и клубов. В среднем на одну статистическую личность области пропуски по болезни учащимися в 2000 году составили 11 дней.

Вместе с тем, недостаточное финансирование в части строительства и капитального ремонта спортсооружений, обеспечении спортинвентарем не дает возможности выполнения областной программы по развитию физической культуры в полном объеме.

Около 53% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20-25%. Только 20% от общего числа юношей призывного возраста имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии.

Различные нарушения опорно-двигательного аппарата отмечаются у 20-30% учащихся. Растет число простудных заболеваний, а бронхиально-астматические и ларингитные заболевания превратились в эпидемии.

Высокий уровень заболеваемости отмечается и у студентов, особенно после 3 курса. Анализ состояния физкультурно-спортивной работы с молодежью показывает, что наряду с такими хроническими проблемами как отсутствие достаточного количества спортивных сооружений, дефицит спортивного инвентаря, оборудования, обуви, одежды и т.д., в последние годы появились новые проблемы, связанные с сокращением количества спортивных школ, удорожанием физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, ликвидацией клубов по месту жительства. Многие подростки, ранее включенные в систему физкультурно-спортивной деятельности, оказываются на улице и становятся потенциальным пополнением криминальной среды.

На протяжении последних десятилетий недооценка роли физического воспитания в формировании здорового поколения приводила к тому, что вместо коренной модернизации всей системы физического воспитания молодежи в соответствии с требованиями современной жизни, осуществлялись лишь косметические преобразования системы, причем по принципу латания "дыр", т.е. на наиболее болезненных участках работы. В то время как в развитых странах мира уже осуществляется переход на ежедневные, обязательные занятия по физическому воспитанию, а в подавляющем большинстве стран уже давно введены 3-4 часа обязательных занятий, в нашей стране вопрос об увеличении объемов обязательных занятий физической культурой в школе рассматривался как практически нереализуемая идея. В качестве возражений ссылались на перегрузку программы в сетке часов и невозможность финансового обеспечения такого увеличения объемов.

Реально повысить уровень физической подготовленности учащихся на двух уроках физической культуры в неделю при одновременных занятиях 30 человек с разным уровнем подготовленности невозможно. А дать ученикам развернутое понятие о здоровом образе жизни, сделать их образованными в области физической культуры учитель школы, при существующем ныне уровне подготовки преподавателей физической культуры, не может.

Анализ состояния организации физического воспитания в учебных заведениях показывает, что принципиально важным моментом радикального улучшения физкультурно-спортивной работы с молодежью, является модернизация самого процесса физического воспитания, его содержания и существенное обновление организационно-управленческих механизмов. Опыт учителей-новаторов, которые смогли реализовать свои программы, отвечающие современным требованиям, убеждает нас в том, что:

1) интерес к обязательным занятиям среди учащихся может быть очень высоким;

2) количество простудных заболеваний резко сокращается;

3) уровень физической подготовленности становится значительно выше среднего по стране;

4) повышается успеваемость и нормализуется эмоциональное состояние учащегося за счет снятия социально-психологического стресса средствами физической культуры;

5) формируется осознанная потребность у учащегося в здоровом образе жизни, т.е. закладывается иммунитет к вредным привычкам и асоциальному поведению.

Чтобы перестроить систему физического воспитания в учебных заведениях области необходимо ясно осознавать, что урок физической культуры в школе - это не один из множества предметных дисциплин, конкурирующих между собой за дополнительное время в сетке часов. Скорее наоборот, чем больше времени будет выделено на правильное методически грамотное проведение уроков физического воспитания, тем более рационально и эффективно будет организован учебный процесс.

Построение новых учебных программ физического воспитания учащейся молодежи должно учитывать особенности решения задач на каждом этапе обучения. Так, возраст от 6 до 10 лет характеризуется интенсивным физическим развитием. Это период наилучшей двигательной обучаемости и оптимального совершенствования координации, когда фаза развития успешно сочетается с выраженной двигательной активностью. К моменту поступления в школу дети уже обладают обширным двигательным опытом. Однако они владеют основными формами движения в разной степени. Учитывая это на начальных этапах обучения в школе, детей следует нацеливать на интенсивное двигательное обучение. На этом же этапе начинается систематическая общая физическая подготовка. Ее следует строить как эффективную, в спортивном и воспитательном отношении, тренировку с учетом предпосылок, заложенных в дошкольном возрасте; она должна способствовать оптимальному развитию каждого учащегося и повышению его физической работоспособности.

Для более старшего возраста акцент смещается на увеличение тренировочных нагрузок и ориентацию учащихся к спортивной деятельности. Спорт эффективно способствует процессу социализации детей и поэтому важнейшим фактором прогресса физического воспитания в учебных заведениях должно стать увеличение его спортивной направленности.

Спорт является такой областью жизнедеятельности, в которой наиболее полно может самоутверждаться молодой человек. В определенном возрасте потребность в самовыражении, в испытании себя становится очень острой. Поэтому система физической культуры и спорта должна обязательно предоставлять широкий круг возможностей реализации спортивных интересов.

При подготовке учебных программ для разных типов учебных заведений важное значение имеет индивидуализация подхода к освоению материала. Актуальной проблемой становится разработка специальных программ, нацеленных на профилактику тех или иных заболеваний, которые в последнее время приобретают массовый характер и начинаются с раннего возраста. В связи с этим требует пересмотра сама организационная основа занятий физической культурой. Следует пойти по пути организации физкультурно-спортивных занятий по интересам, с учетом уровня физической подготовленности учащихся, используя спортивную базу школы в течение всего дня.