РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 января 1999 года № 29
г. Орел
Об организационно-методических указаниях по подготовке органов управления, населения, сил гражданской обороны, областной территориальной подсистемы РСЧС и плане основных мероприятий Орловской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1999 год
В целях своевременного и качественного планирования органами управления ОТП РСЧС мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1999 год, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые организационно-методические указания по подготовке органов управления, населения, сил гражданской обороны и областной территориальной подсистемы РСЧС на 1999 год согласно приложению № 1.
2. Утвердить прилагаемый план основных мероприятий Орловской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1999 год, согласованный с заинтересованными органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления согласно приложению № 2.
3. Утвердить план комплектования учебно-методического центра по ГО и ЧС Орловской области слушателями на 1999 учебный год согласно приложению № 3.
4. Руководителям органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий принять меры по обеспечению выполнения требований организационно-методических указаний по подготовке органов управления, населения, сил гражданской обороны и областной территориальной подсистемы РСЧС и плана основных мероприятий Орловской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1999 год.
5. Начальнику главного управления по делам ГО ЧС области Сафьянову В.В. организовать и провести мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий, повышению готовности органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС от последствий ЧС природного и техногенного характера.
6. Первому заместителю главы администрации-председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям области Сошникову И.В. осуществлять организацию и контроль за выполнением настоящего постановления.
Первый заместитель
Главы администрации В.А. Кочуев
Приложение № 1
к постановлению Главы администрации
18 января 1999 года № 29
Организационно-методические указания
по подготовке органов управления, населения,
сил гражданской обороны и областной
территориальной подсистемы РСЧС на 1999 год
В целях дальнейшего повышения уровня подготовки органов управления, сил гражданской обороны и областной территориальной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях
ПРЕДЛАГАЮ:
1. ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ НА 1999 ГОД В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ СЧИТАТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ И СРЕДСТВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И РСЧС К ДЕЙСТВИЯМ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ, ПОДГОТОВКУ НАСЕЛЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ, ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
Главам администраций - начальникам гражданской обороны городов и районов, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям и начальникам служб ГО области.
В органах местного самоуправления, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от организационно-правовых форм собственности обеспечить дальнейшую реализацию требований федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О гражданской обороне" и постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлений и распоряжений главы администрации области.
Продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного н техногенного характера. По мере поступления в органы местного самоуправления постановлений главы администрации области, разрабатывать проект постановлений и распоряжений глав органов местного самоуправления применительно к условиям и обстановке города и района. Организовать строгий контроль исполнения вышеуказанных нормативных документов.
Особое внимание уделить приведению нормативных правовых актов Орловской области и органов местного самоуправления в соответствие с Федеральным законом "О гражданской обороне". Продолжать работу по подготовке загородной зоны к ведению ГО в соответствии с Планами мероприятий ГО на 1995 расчетный год.
Главам администраций - начальникам гражданской обороны городов и районов на основе настоящих Организационно-методических указаний разработать соответствующие Приказы и Планы основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1999 год, в которых предусмотреть охват основными мероприятиями (учениями, тренировками и комплексными проверками) не менее 20-30 % местных и объектовых звеньев РСЧС. Приказы и Планы основных мероприятий утвердить установленным порядком.
Оказать организационную, методическую и практическую помощь руководителям объектов экономики по созданию нормативной базы по реализации федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О гражданской обороне" на местном и объектовом уровнях.
Председателям КЧС городов и районов в течение года совместно с представителями государственных надзорных органов, провести проверки всех потенциально-опасных объектов экономики расположенных на территории органов местного самоуправления. Даты проведения проверок отразить в Плане основных мероприятий... Не реже одного раза в квартал проводить заседания КЧС, на которых рассматривать вопросы предупреждения ЧС, защиты населения и территорий в свете проверок потенциально - опасных объектах.
Совершенствовать координационную деятельность по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов, прогнозированию, предотвращению, выявлению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Активизировать деятельность по государственной экспертизе, надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Методическими рекомендациями о проведении государственной экспертизы.
Продолжить лицензирование и страхование потенциально опасной деятельности, приведя в строгое соответствие с современными научными достижениями нормативные требования к системам контроля, управления и противоаварийной защиты.
Не допустить снижения уровня готовности дежурных подразделений, смен и звеньев РСЧС, обеспечить незамедлительное прохождение информации о возникновении чрезвычайных ситуаций и ходе их локализации и ликвидации, повысить оперативность оповещения руководящего состава органов управления и сил РСЧС, отчетность о чрезвычайных ситуациях и информированность населения.
