РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГУБЕРНАТОР ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ
12 ноября 2001 г. № 5
г. Орел
О программе переселения граждан Российской Федерации, проживающих в Орловской области
из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах
(в ред. Указа Губернатора Орловской области от 18.02.2002 г. № 71)
В целях обеспечения социальной защиты граждан Российской Федерации, проживающих в Орловской области, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде:
1. Программу "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих в Орловской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" в 2002-2010 годах одобрить.
2. Данную Программу направить для утверждения в областной Совет народных депутатов.
3. Поручить департаментам реформирования, планирования и прогнозирования (Цикорев Н.Н.), жилищно-коммунального хозяйства и транспорта (Вельковский Е.Н.), финансов (Кравченко Т.П.), строительства и архитектуры (Кисляков А.Г.), руководителям управлений и комитетов обеспечить реализацию мероприятий указанной областной программы.
4. Рекомендовать мэру города Орла, главам городов и администраций районов области разработать и утвердить конкретные мероприятия по осуществлению данной программы на подведомственных территориях.
5. Ходатайствовать перед Госстроем Российской Федерации о содействии в выделении финансовых средств из Федерального бюджета на поддержку программы переселения граждан на период 2002-2010 гг.
6. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на заместителя Губернатора области Кислякова А.Г.
Губернатор области Е.С.Строев
ПАСПОРТ
программы "Переселение граждан Российской Федерации,
проживающих в Орловской области из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах".
Наименование "Переселение граждан Российской Федерации,
программы проживающих в Орловской области из
ветхого и аварийного жилищного фонда"
Наименование, номер и Указ Губернатора Орловской области:
дата принятия решения "О программе переселения граждан Российской
о разработке Федерации, проживающих в Орловской области
программы из ветхого и аварийного жилищного фонда
в 2002-2010 гг."
Заказчики программы Администрация Орловской области, администрации
городов и районов области
Управление Текущее управление осуществляется
реализацией муниципальнымиобразованиями
программы
Основные Департаменты: строительства и архитектуры;
разработчики жилищно-коммунального хозяйства и транспорта;
программы реформирования, планирования и прогнозирования
Цели и задачи Основными целями программы являются:
программы обеспечение жильем граждан, проживающих в
домах, признанных непригодными для постоянного
проживания; ликвидация до 2010 г. существующего
аварийного жилищного фонда, признанного таковым
в 2000 г.
Основные задачи программы:
разработка механизма и подготовка условий
переселения граждан из непригодного для
проживания жилищного фонда;
оптимизация развития территорий, занятых
непригодным для проживания жилищным фондом;
Сроки и этапы 2002-2010 гг.:
реализации программы 1-й этап - 2002-2004 гг.
2-й этап - 2005-2010 гг.
Перечень основных 1. Формирование законодательной и нормативной
мероприятий базы для предоставления жилья гражданам;
установление очередности сноса жилищного фонда и
этапов переселения граждан.
2. Привлечение бюджетных и внебюджетных
финансовых ресурсов для реализации программы.
3. Переселение жильцов и снос непригодного для
проживания жилищного фонда.
4. Инженерная подготовка и развитие
освободившихся земельных участков.
Исполнители Администрация Орловской области, органы
программы местного самоуправления; предприятия и
организации,определяемые на конкурсной основе.
Объемы и источники Общий объем финансирования - 2,9 млрд. руб.
финансирования из них 70 % бюджетных (областных - 23,
местных - 7), 30 % внебюджетных средств.
Ожидаемые конечные Переселение до 2010 г. из аварийного жилищного
результаты реализации фонда 30 тыс. граждан;
привлечение внебюджетных ресурсов для решения
сложных социальных проблем;
выполнение обязательств по переселению граждан
из непригодного для нормального проживания
жилья.
Система организации Общее руководство программой, управление
контроля за финансовыми средствами, формирование
исполнением нормативной базы, предоставление ежеквартальных
программы отчетов, а также годового с внесением предложений
по совершенствованию реализации программы.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Программа "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих в Орловской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" (далее - "Программа") является составной частью федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг. Основная задача Программы состоит в улучшении жилищных условий гражданам, проживающим в жилищном фонде, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Суммарная площадь ветхих и аварийных жилищ в области составляет 240 тыс. кв. м, что адекватно объемам среднегодового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.
Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3-х этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или госсобственностью. Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 87 %, аварийный фонд - 13 % или 30 тыс. кв. м, и его доля увеличивается.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в масштабах области в целом необходимо иметь 2,9 млрд. руб.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей различных уровней бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных ресурсов. По мере ежегодного увеличения доходной части бюджетов всех уровней предусматривается увеличение объемов финансирования переселения граждан из ветхого жилья.
