ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 ноября 1997 года N 537
О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
{Утратило силу:
постановление Коллегии Орловской области от 05.12.2007 г. N 287;
Изменения и дополнения:
Постановление Главы администрации от 22.04.98 г. N 231;
Постановление Коллегии администрации от 05.07.02 г. N 104;
См. также:
Указ Губернатора от 24.01.2002 г. N 39}
В целях реализации указа Президента Российской Федерации N 425 от 28 апреля 1997 г., Постановления правительства РФ N 621 от 26 мая 1997 г. "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и постановления главы администрации Орловской области от 11 июля 1997 г. N 361 "О разработке программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства области"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Орловской области на 1997-2003 годы, разработанную комиссией (прилагается).
2. Рекомендовать главам горрайадминистраций до 1 января 1998 г. разработать и утвердить территориальные программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с областной программой и учётом местных условий.
3. Завершить, в основном, к 2000 году перевод жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования.
4. Осуществить демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства и создание условий для конкуренции в этой сфере с разделением функций и переходом на договорные отношения между заказчиками и подрядчиками жилищно-коммунальных услуг в целях снижения издержек и повышения качества обслуживания населения.
5. ОГУПП "Орелоблжилкомхоз" (Касьянов А.Д.) в месячный срок внести предложения о порядке и последовательности реформирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства городов и районов, согласованные с горрайадминистрациями.
6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Сошникова И. В.
Первый заместитель
Главы администрации В. А. Кочуев
ПРОГРАММА реформирования жилищно-коммунального хозяйства Орловской области на 1997-2003 годы
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации в начале 1990 годов, является на сегодня одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. С позиции сегодняшнего дня процесс реформирования жилищно-коммунальных правоотношений в России периода 1990-1996 годов был достаточно динамичным как в нормотворчестве, так и в апробировании новых механизмов в жилищно-коммунальной сфере. В этот период времени были уточнены основные цели преобразований в этой сфере экономики и созданы необходимые правовые основы для проведения реформы.
Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства - новый шаг правительства России по пути реформ - не осталась без внимания и стала предметом обсуждения в органах власти, в средствах массовой информации и среди населения.
Интерес к данной проблеме понятен: расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства в бюджетах некоторых городов достигают 35-40 процентов всех расходов. В г. Орле этот показатель составляет 16-17, в бюджете Орловской области - 9-11 процентов.
За 1994-1995 годы рост ставок оплаты услуг, при котором доля населения в покрытии издержек по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в Орловской области возросла до 20 процентов, позволил преодолеть отставание оплаты жилищно-коммунальных услуг от темпов инфляции. Однако, в связи с тем, что в этот период сложилась неблагоприятная динамика доходов населения, рост оплаты услуг населением проходил болезненно. Это не дало ощутимых результатов реализации программ реформирования жилищно-коммунальных отношений и вызвало необходимость изменений темпов и этапов реформы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Социально-экономическое состояние в области продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальных служб. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережений, инвестиции в коммунальное хозяйство снизились, к уровню 1993 г., более чем в 3 раза.
Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерной инфраструктуры. В результате в ветхом состоянии в муниципальной собственности сегодня находятся 113 тыс. кв. метров жилого фонда, 149,0 км водопроводных, 44 км канализационных, 12 км воздушных электрических, 122,0 км тепловых сетей, более 4 млн. кв. метров улиц, проездов и площадей не имеют твердого покрытия, 2,5 млн. кв. метров дорожных покрытий находятся в неудовлетворительном состоянии.
Кроме того на балансе предприятий различных ведомств и форм собственности остается около 3 млн. кв. метров жилья, 448 км тепловых сетей, 450 котельных и ЦТП, 2468 водозаборных узлов, 1845 км водопроводных и 142 км канализационных сетей, 70 очистных сооружений.
