1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном федеральным Законом от 22.12.1995 г. № 222-ФЗ и настоящим законом Орловской области.
2. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, единого социального налога.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ налога на доходы, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью (далее - патент).
3. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов РФ и является единой на всей территории Российской Федерации.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
4. Организации, имеющие право, но не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны обеспечить ведение бухгалтерского учета и отчетности, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64 Н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства", при соблюдении:
- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
- взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
- накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности;
- составление бухгалтерского баланса по установленной форме и объеме по каждому отчетному периоду;
- проведение расчетов по всем видам налогов.
5. Граждане, занимающиеся деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от продажи товаров, согласно Закону РФ "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации", должны зарегистрировать свою деятельность в органах исполнительной власти.
Физическим лицам, не имеющим патента или свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя, при реализации ими партии товарно-материальных ценностей юридическим лицам или предпринимателям (независимо от принятой последними системы налогообложения) выручка выплачивается с одновременным удержанием налога на доход.
Примечание: Под партией товарно-материальных ценностей в настоящей статье понимается учитываемая по количеству и цене совокупность из двух и более продуктов производственной деятельности или продуктов растительного (животного) происхождения, однородных по физическому составу, наименованию, виду, типу, модели, способу изготовления или обработки.