РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об областной комплексной программе "Молодежь Орловщины"
Принят областным Советом народных депутатов 15 февраля 2002 года
Статья 1
Утвердить областную комплексную программу "Молодежь Орловщины".
Статья 2
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Орловской области Е.С. Строев
г. Орел
4 марта 2002 года
№ 242-ОЗ
ПАСПОРТ
областной комплексной Программы "Молодежь Орловщины (2001 - 2005 годы)"
Наименование Программы областная комплексная Программа
"Молодежь Орловщины (2001-2005 годы)"
Основание для разработки распоряжение Правительства Российской
Программы Федерации от 4 января 2000 года № 1-р
Заказчик и основной управление по делам молодежи, физической
разработчик Программы культуре и туризму администрации Орловской
области
Основная цель Программы - формирование, развитие и укрепление
правовых, экономических и организационных
условий для гражданского становления и
эффективной социализации молодых граждан в
условиях демократического общества,
рыночной экономики и правового государства,
для самореализации личности молодого
человека как активного участника
преобразований современного российского
общества
Важнейшие целевые - развитие системы социальных служб для
показатели и задачи молодежи и подростково-молодежных клубов;
Программы - поддержка всех форм духовно-нравственного
воспитания, интеллектуального, творческого
и физического развития детей, подростков и
молодежи;
- правовая защита и социальная адаптация
подростков и молодежи;
- профилактика безнадзорности, подростковой
преступности, наркомании и алкоголизма;
- содействие благоприятному началу трудовой
деятельности, решению вопросов занятости,
профориентации, переобучения по
востребованным на рынке труда профессиям;
- социально-экономическая поддержка при
создании семьи, содействие решению
первичных жилищных проблем;
- подготовка молодых людей к службе в
армии, воспитание гражданско-
патриотического отношения к Родине;
- работа со студенческой молодежью;
- создание условий для реализации научно-
технического, творческого потенциала
молодежи;
- поддержка деятельности детских и
молодежных общественных объединений;
- формирование у молодежи активной
жизненной позиции, повышение электоральной
культуры, готовности к участию в
общественно-политической жизни страны,
государственной деятельности и управлении,
создание условий для выдвижения способных и
компетентных молодых людей в органы
государственной власти;
- развитие системы молодежного отдыха и
оздоровления;
- развитие массовых видов детского и
молодежного спорта и туризма;
- в целом, качественный рост молодого
поколения, как активного субъекта
трансформации российского общества
Исполнители основных управление по делам молодежи, физической
мероприятий Программы культуре и туризму, управление общего и
профессионального образования, Департамент
федеральной государственной службы
занятости населения по Орловской области,
управление социальной защиты населения,
управление внутренних дел Орловской
области, управление здравоохранения,
управление культуры и искусства,
структурные подразделения вышеуказанных
ведомств, молодежные и детские общественные
объединения, научно-исследовательские и
образовательные учреждения г. Орла и
области
Организация контроля за контроль за исполнением Программы
исполнением Программы осуществляется в порядке, установленном
Законом Орловской области "О региональной
государственной молодежной политике в
Орловской области"
В соответствии с действующим законодательством ежегодные объемы финансирования программы из областного и федерального бюджетов определяются по результатам защиты бюджетных заявок управления по делам молодежи, физической культуре и туризму и утверждения соответствующих бюджетов.
Финансирование предполагается осуществлять из следующих источников:
- бюджет области и местные бюджеты;
- федеральный бюджет;
- внебюджетные источники, в т.ч.:
- взносы юридических и физических лиц, в т.ч. иностранных;
- различные фонды и другие поступления, не запрещенные законодательством.
В 2002 - 2005 гг. на реализацию мероприятий программы из средств областного бюджета предусмотрено 25 млн. руб.
Размер расходуемых средств может уточняться исходя из возможностей областного, местных и федерального бюджетов. Привлечение прочих средств предполагается осуществить на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации программы.
Управление по делам молодежи, физической культуре, туризму и связям с религиозными организациями осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает целевое использование средств.
Взаимодействие с исполнителями мероприятий программы осуществляется на основе планов совместной деятельности, контрактов и договоров, определяющих права и обязанности заказчика и соисполнителей, регулирующих их взаимоотношения. Целевое использование средств подлежит постоянному контролю со стороны соответствующих федеральных и областных контролирующих органов в соответствии с установленным порядком.
Реализация государственной молодежной политики в отрыве от осуществления мер регулирования в сферах образования, занятости и профориентации, профилактики наркомании, алкоголизма, преступности, социальной защиты всех слоев населения и т.п. практически невозможна. Поэтому одной из важнейших функций при реализации программы "Молодежь Орловщины" для управления по делам молодежи, физической культуре, туризму и связям с религиозными организациями явится функция по координации деятельности ведомств-соисполнителей, имеющих смежные целевые программы, затрагивающие интересы государственной молодежной политики.