Трёхлетний опыт проведения реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве показал, что принятые в 1991 году и последующие годы решения, касающиеся реформирования отношений в этой сфере экономики, нередко не были увязаны с общенациональной политикой в области установления цен на энергоносители, динамикой доходов населения.
Вместе тем, следует отметить и положительные сдвиги в реформировании жилищно-коммунального хозяйства области. Завершены начальные этапы работы по разграничению форм собственности, идет переход на договорные отношения. В качестве заказчиков выступают местные городские и районные администрации, которые делегируют свои функции управляющей организации - ОГУПП "Орелоблжилкомхоз", подрядчиками определены муниципальные унитарные жилищно-коммунальные предприятия /МУЖКП/.
В текущем году заключены договора с местными администрациями на совместную деятельность по руководству и управлению жилищно-коммунальным хозяйством. Ведётся подготовка к заключению договоров найма, аренды и обслуживания с каждым квартиросъемщиком на жилищно-коммунальные услуги.
В целях контроля за объемом и качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг создана государственная жилищная инспекция.
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
1. Обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
2. Снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при обеспечении стандартов качества предоставляемых услуг,
3. Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Способы достижения указанных целей определены постановлением главы администрации области от 17 апреля 1995 года N 230 "Об изменении сроков поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и условиях снижения оплаты при снижении качества этих услуг". Они определяют:
1. Совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве.
2. Переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих жилищно-коммунальное обслуживание.
3. Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья.
4. Совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение существующего положения выплаты льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств. (В ред. Постановления Главы администрации от 22.04.98 г. N 231)
1. В целях развития конкурентной среды в системе жилищно-коммунального хозяйства предусматривается:
Разукрупнение многоотраслевых подрядных муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и создание на их базе малых, специализированных в форме предприятии, структур /по очистке территорий, по благоустройству, по ремонту жилого фонда/, закрепляя за ними необходимые производственные фонды /путем передачи в доверительное хозяйственное ведение/, предоставляя им полную хозяйственно-финансовую самостоятельность и обеспечивая оперативное управление ими со стороны гор/рай/администраций через управляющую организацию.
Осуществление приватизации созданных специализированных малых предприятий жилищно-коммунального хозяйства, сохраняя при акционировании этих предприятий за органами местного самоуправления /муниципалитетами/ контрольного пакета, акций.
Создание равных условий работы на конкурсной основе как для частных, так и для муниципальных подрядных организаций, жестко не закрепляя за ними объекты и территории их деятельности.
Продолжить приватизацию жилого фонда гражданами в частную собственность в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из необходимости развития конкурентной среды в системе управления и обслуживания в жилищно-коммунальной сфере, предусматривается повсеместное создание товариществ собственников жилья на базе приватизированных жилых домов /кондоминиумов/, которые создаются в границах единого комплекса недвижимого имущества, включающего в себя земельный участок и расположенное на нём жилое здание.
Создание товариществ собственников жилья обеспечивает реальные возможности для развития инициативы самих жильцов и самоуправления жилым фондом, влияния их на стоимость и качество предоставляемых услуг, позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ, и снижения себестоимости по обслуживанию и ремонту жилого фонда. В целях стимулирования создания товариществ собственников жилья необходимо:
- освободить от налога на добавленную стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту жилых домов, инженерного оборудования, мест общего пользования, придомовой территории, выполняемых подрядными организациями;
- исключить из налогооблагаемой базы средств, поступающих в виде дотаций из федерального, областного и местных бюджетов на развитие и обслуживание объектов жилищно-коммунального назначения.
Согласно федеральным нормативным правовым актам выплаты дотаций на оплату /содержание/ жилья и коммунальных услуг в жилых домах, находящихся на балансе товариществ собственников жилья, осуществляются в тех же размерах, что и дотации на содержание муниципального жилого фонда.
В целях развития рыночных отношений и сокращения бюджетного финансирования на покрытие убытков в жилищно-коммунальной сфере осуществить в 1997-2000 г.г. приватизацию или продажу с аукционов в частную собственность экономически убыточных бань, гостиниц, прачечных и других предприятий с учетом сохранения их функционального назначения /профиля/, а также развития и совершенствования коммунально-бытовых услуг населению.