Администрации муниципальных образований гарантируют гражданам, проживающим в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарнотехническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также сформированной местной юридической и методической базы, определяющей условия переселения граждан.
2. Основные цели и задачи Программы.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, непригодном для постоянного проживания;
- ликвидация до 2010 г. включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 г.
Основные задачи Программы:
- разработка новых или корректировка существующих правовых основ и методологических механизмов переселения граждан из ветхого и аварийного жилья: отнесение жилищного фонда к ветхому или аварийному; установление очередности выселения граждан из ветхого и аварийного жилья; установление размеров оказываемой им госпомощи или планирование работ по переселению жильцов из непригодного для проживания жилья в резервный или вновь построенный жилищный фонд;
- формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения граждан благоустроенным жильем;
- формирование программ градостроительного и социальноэкономического развития районов и кварталов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
- учет специфических особенностей решения проблем на территориях муниципальных образований;
- оказание областной финансовой поддержки в решении данной проблемы администрациям городов и районов привлекшим существенную долю ресурсов на местном уровне.
На областном уровне Программа определяет временные рамки ее реализации, формирует местную законодательную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, определяет принципы и методы областной поддержки.
Муниципальные программы содержат конкретные планы действий органов местного самоуправления, системы привлечения внебюджетных ресурсов для переселения граждан, систему эффективного управления финансовыми средствами поступающими на обеспечение программных мероприятий; перечень жилых помещений предназначенных для переселения граждан.
3. Сроки и этапы реализации Программы.
Мероприятия по переселению граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2002-2010 годов. Реализация Программы разбита на два этапа.
На первом этапе - 2002-2004 годы создаются необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации следующих задач:
- оценка размеров аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации, а также определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- формирование законодательной и нормативной базы для предоставления жилья гражданам, нуждающимся в переселении;
- установление очередности сноса аварийного жилищного фонда по районам, микрорайонам, зданиям и очередности переселения граждан;
- аккумулирование финансовых средств для реализации Программы; собственно начало переселения с 2002 года из аварийного жилья, в том числе путем осуществления финансирования строительства жилых домов высокой степени готовности.
На втором этапе Программы - 2005-2010 годы:
- реализуются задачи по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселению граждан:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, и маневренного жилищного фонда для отселения граждан из ветхих домов, подлежащих реконструкции; - инженерная подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их реализация новым застройщикам.
4. Объемы и источники финансирования.
Расходы на реализацию Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья составят 2,3 млрд. рублей. Первоначально подлежит финансированию завершение строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности. За два года необходимо создать методические и организационные предпосылки для более масштабного привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Программы на втором этапе.
Для успешной реализации Программы необходимо ориентироваться на контрольные суммы средних годовых расходов на реализацию Программы (приложение к Программе, таблица № 1).
Выполнение Программы может предусматривать использование средств поддержки федерального бюджета по ходатайству администрации области перед Госстроем России для стимулирования работы отдельных муниципальных образований с учетом финансирования федеральных целевых программ.
5. Главные ожидаемые конечные результаты Программы.
По окончании Программы, к концу 2010 года все граждане области, проживающие по состоянию на 1.01.2000 года в аварийном жилищном фонде, должны быть переселены.
В рамках Программы будет ликвидировано 30 тыс. кв.м аварийного жилищного фонда, кроме того, будет подготовлено для ликвидации и реконструкции 210 тыс. кв.м. ветхого жилищного фонда, проживание в котором невозможно по условиям безопасности и соблюдения санитарно-технических норм.
Успешная реализация Программы обеспечит в Орловской области, как части Российской Федерации :
- выполнение обязательств государства и администраций различных уровней перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
- создание условий для ежегодного увеличения нового жилищного строительства;
- снижение социальной напряженности в регионе;
- обеспечение безопасности проживания и повышения комфортности проживания в жилых домах;
- улучшение демографической ситуации.
Использование финансовых средств, привлекаемых для реализации Программы, будет содействовать увеличению объемов работ по строительству объектов жилья, а также объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
6. Система программных мероприятий.
Система программных мероприятий представляет собой перечень конкретных мероприятий, увязанных по времени, ресурсам и исполнителям на всех этапах реализации Программы.
Перечень основных мероприятий по ликвидации аварийного и ветхого жилья жилищного фонда, проведению реконструкции существующего и строительству нового жилищного фонда; строительство новых жилых домов, имеющих высокую степень готовности для переселения граждан из непригодного для проживания жилья на 2002-2010 годы прилагаются (таблицы №№ 2, 3).