Продолжить работу по созданию и оснащению территориальных спасательных формирований, АСК ПГ городов и районов по повышению эффективности их функционирования, выполнения стоящих перед ними задач, популяризации их деятельности.
Главам администраций - начальникам гражданской обороны обратить особое внимание на необходимость сохранения существующего фонда защитных сооружений гражданской обороны в государственной собственности, поддержания их в готовности к приему укрываемых.
Наращивать усилия по поддержанию в постоянной готовности защитных сооружений, находящихся в ведомственной и муниципальной собственности, не допускать сокращения существующего фонда убежищ и укрытий. Дооборудовать системы вентиляции всех убежищ на химически опасных объектах с учетом обеспечения режима регенерации внутреннего воздуха.
Совершенствовать организацию системы выдачи средств индивидуальной защиты всем категориям населения при предпосылке или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными авариями на химически опасных объектах экономики, и при планомерном переводе гражданской обороны с мирного на военное время.
Совершенствовать подготовку органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС в организации планирования и практического выполнения комплекса мероприятий по радиационной и химической защите населения в мирное и военное время, а также по повышению готовности аварийно-спасательных формирований к выполнению возложенных на них задач по ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными авариями на радиационно и химически опасных объектах экономики.
Обеспечить готовность эвакоорганов (эвакокомиссий, сборных эвакопунктов, промежуточных пунктов эвакуации, приемных эвакопунктов) к выполнению возложенных на них задач по проведению эвакомероприятий в установленное планами время.
Продолжать совершенствовать приёмы и способы эвакуации. Вести активную работу по поиску путей возможного сокращения сроков проведения эвакомероприятий, особенно в районах с потенциально опасными объектами экономики.
Оперативно, достоверно и своевременно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приёмах и способах защиты населения от них.
Продолжать работу по вопросам социально-экономической, правовой и медицинской защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и осуществлять постоянный контроль за выполнением мероприятий в этой области.
Более целенаправленно осуществлять подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения приемам и способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Продолжить работу по дальнейшему повышению готовности службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны к действиям по ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, совершенствованию методов оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях на основе современных технологий и средств.
Обеспечить готовность пунктов управления к действиям по предназначению, развивать подвижную (мобильную) составляющую пунктов управления (оперативные группы КЧС), совершенствовать ее оснащение и возможность использования при чрезвычайных ситуациях мирного времени.
Повысить готовность узлов электрической связи органов местного самоуправления к выполнению задач по связи в различных режимах функционирования сил и средств РСЧС как в мирное, так и в военное время, улучшить их техническую оснащённость, изыскивать способы сокращения сроков приведения в готовность к действиям по предназначению.
Активизировать работу по созданию и поддержанию в готовности к использованию технической системы управления (оповещения) гражданской обороны.
Провести подготовительные мероприятия направленные на решение проблемы предотвращения негативных последствий в работе действующих информационно-вычислительных систем в связи с наступлением 2000 года.
В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 "О создании локальных систем оповещения" активизировать работу по обеспечению условий для завершения создания локальных систем оповещения, а там где это целесообразно - объединенных систем оповещения компактно расположенных объектов. Продолжить работы по созданию, накоплению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в строгом соответствии с постановлениями главы администрации области.
Обеспечить выполнение мероприятий по созданию эффективной системы страховых фондов документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.
Предусмотреть в соответствующих бюджетных заявках и в расходных частях соответствующих бюджетов расходы на мероприятия гражданской обороны.
При подготовке населения городов и районов в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководствоваться "Организационными указаниями о порядке подготовки населения, специалистов органов управления и сил ликвидации в ЧС Орловской областной территориальной подсистемы РСЧС на 1998-2000 годы".
II. Подготовка органов управления и сил ОТП РСЧС
В подготовке органов управления и сил основные усилия сосредоточить на обучение руководящего и командно-начальствующего состава. Основными формами обучения для них считать командно-штабные учения, командно-штабные (штабные) тренировки и тактико-специальные учения.
