РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 июня 1996 года № 364
г. Орел
О системе предупреждения и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Орловской области
Во исполнение Закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 5.11.1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в целях организации работ по предупреждению и защите населения и территорий области ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить "Положение о системе предупреждения и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Орловской области. Общие положения".
2. Главам администраций городов и районов, руководителям организаций, учреждений и предприятий в срок до 1 декабря 1996 года привести свои нормативно-правовые документы по предупреждению и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствие с требованиями Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного к техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 5.11.1995 г. "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и утвержденного Положения.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить начальника управления по делам ГО и ЧС области (Штейнбок В.М.).
Глава администрации
Орловской области Е.С. Строев
Утверждено
Постановлением
главы администрации Орловской области
от 26 июня 1996 г. № 364
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе предупреждения и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Орловской области
Общие положения.
Настоящее Положение определяет общие для организационно-правовые нормы в области предупреждения и защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Орловской области (далее - население) , всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах области или его части объектов производственного и социального назначения, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы (далее - организаций) , окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характер (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Положения распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления, организаций и населения в области предупреждения и защиты населения к территорий от чрезвычайных ситуации.
1. Общие положения
1.1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среды и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.2. Законодательство в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской. Федерации , настоящего Положения и иных нормативных правовых актов Орловской области.
1.3. Целями настоящего Положения являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуации.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящего пункта целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Положением не регулируются.
1.4. Органы управления, силы и средства областной территориальной подсистемы, органы местного самоуправления, организации, в полномочия которых входят решение задач по предупреждению и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.5. Основными задачами областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по предупреждению и обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий и целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организации, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и Средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации;,
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области предупреждения; и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятия по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их реализации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Положением областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое утверждается Постановлением главы администрации области.
1.6. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с исполнительными органами администрации области и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
1.7. Информацию в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной,
Пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является глазной и открытой, если иное не предусмотрено Законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление, либо представление лицами заведомо ложной информации в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций информации в области предупреждения и зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами области.
1.8. Для выполнения требовании Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иных нормативных правовых актов и для организации системы предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями разрабатываются нормативные правовые документы согласно обязательного приложения № 1.
2. Основные принципы предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуации, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, по подготовке области к защите населения проводится заблаговременно по территориально-производственному принципу и одновременно для условий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
Планирование и осуществление мероприятий по предупреждению, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по предупреждению и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном нормативно-правовыми документами порядке привлекаются силы и средства областных органов исполнительной власти, а при необходимости привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
2.1. Приоритетное значение для эффективности защиты населения имеют предупреждающие меры, снижающие людские потери и материальный ущерб в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. К важнейшим из них относятся:
- ведение градостроительной политики и политики в области расселения с учетом интересов защиты населения;
- рациональное размещение потенциально опасных объектов городских и сельских поселенки;
- строительство объектов, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций в соответствии с требованиями нормативных документов по проектированию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- осуществление надзора и контроля в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- экспертиза проектов и лицензирование деятельности потенциально опасных объектов и производств;
- мониторинг окружающей среды;
- декларирование безопасности потенциально опасных организаций;
- оценка состояния безопасности территорий.
В целях реализации мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций разрабатывается "Положение об организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Орловской области".
2.2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях обеспечивается:
своевременным оповещением населения области об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
комплексным применением средств и основных способов защиты (укрытием в помещениях защитных сооружений, проведением эвакуации из опасных зон и районов, использованием средств индивидуальной защиты, применением средств медицинской защиты);
проведением спасательных к других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения;
обучением (подготовкой) в области защиты от чрезвычайных ситуаций, самостоятельным действиям населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
С целью эффективного решения задач по защите населения области создаются территориальные системы защитных мер, которые включают:
анализ и прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий для населения;
организацию и осуществление непрерывного наблюдения и контроля;
оповещение (предупреждение) населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
разведку и оценку складывающейся в чрезвычайных ситуациях обстановки, прогнозирование состояния окружающей среды; эвакуация населения ив опасных зон и районов;
инженерную, медицинскую, радиационную и химическую защиту населения;
регулярное информирование населения об обстановке в чрезвычайных ситуациях, принятых мерах по обеспечению безопасности, о порядке действия и выполнение мер защиты в чрезвычайных ситуациях и выполнение мер защиты в чрезвычайных ситуациях;
подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях населения, руководителей и специалистов организаций, а также сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение спасательных и других неотложных работ в районах (зонах) чрезвычайных ситуаций.
Для выполнения мероприятий по защите населения в мирное и военное время органами государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями разрабатываются:
- План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время;
- План гражданской обороны;
- План основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждении, и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие планирующие документы, перечень которых устанавливается управлением по делам ГО и ЧС области и ведомствами. Планы разрабатываются с учетом законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, рекомендации и указаний МЧС России. План утверждаются главами соответствующих администраций и руководителями организаций и согласовываются с вышестоящими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
На основании Планов мирного и военного времени органов государственной власти области и местного самоуправления, организаций в подчиненных ведомствах, организациях, службах и структурных подразделениях предприятий разрабатываются:
- План обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- План обеспечения мероприятий гражданской обороны.
- Планы обеспечения утверждаются соответствующими руководителями ведомств, организаций и согласовываются с вышестоящим органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Реализацию Планов мирного и военного времени по защите населения производить Постановлением глав администрации, приказами руководителей организаций.
3. Полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
3.1. Органы государственной исполнительной власти Орловской области:
а) принимают в соответствии с Федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;