РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Орловской областной Думой 8 августа 1997 года
Настоящий Закон устанавливает порядок созыва и проведения собраний (сходов) граждан в Орловской области и регулирует порядок осуществления собраниями (сходами) граждан полномочий представительных органов местного самоуправления.
Собрания (сходы) граждан - форма прямого волеизъявления, посредством которого население муниципальных образований и территорий осуществляет местное самоуправление. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория.предусмотренная законом Орловской области "О местном самоуправлении в Орловской области".
Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
Глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Статья 2. Правовая основа собрания (схода) граждан
Собрания (сходы) граждан руководствуются в своей работе Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Орловской области, законами Орловской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В работе собраний (сходов) граждан принимают участие жители муниципального образования, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие на данной территории Не имеют права участвовать в собраниях (сходах) граждан жители муниципальных образований, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Ограничение прав собраний (сходов) граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Орловской области, законами Орловской области, не допускается.
Собрания (сходы) граждан для рассмотрения вопросов, входящих в их компетенцию, могут созываться главой муниципального образования, представительным органом местного самоуправления, органом территориального общественного самоуправления по собственной инициативе или по инициативе не менее 10-ти процентов населения муниципального образования (при условии надлежащего оформления соответствующей инициативы: текст инициативы, подписи жителей с указанием их домашних адресов).
Собрания (сходы) граждан созываются по мере необходимости.
Статья 4.
В отдельных случаях, когда созыв собрания (схода) граждан муниципального образования затруднен, могут проводиться собрания (сходы) представителей от населения соответствующих территорий.
Норма представительства устанавливается тем органом или должностным лицом, которое принимает решение о созыве собрания (схода) граждан. В пределах установленных норм представители на собрание (сход) избираются соответственно на собраниях жителей микрорайонов, кварталов, улиц и других типов поселения.
Статья 5.
Подготовку и проведение собраний (сходов) граждан обеспечивают органы местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления населения.
О времени и месте проведения собрания (схода) граждан и вопросах, которые вносятся на обсуждение, население оповещается доступными способами не менее чем за три дня до его проведения.
Статья 6.
Собрание (сход) граждан правомочно, если на нем присутствует более половины от числа граждан муниципального образования, имеющих право участвовать в собрании (сходе) граждан. Собрание (сход) представителей от населения соответствующих территорий правомочно, если в его работе принимают участие не менее 2/3 представителей, избранных на собраниях жителей микрорайонов, кварталов, улиц и других типов поселения.
Статья 7.
Собрание (сход) граждан, имеющее целью возбудить инициативу о создании или ликвидации муниципального образования, является правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от численности населения данной территории. Организаторы инициативы о создании или ликвидации муниципального образования в недельный срок уведомляют соответствующие органы местного самоуправления и не позднее чем за один месяц - областной Совет народных депутатов о предстоящем собрании (сходе) граждан.
Областной Совет народных депутатов создает комиссию по контролю за соблюдением процедуры проведения собрания (схода) граждан.
Решение собрания (схода) граждан о возбуждении инициативы о создании или ликвидации муниципального образования, принятое тайным голосованием большинством голосов от числа присутствующих граждан, вместе с заключением комиссии по контролю за соблюдением процедуры проведения собрания (схода) граждан, предложением районного (городского) представительного органа местного самоуправления направляется в областной Совет народных депутатов для принятия решения о создании или ликвидации муниципального образования.
Отказ областного Совета народных депутатов о создании или ликвидации муниципального образования может быть обжалован в суд.
Статья 8.
Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан определяется Уставом муниципального образования.
На собрании (сходе) граждан ведется регистрация присутствующих (приложение), протокол, в котором указываются дата и место проведения собрания (схода), общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в собрании (сходе), или общее число представителей, количество присутствующих, фамилия, имя, отчество председателя и секретаря собрания (схода), повестка дня, содержание выступлений и принятые решения
Протокол подписывается председателем и секретарем собрания (схода) граждан и передается в соответствующий орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления населения, главе муниципального образования.
Статья 9.
Собрание (сход) граждан муниципального образования, где имеется выборный представительный орган, может рассматривать вопросы:
определение структуры органов территориального общественного самоуправления населения;
избрание органов территориального общественного самоуправления населения;
принятие положения (устава) территориального общественного самоуправления населения;
возбуждение инициативы о создании или ликвидации муниципального образования;
заслушивание отчетов руководителей органов территориального общественного самоуправления населения;
организация и содержание общественных формирований по укреплению правопорядка;
заслушивание докладов, информаций о работе представительных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, работников правоохранительных органов, руководителей муниципальных учреждений и предприятий социально-бытового назначения;
обсуждение проектов законов законодательного (представительного) органа государственной власти и проектов решений представительных органов местного самоуправления по важнейшим вопросам социально-экономического развития территории;
благоустройство населенных пунктов, сохранность и надлежащее использование муниципального жилищного фонда, коммунально-бытовое, культурное и иное обслуживание населения, развитие физической культуры и спорта, охрана природы, организация досуга граждан по месту жительства;
наименование и переименование в установленном порядке населенных пунктов, улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
рассмотрение других вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
В отдельных поселениях Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) граждан. В этом случае собрание (сход) граждан созывается по мере необходимости (но не реже двух раз в год) главой местного самоуправления или по инициативе не менее 10-ти процентов населения данного муниципального образования, обладающего избирательным правом.
Статья 11.
Собрание (сход) граждан признается правомочным, если в нем участвует более 50-ти процентов населения муниципального образования, обладающего избирательным правом. О времени и месте проведения собрания (схода) граждан и вопросах, которые выносятся на обсуждение, население оповещается доступными способами не менее чем за семь дней до его проведения.
Статья 12.
Собрание (сход) граждан муниципального образования может рассматривать вопросы:
определение структуры органов местного самоуправления;
принятие Устава муниципального образования;
установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
выявление, восстановление, использование и сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц;
другие вопросы в соответствии с действующим законодательством.
Статья 13.
Порядок проведения собрания (схода) граждан, осуществляющего полномочия представительного органа местного самоуправления, соответствует порядку, изложенному в статье 8 настоящего Закона.
Статья 14.
Решения собраний (сходов) муниципального образования, где имеется выборный представительный орган, принятые в пределах их компетенции и соответствующие действующему законодательству, носят рекомендательный характер.
Статья 15.
Решения собраний (сходов) граждан, осуществляющих полномочия представительного органа местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции и соответствующие действующему законодательству, обязательны, для исполнения органами местного самоуправления и территориального общественного самоуправления населения, а также всеми расположенными на соответствующей территории юридическими и физическими лицами.
Статья 16.
Решения собрания (схода) граждан принимаются открытым голосованием.
Статья 17.
Решения, принятые собранием (сходом) граждан, могут быть отменены самим собранием (сходом) граждан или судом.
Изменения и дополнения в принятые решения могут вноситься исключительно собранием (сходом) граждан, принявшим данное решение.
Статья 18.
О принятии и выполнении решений собраний (сходов) граждан органы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, юридические и физические лица в двухнедельный срок информируют население соответствующей территории.
Статья 19.
Собрания (сходы) граждан могут обращаться с запросами и предложениями в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам, которые обязаны в месячный срок рассмотреть обращение и о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить органу местного самоуправления или органу территориального общественного самоуправления населения, которые доводят полученную информацию доступными способами до сведения населения соответствующей территории.
Статья 20.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Орловской области Е.С.СТРОЕВ
г. Орел
27 августа 1997 года
№ 51-ОЗ