Основными мероприятиями подготовки органов управления и сил ОТП РСЧС в 1999 году считать:
совместную командно-штабную тренировку с КЧС и другими органами управления ОТП РСЧС по теме: "Действия органов управления и сил ОТП РСЧС в условиях весеннего паводка";
командно-штабное учение с Залегощинским, Покровским и Глазуновским районными звеньями по теме: "Управление силами и средствами звеньев ОТП РСЧС при угрозе и возникновении ЧС и выполнении мероприятий ГО";
специальные учения со службами ГО области - инженерной и материально - технического снабжения по теме: "Управления силами и средствами службы ГО по обеспечению действий ОТП РСЧС и при ведении ГО";
комплексные проверки вопросов ГО, предупреждения и ликвидации ЧС Сосковского, Троснянского и Болховского районных звеньев.
В городах, районах и службах ГО области спланировать:
1. Главам администраций - начальникам гражданской обороны городов и районов:
одно командно-штабное учение с органами управления городского, районного звена ОТП РСЧС;
не менее одной командно-штабной тренировки с КЧС органов местного самоуправления;
не менее одной штабной тренировки с объектом экономики;
не менее одного тактико-специального учения с АСК ПГ города, района.
не менее двух специальных учений со службами ГО города, района;
не менее двух комплексных проверок объектов экономики (сельских администрациях) в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, особенно потенциально - опасных.
2. Начальникам служб ГО области:
не менее одного командно - штабного учения с базовой организацией службы;
не менее одного тактико-специального учения с формированиями службы;
не менее двух комплексных проверок вопросов обеспечения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (вне плана НТО области).
Замыслы (планы) проведения КШУ, ТСУ, КШТ с КЧС согласовывать с главным управлением по делам ГО ЧС области не позднее чем за 15 дней до их проведения. Отчеты об их проведении представлять приложениями к донесениям по форме 5/ДУ.
При организации и проведении мероприятий руководствоваться Методическими рекомендациями главного управления по делам ГО ЧС области по подготовке и проведению командно-штабных, тактико-специальных учений и штабных тренировок в районном звене ОТП РСЧС, 1997 года.
Главными целями проводимых мероприятий должны быть: проверка способности руководителей (начальников) органов управления организовывать и обеспечивать устойчивое управление подчиненными силами и средствами в сложной обстановке, принимать целесообразные решения в условиях ограниченного времени; проверка (уточнение) реально действующих планов и состояния привлекаемых сил и средств.
На всех мероприятиях подготовки органов управления и сил ОТП РСЧС представлять обучаемым самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач. Оценку обстановки и выработку решений осуществлять на основе оперативных расчетов с обязательным использованием ПЭВМ и методик решения специальных задач.
При планировании учений и тренировок предусматривать отработку вопросов приведения органов управления в различные степени готовности, перевода гражданской обороны на условия военного времени, защиты населения и территорий в мирное время, защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории органов местного самоуправления от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вопросов по ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с другими органами исполнительной власти.
Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей городских и районных звеньев ОТП РСЧС,
Командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки проводить, как правило, под руководством глав администраций городов и районов, начальников служб ГО области.
Опыт работы лучших руководителей (начальников) по вопросам приведения в готовность к действиям в повышенных режимах функционирования обобщать и доводить до подчинённых органов управления и пропагандировать в средствах массовой информации.
Организация профессиональной подготовки
Профессиональную подготовку офицеров, прапорщиков и гражданского персонала главного управления по делам ГО ЧС области направить на повышение уровня профессионального мастерства, совершенствование знаний и навыков обучаемых в выполнении своих функциональных обязанностей в мирное и военное время,
Профессиональную подготовку организовать в соответствии с Программой профессиональной подготовки офицеров, прапорщиков и гражданского персонала главного управления по делам ГО ЧС Орловской области.
III. Подготовка населения, сил ОПТ РСЧС и гражданских организаций гражданской обороны.
В целях повышения уровня подготовки сил ОТП РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях:
подготовку руководящего состава и формирований проводить в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных (ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", требованиями Организационных указаний о порядке подготовки населения, специалистов органов управления и сил ликвидации в ЧС Орловской областной территориальной подсистемы РСЧС на 1998-2000 годы и программами обучения;
подготовку командно-начальствующего состава гражданских организаций гражданской обороны осуществлять в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах ГО города Орла;
подготовку рабочих и служащих, входящих в состав гражданских организаций гражданской обороны, - непосредственно по месту работы;
руководителям органов местного самоуправления обеспечить методическое руководство по подготовке формирований к выполнению возложенных на них задач.,
территориальной аттестационной комиссии повысить требования к порядку проверки знания спасателями и должностными липами правил, норм и инструкций по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, их практическим навыкам, физическим и морально-волевым качествам по соответствующей квалификации.