Основная цель программы - создание в Орловской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения региона, российских и иностранных граждан в туристско-экскурсионном обслуживании, а с другой стороны, вносящего вклад в развитие экономики региона за счет увеличения поступлений налоговых платежей из сферы туризма и связанных с ним сфер, привлечения дополнительных инвестиций, образования новых рабочих мест.
В качестве основной подцели, вытекающей из формулировки главной цели программы можно выделить обеспечение приоритетного развития внутреннего и въездного туризма в Орловской области;
Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач, которые подразделяются на краткосрочные и долгосрочные:
Краткосрочные задачи:
1. Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы развития туризма и системы государственного регулирования туристской деятельности, в том числе системы мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма, а также защиту прав потребителей туристского продукта.
2. Создание современного внутрирегионального рынка туристских услуг на основе здоровой конкуренции, углубления специализации и кооперации работы туристских предприятий и организаций области;
3. Организация и управление развитием туризма включающие:
- создание и совершенствование современной системы рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли;
- развитие научного обеспечения туристской деятельности;
- создание современной системы статистической отчетности в туризме;
- участие в создании непрерывной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
- изучение состояния и состава ресурсов туризма Орловской области, их кадастрирование, квотирование, мониторинг.
- программное обеспечение отдельных перспективных и социально значимых видов туризма;
- программное обеспечение развития туризма в перспективных для этого городах и районах Орловской области;
- интеграция области в систему отечественного и мирового туристского рынка, развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма;
Долгосрочные задачи:
- стимулирование развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры) путем привлечения инвестиций;
- проведение широкомасштабной рекламной кампании на внутреннем и внешнем туристских рынках;
- разработка и внедрение технологий прогрессивного туристского обслуживания.
В системе программных мероприятий (приложение № 1) указаны основные организации и ведомства, которые примут участие в реализации поставленных задач.
Программу предполагается решать в два этапа:
Первый этап (2001 - 2002 гг.) включает в себя разработку и реализацию системы мероприятий программы, направленных на формирование нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения. Мероприятия этого этапа должны сформировать надежный задел для реализации последующего этапа программы, требующего затрат финансовых и материально-технических ресурсов.
Второй этап (2003 - 2005 гг.) предполагает завершение работы по созданию современной системы подготовки кадров, активизацию инвестиционной деятельности в сфере туризма, развертывание широкомасштабной рекламной кампании, направленной на продвижение внутриобластного туристского продукта на всероссийский и международный тур рынки. На этом этапе осуществляется основной объем работ, запланированных программой. В результате реализации второго этапа программы ожидается стабилизация основных параметров, характеризующих туристскую деятельность в регионе, а также постепенный рост туристских потоков.
Основными показателями, которые будут свидетельствовать о положительном влиянии программных мероприятий, могут служить:
· рост налоговых поступлений в областной бюджет от туристской деятельности и от дополнительного развития сфер, связанных с туризмом;
· привлечение дополнительных инвестиций в экономику области;
· рост объемов оказания туристско-экскурсионных услуг населению области, российским и иностранным гражданам;
· качественные и структурные сдвиги на региональном рынке труда, связанные как непосредственно с развитием туристской отрасли, так и с отраслями, зависящими от уровня развития и потребностей туристской инфраструктуры;
· улучшение показателей, характеризующих состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона.
· улучшение материально-технической базы туризма.
Исходя из целей, задач и этапов программы, разработана система мероприятий по ее реализации.