Мировая и российская практика последних лет достаточно убедительно показывают, что создание эффективных механизмов управления муниципальным жилищным Фондом и его инфраструктурным обеспечением достигается путем четкого выделения функций собственника жилищного фонда /муниципалитета/ и делегирование им на конкурсной основе функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости специализированным организациям. Такая идеология нашла отражение в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
При таком подходе система управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством региона рассматривается как трехуровневая система:
- собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
- заказчики жилищно-коммунальных услуг;
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг;
Формирование службы заказчика /управляющей организации/ как субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве.
При формировании или выборе службы заказчика /управляющей организации/ собственник /муниципалитет/ должен руководствоваться двумя соображениями;
- служба заказчика должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг;
- служба заказчика должна предложить наиболее приемлемый механизм организационного и финансового взаимодействия с муниципалитетом.
Основными задачами управляющей организации являются:
- выбор наилучшего подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
- заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости;
- обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.
Принципиальным моментом в подходе к организации управляющей организации является понимание её как субъекта рыночных отношений.
Сегодня при только формирующихся экономических взаимоотношениях в сфере обслуживания жилья лучшей организационной формой службы заказчика является унитарное производственное предприятие - управляющая организация. Для обеспечения эффективности своей деятельности это предприятие должно быть заинтересовано:
- в расширении объема обслуживания муниципального жилищного фонда;
- в получении заказов на обслуживание других объектов муниципальной недвижимости /школ, детских садов/;
- в заключении договоров с товариществами собственников жилья на обслуживание;
- в минимизации задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- в выборе, где это возможно, на конкурсной основе самого эффективного подрядчика для предоставления услуг;
- в системе эффективного контроля за деятельностью подрядных организаций.
Для решения каждой из указанных задач необходим соответствующий механизм экономического стимулирования данной деятельности. Эффективная работа службы заказчика возможна только в случае четкого определения его обязанностей, В первую очередь это договор с муниципалитетом на управление жилищным фондом, в котором указывается объем жилищного фонда, передаваемый в хозяйственное ведение предприятию, размеры и источники финансовых средств на его обслуживание и которые уже заключены ОГУПП "Орелоблжилкомхоз" с администрациями районов.
Для осуществления своих задач и функций заказчика за ОГУПП "Орелоблжилкомхоз" и его районными филиалами закрепляется государственная собственность всех предприятий и организаций жилищно-коммунального назначения, а также передается муниципальная собственность /кроме производственных фондов/ в доверительное управление на договорных условиях хозяйственного ведения с администрациями городов и районов сроком не менее чем на 5 лет /до завершения реформы/. Все финансирование жилищно-коммунального хозяйства по всем направлениям деятельности осуществляется через управляющую организацию.
Предприятия "Орелоблэнерго", "Орелоблтеплоэнерго", "Орелоблводоканал" обеспечивают производство и реализацию коммунальных услуг населению на договорных условиях с управляющей организацией.
Муниципальные жилищно-коммунальные предприятия работают на основании подрядных договоров. Им передаётся в хозяйственное пользование и владение все производственные движимые и недвижимые основные фонды и закрепляются соответствующими актами местными администрациями - владельцами муниципальной собственности и представляется право приватизации.
Подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистрационно-учётных, функций, паспортно-учетной работы, сбора платежей с населения за жильё и коммунальные услуги, оформления льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения.
В целях совершенствования системы управления инженерной инфраструктурой, повышения ответственности исполнителей за качество предоставляемых услуг населению передать тепловые сети и ЦТП в г. Орле и Ливны, состоящие на балансе ОГУПП "Орелоблжилкомхоз", в собственность АО "Орелэнерго", что позволит устранить перепродавца тепловой энергии и снизить ее себестоимость.