Недействующий

РОСCИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О референдуме Орловской области

(в ред. законов Орловской области  № 15-ОЗ, № 183-ОЗ)


Принят Орловской областной Думой                                                          24 мая 1996 года


ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие референдума Орловской области.

Референдум Орловской области - всеобщее голосование граждан, постоянно проживающих на территории области, по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, посредством которого принимается решение. Референдум является высшим непосредственным выражением  воли населения области, как части народа Российской Федерации.

Статья 2. Юридическая сила решений, принятых на референдуме Орловской области.

Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой, в каком либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории области. По решению областного Совета народных депутатов вопрос, отнесенный к ведению области, может быть вынесен на консультативный референдум, результаты которого имеют рекомендательное значение.

Статья 3. Принципы проведения референдума Орловской области.

Голосование на референдуме осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом.

Участник референдума голосует на референдуме лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Референдум проводится на всей территории области.

Вопросы, связанные с проведением референдума, рассматриваются органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.

Статья 4. Цели референдума Орловской области.

Референдум может иметь целью принятие важного государственного или иного общественно-значимого решения, придание ему особого авторитета, а также разрешение конфликтов между органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Статья 5. Право на участие в референдуме Орловской области.

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории области и достигший 18 лет на день голосования.

Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

Статья 6. Вопросы, выносимые на референдум Орловской области.

На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении области, а также вопросы, находящиеся в пределах полномочий области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Орловской области.

На консультативный референдум могут быть вынесены вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации. Результаты такого референдума доводятся до сведения федеральных органов государственной власти.

Статья 7. Формула референдума Орловской области.

Вопросы, выносящиеся на референдум, могут формулироваться с целью получения от граждан утвердительного ответа, отрицательного ответа или выбора между различными вариантами. Как правило, вопросы формулируются в форме, требующей утвердительного ответа в пользу лиц, выступивших с инициативой о проведении референдума.

Формула референдума утверждается областным Советом народных депутатов.

Вопросы, выносящиеся на референдум, должны формулироваться четко, быть доступными для понимания, исключать их многозначное толкование.

Статья 8. Обязательный референдум Орловской области.

В соответствии с Уставом (Основным законом) области на референдум в обязательном порядке выносятся вопросы об изменении статуса, наименования области, ее разделения или объединения с другими субъектами Российской Федерации, а также вопросы изменения границ области.

В иных случаях референдум носит факультативный характер.

Статья 9. Вопросы, как правило, выносящиеся на референдум Орловской области.

На референдум, как правило, выносятся вопросы, вызванные разногласиями между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также вопросы, связанные с изменением территориального устройства, образованием, преобразованием и упразднением административно-территориальных единиц в составе области.

Статья 10. Референдум и Устав (Основной Закон) Орловской области.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации принятие Устава (Основного Закона) области отнесено к исключительной компетенции областного Совета народных депутатов. Принятие Устава (Основного Закона) области и внесение в него изменений и дополнений путем принятия решения на референдуме не допускается.

Вопросы, составляющие предмет регулирования Устава (Основного Закона) области, могут выноситься на областной референдум за исключением вопросов, которые не могут выноситься на референдум в соответствии с настоящим законом.

Решение, принятое на референдуме, обладает более высокой юридической силой по сравнению с Уставом (Основным Законом) области. При противоречии  Устава (Основного Закона) области решению, принятому на референдуме, областной Совет народных депутатов обязан не позднее трех месяцев со дня проведения референдума внести необходимые изменения.

Статья 11. Вопросы, не выносимые на референдум Орловской области.

На референдум не могут выноситься вопросы:

досрочного прекращения или продления срока полномочий Главы администрации области, избранного народом;

принятия и изменения областного бюджета, исполнения и изменения финансовых обязательств области;

введения, изменения и отмены областных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

иные финансовые вопросы;

вопросы принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения в связи с возникновением стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить принципам и нормам международного права, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также конституционные гарантии их реализации.

Статья 12. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Орловской области.

Референдум не проводится в условиях военного и чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный референдум с такой же по содержанию формулировкой вопроса может проводиться не ранее чем через год после опубликования результатов соответствующего референдума.

Статья 13. Законодательство о референдуме Орловской области.

Законодательство о референдуме основывается на Конституции Российской Федерации и на Уставе (Основном Законе) области.

Законодательство о референдуме состоит из федеральных законов и настоящего Закона.

ГЛАВА 2.
ИНИЦИАТИВА И НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Статья 14. Право назначения референдума Орловской области.