При этом часть мероприятий программы "Молодежь Орловщины" предполагается осуществить за счет привлечения соответствующих блоков смежных программ (особенно это касается мероприятий по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков и молодежи, поддержке молодой семьи, содействию решению жилищных проблем молодежи, решению вопросов занятости и профориентации, гражданскому становлению и военно-патриотическому воспитанию молодежи, поддержке талантливой молодежи).
- повышение социальной защищенности и адаптации молодежи к современным условиям, снижение уровня преступности, асоциального поведения в молодежной среде;
- рост уровня доходов молодежи и молодых семей, улучшение социально-бытовых и жилищных условий;
- увеличение числа рабочих мест, снижение уровня безработицы путем обеспечения вторичной и сезонной занятости молодежи, а также через повышение квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка, рост деловой активности молодежи;
- формирование в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, рост общественной активности молодежи, укрепление российской государственности;
- улучшение здоровья молодого поколения, в т. ч. путем профилактики наркомании, ВИЧ-инфекции, пропаганды здорового образа жизни, развития современных форм молодежного досуга, отдыха, спорта и оздоровления;
- качественный рост молодого поколения - ценнейшего стратегического ресурса общества, активного участника социальных преобразований.
Цель подпрограммы
Целью подпрограммы является создание и развитие комплекса специальных служб для молодежи: молодежных бирж, центров социально-психологической помощи, учреждений для социальной реабилитации, центров юридической помощи, служб помощи молодой семье и др.
Задачи подпрограммы
Для достижения цели подпрограммы следует решить ряд основополагающих задач:
- разработка предложений по созданию и функционированию учреждений социальной помощи молодежи;
- организация подготовки и переподготовки кадров работников социальных служб и развитие добровольческого (волонтерского) движения;
- осуществление научно-методических разработок в области организации социальной службы.
Механизм реализации
Механизм реализации строится на основе поддержки государственными органами по делам молодежи, молодежными общественными организациями и специализированными объединениями социально уязвимой части молодежи через организацию деятельности сети учреждений и клубов для молодежи, позволяющих объединить все уровни и стороны жизни молодежного сообщества. Это создаст условия для охвата наибольшего количества молодежи и окажет содействие в разрешении проблем молодых орловцев.
Осуществление подпрограммы предполагает реализацию нескольких взаимосвязанных проектов:
1) Проект службы психологической разгрузки и реабилитации.
2) Проект юридической консультации для молодежи (юридическая приемная).
3) Проект организации временной занятости молодежи.
4) Проект "Профилактика алкоголизма и наркомании путем активной пропагандистской кампании".
Ожидаемые результаты
К числу ожидаемых результатов прежде всего можно отнести:
- удовлетворение социально значимых потребностей молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях;
- создание сети клубов и учреждений, способствующих раскрытию и развитию потенциала молодежи;
- социальная реабилитация молодежи;
- создание условий для участия такой молодежи в полноценной, необедненной жизнедеятельности;
- снижение социальной напряженности в регионе за счет организации вторичной и сезонной занятости молодых людей.
Участники подпрограммы
Основным участником и разработчиком данной подпрограммы выступает управление по делам молодежи, физической культуре, туризму и связям с религиозными организациями администрации Орловской области. Также в реализации данной подпрограммы принимают участие: государственное учреждение орловский областной центр молодежи "Полет", областные и общероссийские общественные организации и объединения, ставящие своей задачей решение проблем и оказание помощи молодежи, а также средства массовой информации и иные организации и объединения, с которыми строятся взаимоотношения и складывается сотрудничество в ходе реализации мероприятий подпрограммы.
Цели и задачи подпрограммы:
- поддержка молодой семьи, содействие в ее адаптации к меняющейся социально-экономической ситуации и создании необходимых возможностей по воспитанию и содержанию детей, улучшению ее духовно-нравственного состояния, достижению ею экономического благосостояния, психологической устойчивости, повышению качества жизни семьи, оказание социальной помощи особо нуждающимся семьям;
- создание эффективной системы и координация деятельности всех заинтересованных органов для решения проблем молодой семьи;
- совершенствование системы социальных гарантий для поддержки уровня благосостояния семей с детьми и особо нуждающихся семей, в том числе переселенцев из стран СНГ и "горячих" точек;
- оказание содействия молодой семье в реализации ее воспитательной функции по социализации и формированию гражданственности подрастающего поколения;
- обеспечение сохранения семейной среды как естественной среды личностного саморазвития и самореализации супругов, воспроизводства и развития детей как полноценных граждан российского общества, сохранение и поддержание репродуктивного здоровья и социально-оптимального уровня рождаемости;
- обеспечение создания стартовых возможностей для становления молодой семьи и достижения ее стабильного функционирования.
Основные направления реализации подпрограммы:
- внесение предложений по изменению областной законодательной, нормативно-правовой базы в отношении молодой семьи, в том числе по вопросам предоставления ссуд для строительства или приобретения жилья, получения желаемого образования, покупки товаров длительного пользования;
- формирование общественной атмосферы, способствующей воспитанию культа семьи, уважения материнства, отцовства и детства;
- правовое и научно-информационное обеспечение реализации программы, обеспечение эффективного государственного контроля за соблюдением законодательства РФ в части защиты прав и интересов молодой семьи;