Недействующий

О референдуме Орловской области

ГЛАВА 4.
ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ


Статья 37. Порядок голосования на референдуме Орловской области.

На всех участках референдума голосование проводится с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан.

Гражданин, который в день референдума по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования в помещении территориальной (за 15 - 4 дня до дня референдума) или участковой (не ранее чем за три дня до дня референдума) комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если гражданин голосует в помещении территориальной комиссии, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставятся подписи двух членов территориальной комиссии, которые заверяются печатью территориальной комиссии. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой комиссии, которые заверяются печатью соответствующей комиссии. Территориальная комиссия передает список проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня референдума.

В случае досрочного голосования в помещении территориальной комиссии секретарь участковой комиссии, на территории которой проживает данный гражданин, делает в соответствующей строке списка граждан запись: “досрочное” и расписывается. Данная запись делается после поступления в участковую комиссию запечатанного конверта с бюллетенем для голосования из территориальной комиссии.

В восемь часов в день референдума председатель участковой комиссии объявляет участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим гражданам и наблюдателям пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими гражданами. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке граждан. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них бюллетени опускаются в ящик для голосования. В случае, если из конверта извлечено два и более бюллетеня, все извлеченные из конверта бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой комиссии приглашает граждан приступить к голосованию.

При получении бюллетеня гражданин проставляет в списке граждан серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия гражданина или по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список граждан членом участковой комиссии с правом решающего голоса. В этом случае гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

В случае, если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой комиссии и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, расписывается в списке граждан в графе “Подпись о получении бюллетеня для голосования” с указанием своей фамилии.

Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина.  Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату  для тайного голосования любое лицо, за исключением члена комиссии и наблюдателей. Фамилия этого лица указывается в списке граждан рядом с подписью гражданина о получении бюллетеня.

Заполненный бюллетень гражданин опускает в ящик для  голосования.

Ящики для  голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.

Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой комиссии должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования, которое определяется решением областной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные о гражданине, что и в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме. После получения бюллетеня для голосования гражданин делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений граждан, а также число использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии в помещение для голосования переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов граждан. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления гражданина.

Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный ею.

В случае,  если гражданин считает,  что при заполнении  бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему  новый  бюллетень  взамен  испорченного.  Член комиссии выдает гражданину новый бюллетень,  делая при этом соответствующую отметку в списке граждан против  фамилии  соответствующего гражданина. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

При проведении голосования, подсчете голосов граждан и составлении протоколов  об итогах голосования участковыми комиссиями на участках вправе находиться:

наблюдатели от  областных,  городских,  районных и иных отделений общефедеральных партий и иных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривают участие в выборах;

наблюдатели от областных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы управлением юстиции администрации области и  предусматривают участие в выборах;

иностранные (международные) наблюдатели; представители средств массовой информации.

Член участковой комиссии по проведению  референдума  отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума,  если они нарушают тайну голосования  или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией.

Статья 38. Подсчет голосов участковой комиссией.

По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет о том,  что получить бюллетени и проголосовать могут  только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.

Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их неповрежденности и вскрывает их. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков.

Вначале производится подсчет бюллетеней,  находившихся в переносных ящиках для голосования. Их число не должно превышать число заявлений граждан в письменной форме о проведении голосования вне  помещения для голосования.

В случае обнаружения в переносном ящике для голосования  большего числа бюллетеней,  чем число указанных заявлений, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии.

Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

При подсчете голосов граждан прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией, и недействительные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. При возникновении сомнения участковая комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно от других бюллетеней.

Подсчет голосов граждан проводится непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме и по количеству находившихся в ящиках для голосования  бюллетеней участковая комиссия устанавливает и отражает в протоколе:

1) число граждан,  внесенных в список имеющих право на участие  в референдуме, включая граждан, внесенных в список дополнительно;