Орловская область занимает особое место на туристском рынке России. Она обладает уникальными туристско-рекреационными возможностями. Значительный историко-культурный потенциал и богатое литературное наследие открывают возможности для туристско-экскурсионной деятельности и познавательного туризма.
Благоприятные природные условия, мягкий климат с отсутствием резких перепадов температур способствуют организации лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов спортивного туризма, а разнообразие народных традиций создает все условия для развития этнографического туризма.
Представляется возможным развитие в области экологического туризма - и в первую очередь на базе существующего с 1994 года Национального парка ”Орловское Полесье”, созданного с целью сохранения и восстановления уникального природного комплекса центральной полосы России.
Немаловажен и тот факт, что в области впервые появилось учебное заведение, Орловский государственный университет, в котором ведется подготовка туристских кадров, что обеспечивает регион столь необходимыми в наше время дипломированными специалистами. Ежегодно на специальность “Культурный сервис и туризм” принимается 35 - 40 человек.
База размещения туристов в Орловской области насчитывает в настоящее время 13 объектов, способных одновременно принимать до 2 500 человек. Среди этих объектов 6 санаторно-курортных учреждений и 7 гостиничных хозяйств.
Ко всему вышесказанному следует добавить центральное геополитическое положение региона, а также относительную политическую стабильность в нем. Все это определяет особую перспективность для развития туризма в Орловской области.
Однако, несмотря на имеющийся рекреационный потенциал, туристский комплекс в области переживает значительные трудности.
В 70-80-е годы орловские турфирмы обслуживали в среднем до 500 тысяч человек в год, а это больше половины населения области. Среднегодовая заполняемость гостиниц находилась на уровне 98 % (в 1999 г. - 38 %) . Турфирмы направляли в орловские музеи до 300 тысяч экскурсантов в год. Основной причиной большой популярности туризма в то время была его сильная социальная составляющая. 95 % всех туристических путевок выкупалось государством, через органы социального страхования. Государственная поддержка развития туризма заключалась также в финансировании строительства новых гостиничных комплексов и предприятий санаторно-курортной сферы, таких как тур-комплекс “Салют”, санаторий “Дубрава”.
Начавшийся в стране в начале 90-х годов экономический кризис затронул сферу туризма также как и все другие отрасли народного хозяйства. В 1996 году все турфирмы области обслужили только 8,5 тысяч человек. По сравнению с 1988 годом, когда было обслужено около 650 тысяч человек, объем предоставленных туруслуг упал в 76 раз. Произошло также существенное сокращение числа работавших в турфирмах экскурсоводов-общественников с 200 человек, задействованных в 1986 году, до 15 в 1999.
Прекращение государственных инвестиций в сферу туризма привело к серьезным разрушениям в рекреационной системе области. Особенно болезненно это отразилось на детском и семейном отдыхе, на социальной составляющей туризма. Сегодня многие предприятия вынуждены работать с недостаточной загрузкой, снизили уровень предоставляемых туристских услуг. Приватизация и акционирование собственности в туризме не привели к положительному результату. Эффективный собственник в большинстве случаев найден не был.
На сегодняшний день из 15 действующих турфирм только шесть предлагают поездки по внутриобластным туристским маршрутам, а остальные заняты в основном выездным туризмом. Однако даже у самых крупных в области фирм не хватает денежных средств для проведения масштабной рекламной кампании, способной привлечь должное внимание к турпродукту Орловской области на общероссийском туристском рынке. Что же тогда говорить о других туристских предприятиях? Это доказывает, что роль государства исключительно важна в создании системы рекламно-информационного обеспечения продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Именно на эти цели направляется более половины средств национальных туристских администраций стран, занимающих ведущие позиции на мировом туристском рынке.
Только достоверная и доступная информация о наличии и качестве средств размещения, данные о рекреационных возможностях туристских центров, информация о культурно-познавательных, спортивных и других примечательных событиях позволяет объективно оценивать конкурентоспособность местного турпродукта и привлечь к нему внимание. Для повышения конкурентоспособности регионального туристского продукта необходимо создание качественного рекламного материала, определение наиболее оптимальных средств размещения рекламы и организация действенной рекламной кампании.
Тяжелым для большинства турфирм является и налоговое бремя. Здесь не обойтись без вмешательства государственных туристских администраций. Льготное налогообложение внутриобластных туристских маршрутов позволит существенно снизить цены на них и привлечь дополнительных туристов и экскурсантов.
Следует также обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в санаторно-курортной сфере.
В настоящее время в Орловской области функционируют санаторно-оздоровительные комплексы широкого профиля лечения и различной формы собственности. Эти организации оздоравливают детей и взрослых, проживающих на территории области и за ее пределами.
Ряд организаций, такие как "Детский санаторий "Орловчанка", санаторий "Дубрава", санаторий-профилакторий "ОСПаЗ-Лесной", действуют не только как санаторно-оздоровительные учреждения, но и как летние и зимние оздоровительные лагеря.
Интересен опыт Мценского пансионата "АМО "ЗИЛ", который работает в зимнее время как горнолыжная база, а в летнее время как детский оздоровительный лагерь и частично как пансионат для взрослых. Данное учреждение является перспективным санаторно-оздоровительным комплексом и имеет прекрасные возможности для развития.
К сожалению, обладая хорошей лечебно-оздоровительной базой, санаторно-курортные учреждения области не имеют как в предыдущие годы стабильной круглогодичной загрузки.
В решении сложившихся проблем, действенную роль могут сыграть мероприятия, направленные на формирование и продвижение внутриобластного туристского продукта на общероссийский и международный туристский рынок, способствующие пополнению доходных источников областного бюджета, которые, в свою очередь, требуют разработки целевой комплексной программы развития туризма в Орловской области. Эта программа должна сочетать интересы въездного туризма с удовлетворением рекреационных потребностей местного населения с учетом рационального использования туристских ресурсов. Она призвана способствовать предупреждению и смягчению последствий имеющих место негативных явлений и создать реальные предпосылки для решения задач, поставленных в области развития туризма.