СПРАВКА
о состоянии работы по выполнению постановления главы администрации области
№ 408 от 21 июля 1996 года "Об утверждении Основных направлений региональной
социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области
до 2000 года (областной план действий в интересах детей)"
В соответствии с утвержденными главой администрации области Основными направлениями региональной социальной политики до 2000 года в области осуществляются практические меры по улучшению положения детей, стабилизации социально-экономической ситуации в семье.
В качестве приоритетных определены следующие основные направления:
укрепление правовой защиты детства;
поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;
обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;
улучшение питания детей;
обеспечение воспитания, образования и развития детей;
поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
В городах и районах области органами исполнительной власти, в соответствии с вышеуказанным постановлением главы администрации области, утверждены и реализуются мероприятия по улучшению положения детей. Ход выполнения областного плана действий в интересах детей постоянно рассматривается на коллегиях управлений общего и профессионального образования ,здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, внутренних дел, труда, департамента федеральной государственной службы занятости населения, в райгорадминистрациях.
Реализуя план действий по обеспечению правовой защиты детства и в целях закрепления прав детей во всех сферах жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, 27 июля 1997 г.
Орловской областной Думой принят Закон "О защите прав ребенка". 14 марта 1998 года в первом чтении принят Закон "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области".
Анализируя выполнение мероприятий, обеспечивающих поддержку семьи, как естественной среды жизнеобеспечения детей, следует отметить, что сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка с неадекватными экономическими возможностями большинства семей.
Исходя из этого, в области отработана система учета потребностей семей в различных видах социальной помощи, проводится систематическое изучение социально-экономического положения семей различных демографических типов, имеется постоянно обновляющийся компьютерный банк данных о необходимой и оказываемой помощи.
Проводимая работа позволила значительной категории семей стать получателями адресной социальной помощи, выделяемой в виде продуктов питания, одежды, оплаты лечения, топлива через органы социальной защиты населения. В 1997 г. 27 тыс. семей получили различные виды социальной помощи на общую сумму более 3 млрд. рублей.
Несмотря на сложные финансовые условия, система организации детского отдыха и оздоровления в 1997 г. была не только сохранена, но и расширена. Летнее оздоровление детей в области расценивается как адресная поддержка семей, поэтому оплата значительной части путевок производилась за счет средств областного бюджета. В загородных лагерях отдохнуло 11 тыс. детей, в т.ч. 3200 детей-сирот, 1400 детей из малообеспеченных семей. На эти цели было направлено 6.4 млрд. рублей средств областного бюджета.
В настоящее время в области действует 39 центров либо отделений специализированной социальной помощи семье и детям системы социальной защиты населения со стационарами на 364 места, в т.ч. 5 центров соцпомощи семье и детям, 4 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 9 отделений социальной реабилитации для детей и подростков со стационарами, действующими по принципу приютов, 1 центр и 9 отделений медико-социальной помощи и реабилитации. Созданы 2 - центр и отделение психолого-педагогической и правовой помощи семьям и детям.
Учреждениями социальной защиты населения в 1997 г. было обслужено около 36 тыс. детей и подростков.
По итогам 1997 года на нужды этих учреждений было выделено из областного бюджета 3.7 млрд. рублей, т.е. 103.1%. Кроме того, учреждения соцпомощи семье и детям получили в т.г. из Федерального бюджета в рамках республиканских программ реабилитационного и медицинского оборудования на сумму 362 млн. рублей.
В соответствии с областным планом действий в интересах детей, в 1997 г. продолжала расширяться сеть центров и служб социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям и педагогам. Открыты Областной центр социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям и педагогам, Мценский городской Центр социально - психолого-педагогической помощи, Ливенский городской и районный центры СППП, Новодеревеньковский, Троснянский Центры. В Кромском и Мценском районах были созданы локальные службы социально-психолого-педагогической помощи при Кромской и Тельченской вспомогательных школах-интернатах. Начинают действовать локальные службы (школьные психолого-педагогические консилиумы) и создаются предпосылки для их развития в образовательных учреждениях различных типов: лицеях, гимназиях, школах, где имеются классы коррекционно-развивающего обучения. Кроме того, значительно активизировали свою деятельность ранее созданные Центры СППП в Свердловском, Кромском, Дмитровском, Мценском районах, а также три специализированных центра в г. Орле.
В системе психолого-педагогической службы в образовании формируются, открываются новые подразделения: микрорайонные консультативные центры помощи семье на базе образовательных учреждений (Знаменская средняя школа, ДПК г. Орла, ДМЦ № 5, 85 г. Орла, № 2, 16 г. Ливны, № 4, 6 г. Мценска и т.д.).
Открыты и успешно работают разноуровневые, разновозрастные группы для детей от 3 до 7 лет с целью социально-психолого-педагогической помощи дошкольникам из семей группы риска ДМЦ "Малыш", детские сады № 2, 82 г. Орла, детские сады в п.г.т. Тросна, города Мценска. Эти и другие вновь созданные структуры, службы курируются Областным центром социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям и педагогам, который осуществляет научно-методическое обеспечение инновационных процессов, отслеживает результаты, обобщает и пропагандирует опыт работы. Ряд этих учреждений являются экспериментальными творческими площадками областного и районных центров СППП.
Так, в дошкольном микрорайонном центре "Малыш" Заводского района г. Орла в 2-х специальных группах детей от 3 до 7 лет проводится работа по профилактике безнадзорности и беспризорности, психолого-педагогическая поддержка дошкольников из семей социального риска. В этих разновозрастных группах работают психолог, дефектолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре, специально подготовленные воспитатели. Создан лекторий для родителей, семинар-практикум для педагогов.
В структуре службы социально-психологической и педагогической помощи образования Орловской области сложилась уникальная для Российской Федерации система медико-психолого-педагогических комиссий. Это позволяет органично соединить процессы медико-психолого-педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции и социально-психологической реабилитации детей и подростков.
В рамках федеральной целевой программы "Дети Чернобыля" области было выделено 108.7 млрд. рублей (лимит средств 184.0 млрд. руб.), которые были направлены на открытие новых центров социально-психологической и педагогической помощи (20 млрд. рублей), техническое оснащение существующих центров (12 млрд. руб.) дооснащение действующих "Школ здоровья" (10 млрд. руб.), подготовку и переподготовку кадров для этих служб, информационное обеспечение программы.
Система дошкольного образовался в области занимает значительное место в общей структуре образования и насчитывает 432 дошкольных учреждения разных ведомств, в том числе 163 в городской местности и 269 - в сельской местности.
Практически решена проблема обеспечения детских садов педагогическими кадрами. Высшее и среднее образование имеют 85.2% педагогов дошкольных учреждений.