Цель и задачи подпрограммы
Состояние жилищной проблемы молодёжи диктует необходимость проведения целого комплекса мероприятий. Для достижения результатов адекватных сложности и масштабности проблемы, необходимо ввести в законодательство и практику государственного управления понятие "государственная молодёжная жилищная политика" и пересмотреть ряд сложившихся условий и механизмов финансирования жилищного строительства.
Целью реализации настоящей подпрограммы является создание необходимых законодательных, государственно-политических, финансовых, экономических и организационных условий для решения жилищной проблемы молодёжи, разработка эффективно-действующих механизмов в жилищной сфере. Для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
- формирование активного общественного мнения о необходимости решения жилищной проблемы, проведения активной государственной молодёжной жилищной политики в интересах общества в целом;
- создание системы областных и муниципальных законодательных и нормативных актов, обеспечивающих активную государственную поддержку строительства и приобретения жилья для молодёжи и молодых семей;
- поддержка и стимулирование инициативы молодёжи и молодых семей в улучшении своих жилищных условий, в осуществлении государственной жилищной политики;
- создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения жилищно-инвестиционно-строительного процесса;
- обеспечение стимулов для удешевления строительства и эксплуатации жилья;
- создание эффективной системы управления реализации Подпрограммы, адекватной социальным масштабам и остроте жилищной проблемы;
- формирование элементов системы управления Подпрограммой в части научно-методического, информационного и кадрового обеспечения.
Механизм реализации подпрограммы
Государственным заказчиком подпрограммы является управление по делам молодёжи, физической культуре и туризму (далее Заказчик).
Заказчик осуществляет выработку единой государственной молодёжной жилищной политики, общую координацию и мониторинг работ, участвует в формировании нормативно-правовой базы, определяет причины и условия представления средств, выделяемых из бюджета, осуществляет конкурсный отбор уполномоченной (управляющей) организации, взаимодействуя с соответствующими подразделениями администрации Орловской области, обеспечивает бюджетное финансирование подпрограммы через уполномоченную организацию.
Уполномоченная организация в соответствии с договором, заключенным с заказчиком, обеспечивает условия реализации подпрограммы на территории Орловской области, осуществляет управление предоставлением финансовой помощи в пределах имеющихся ресурсов, отвечает за их эффективное использование и реализацию подпрограммы, подготавливает информацию (отчеты) о ходе выполнения работ, в оперативном порядке, разрабатывает предложения по совершенствованию отдельных компонентов (механизмов) подпрограммы.
Уполномоченная организация заключает договора с административно- территориальными единицами Орловской области, в которых оговариваются: исполнитель подпрограммы на данной территории, определяемый уполномоченной организацией на конкурсной основе, права и обязанности сторон - участниц в рамках реализации подпрограммы,
Важнейшими критериями конкурсного отбора исполнителя подпрограммы являются: непосредственное участие претендента (предприятия, организации и т.д.) в развитии молодёжного жилищного строительства, наличие опыта работы с молодыми семьями.
Исполнитель подпрограммы, по аналогии с уполномоченной организацией, обеспечивает целевое и эффективное использование имеющихся ресурсов, направляя их на строительство или приобретение жилья для молодых семей и граждан, осуществляет управление предоставлением муниципальным образованиям государственной поддержки из средств консолидированного бюджета, мониторинг реализации подпрограммы на местах и подготавливает соответствующие предложения по корректировке.
Органы исполнительной власти Орловской области обеспечивают целевое финансирование через Исполнителя подпрограммы и создание условий для успешного развития молодёжного жилищного строительства.
Утверждение списков молодых семей, молодых малообеспеченных семей и молодых граждан-участников подпрограммы осуществляется органами местного самоуправления. Приоритетным направлением подпрограммы является строительство нового жилья, Строительство жилья поручается строительным организациям, отобранным на конкурсной основе по решению Исполнителя подпрограммы, согласованному с уполномоченной организацией.
В реализации подпрограммы могут принять участие на конкурсной основе организации и предприятия, подавшие заявки в Уполномоченную организацию.
Варианты обеспечения жильем молодёжи и молодых семей
Особенности современного этапа социально-экономических преобразований в стране определили такое текущее соотношение между уровнем доходов и уровнем цен на жилье, при котором большинство молодёжных домохозяйств и молодых граждан не в состоянии оплатить жилье ни в процессе его строительства, ни в рассрочку.
Помощь государства в виде безвозмездных субсидий для оплаты части стоимости жилья, безусловно, будет иметь позитивный социально-психологический эффект в молодёжной среде и, с другой стороны, облегчит бремя выплат за жилье, что вызовет приток личных средств граждан в строительство.
Государственная помощь молодёжи и молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, может осуществляться на основании различных видов отношений, предусмотренных российским законодательством, включая:
- размещение жилищных целевых займов;
- предоставление жилья с рассрочкой оплаты;
- предоставление социального жилья.