Право назначения референдума в соответствии с Уставом (Основным Законом) области принадлежит Орловскому областному Совету народных депутатов.

Статья 15. Инициатива проведения референдума Орловской области.

Решение о назначении референдума принимается областным Советом народных депутатов по собственной инициативе либо по инициативе лиц, указанных в настоящем законе.

Областной Совет народных депутатов обязан назначить референдум по инициативе:

не менее пятидесяти тысяч граждан, постоянно проживающих в области, обладающих избирательным правом и надлежащим образом подписавших коллективное обращение, при этом в каждом районе области, городах Орле, Ливны и Мценске должно быть собрано не менее 7 процентов подписей от числа избирателей, постоянно проживающих в районах области и указанных городах;

Главы администрации области;

не менее одной трети депутатов, избранных в областной Совет народных депутатов;

не менее одной трети представительных органов местного самоуправления области.

Положения настоящей статьи не должны толковаться, как ограничение права свободного обращения лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Всякое лицо вправе предложить уполномоченным органам либо непосредственно областному Совету народных депутатов выступить с инициативой о проведении референдума, однако такое обращение не имеет обязательной силы.

Статья 16. Реализация права инициативы референдума гражданами, имеющими право на участие в референдуме Орловской области.

Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу для сбора подписей под коллективным обращением с целью назначения референдума. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа граждан.

Инициативную группу могут образовать также:

областные, городские, районные и иные отделения общефедеральных партий и иных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы Министерством  юстиции Российской Федерации и предусматривают участие в выборах;

областные общественные объединения, уставы которых зарегистрированы управлением юстиции администрации области и предусматривают участие в выборах.

Общественные объединения могут образовать инициативную  группу только в случае,  если их уставы зарегистрированы не позднее 6 месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума.

Инициативная группа обращается в областную избирательную комиссию с ходатайством о регистрации инициативной группы.

В ходатайстве инициативной группы указываются:

1) формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой  для вынесения на референдум;

2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (документов, их заменяющих) членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от ее имени.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы.

Областная избирательная  комиссия, установив соответствие ходатайства и приложенных документов требованиям законодательства о референдуме, в течение двух недель со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство.

Форма регистрационного свидетельства утверждается областной избирательной комиссией. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действительно в течение трех месяцев.

В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление областной избирательной комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в соответствии с федеральным законодательством. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой законодательства о референдуме.

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи с целью проведения референдума (Приложение 1).

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей граждан, имеющих право участвовать в референдуме, о чем составляется итоговый протокол.

Форма итогового протокола утверждается  областной избирательной комиссией.

Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными группы в областную избирательную комиссию. Областная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований законодательства о референдуме при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в десятидневный срок направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в областной Совет народных депутатов.

В случае, если областная избирательная комиссия обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. Срок действия регистрационного свидетельства при этом продлевается на две недели.

Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимого количества подписей, то с инициативой о проведении референдума с той же по содержанию и смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются.

Статья 17. Подписной лист референдума Орловской области.

В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума указываются:

1) номер регистрационного свидетельства и дата регистрации инициативной группы;

2) формулировка вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум;

3) фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес местожительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, а также подпись и дата внесения подписи гражданина, имеющего право на участие в референдуме.

В подписном листе каждый гражданин вправе ставить только одну свою подпись. В случае обнаружения в подписных листах двух и более подписей одного гражданина областная избирательная комиссия не учитывает его подписи.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписями  лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, места жительства, даты рождения, номера и серии паспорта (документа его заменяющего) каждого из этих лиц.

Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.

Статья 18. Принятие решения о назначении референдума  Орловской области.

Областной Совет народных депутатов по инициативе лиц, указанных в настоящем Законе, вправе принять одно из следующих решений:

1) о назначении референдума и дате его проведения;

2) об отклонении инициативы о назначении референдума в случае нарушения законодательства о референдуме лицами, имеющими право инициативы;

3) о принятии закона, предлагаемого в требованиях о проведении референдума, без последующего проведения референдума, если принятие такого закона относится к компетенции областного Совета народных депутатов;

4) о ходатайстве перед администрацией области о принятии постановления или иного акта, предлагаемого в требованиях о проведении референдума, если принятие такого акта относится к компетенции администрации области.

Решение об отклонении инициативы о назначении референдума может быть обжаловано инициаторами его проведения в суд в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Областной Совет народных депутатов принимает решение в течение месяца со дня поступления инициативы о проведении референдума.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»