Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О государственном архитектурно-строительном надзоре
в Орловской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Орловской области от 16.10.2007 N 707-ОЗ
____________________________________________________________________


Принят областным Советом народных депутатов                              26 ноября 1999 года

Настоящий Закон в совокупности с другими законодательными актами Российской Федерации и Орловской области (далее - законодательство) устанавливает организационные, правовые и экономические основы государственного архитектурно-строительного надзора, осуществляемого на территории Орловской области с целью защиты государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной, инвестиционной деятельности от недоброкачественных работ, продукции и услуг, обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности строящихся зданий и сооружений, снижения количества аварий строящихся и эксплуатируемых объектов.

     

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона области используются следующие понятия:

а) государственный архитектурно-строительный надзор (Госархстройнадзор) - деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и Орловской области в части лицензирования, инвестиционной деятельности в форме капиталовложений (по вопросам своей компетенции), по контролю за соблюдением участниками строительства обязательных требований нормативных документов в области строительства по вопросам качества и организационно-правового порядка инвестиционной деятельности при строительстве зданий и сооружений, а также производства строительных материалов, изделий и конструкций;

б) организационно-правовой порядок строительства объектов - комплекс мероприятий, осуществляемых участниками строительства при выполнении проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ в период строительства объекта и ввода его в эксплуатацию, на основе положений нормативных документов в области строительства, требований должностных лиц инспекций государственного архитектурно-строительного надзора, не противоречащих нормам действующего законодательства;

в) органы государственного архитектурно-строительного надзора - специально уполномоченные государственные и муниципальные органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный надзор;

г) должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора - руководители и их заместители, специалисты данных органов, имеющие профессиональное звание "Государственный строительный инспектор Российской Федерации";

д) нормативные документы в области строительства - нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, устанавливающие обязательные требования по организации и осуществлению строительства объектов, технические нормативные документы - стандарты, строительные нормы и правила, технические условия, другие документы, содержащие обязательные требования по вопросам качества выполнения строительно-монтажных работ, производства строительных материалов, изделий и конструкций, а также утвержденные в установленном порядке проекты;

е) участники строительства - граждане Российской Федерации, предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, созданные и зарегистрированные в установленном порядке по законодательству Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, выполняющие на территории Орловской области проектно-изыскательские, строительно-монтажные работы, производящие и реализующие строительные материалы, изделия и конструкции, являющиеся заказчиками в строительстве, совмещающие функции заказчика и подрядчика;

ж) строительство объекта - новое строительство, реконструкция, реставрация, расширение и капитальный ремонт здания или сооружения;

з) объекты жилищно-гражданского назначения - строящиеся жилые здания, здания для оказания гостиничных услуг, административные здания, здания детских дошкольных учреждений, здания и сооружения научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского, спортивного, бытового и коммунального назначения, культовые здания;

и) объекты производственного назначения - строящиеся здания и сооружения, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, в области связи, торговли, в системах общественного питания, сбыта и материально-технического снабжения;

к) объекты военной инфраструктуры - строящиеся здания и сооружения специальных военных технологических комплексов, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения, хранения, испытания вооружения, военной техники, имущества, оборудования и систем, здания и сооружения в военных городках, отдельные войсковые здания и сооружения на территории Орловской области;

л) разрешение на выполнение строительно-монтажных работ - документ, выдаваемый соответствующими органами государственного архитектурно-строительного надзора и предоставляющий участникам строительства право выполнения подготовительных или основных строительно-монтажных работ на отведенном для строительства земельном участке (строительной площадке);

м) авария здания, сооружения - обрушение, повреждение здания, сооружения в целом, его части или отдельного конструктивного элемента, а также превышение ими предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших за собой приостановку строительства объекта или его части.

Статья 2. Сфера распространения государственного архитектурно-строительного надзора

Государственный архитектурно-строительный надзор распространяется на все строящиеся на территории Орловской области объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты военной инфраструктуры и предприятия (производства) по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций, независимо от источников финансирования строящихся зданий и сооружений и их назначения, а также гражданства, государственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм участников строительства.

 


Статья 3. Основные принципы государственного архитектурно-строительного надзора

Основными принципами государственного архитектурно-строительного надзора являются:

поднадзорность всех строящихся на территории Орловской области объектов, а также всех предприятий (производств) по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций;

ведение государственного архитектурно-строительного надзора на всех стадиях строительства и ввода объектов в эксплуатацию;

обязательность выполнения участниками строительства выданных органами государственного архитектурно-строительного надзора предписаний, не противоречащих нормам действующего законодательства;

независимость органов государственного архитектурно-строительного надзора в принятии решений, разграничение их полномочий, профессионализм работников инспекций, отсутствие коммерческой деятельности, конфиденциальность полученной информации;

соблюдение законности при осуществлении государственного архитектурно-строительного надзора.

Статья 4. Основные задачи государственного архитектурно-строительного надзора

Осуществление государственного архитектурно-строительного надзора должно обеспечить:

прочность, устойчивость, надежность зданий и сооружений в процессе их строительства и дальнейшей эксплуатации, уменьшение количества аварий строящихся и эксплуатируемых объектов;

снижение числа грубых нарушений - обязательных требований нормативных документов в области строительства при возведении объектов, приемке и вводе их в эксплуатацию, производстве строительных материалов, изделий и конструкций:

сокращение объема бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на устранение брака и нарушений, внеплановые ремонты в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

 

Статья 5. Правовое регулирование в области государственного архитектурно-строительного надзора

     

Правовое регулирование в области государственного архитектурно-строительного надзора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Орловской области. Если международными договорами Российской Федерации и соглашениями об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенными органами государственной власти Орловской области, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены действующим законодательством в области архитектурно-строительного надзора, применяются правила международных договоров Российской Федерации и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти Орловской области.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА  

 

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Орловской области в области государственного архитектурно-строительного надзора

1. Органы государственной власти Орловской области в соответствии со своими полномочиями:

а) реализуют на территории области единую государственную политику в области государственного архитектурно-строительного надзора;

б) организуют ведение государственного архитектурно-строительного надзора на территории области;

в) осуществляют финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности областного органа государственного архитектурно-строительного надзора;

г) определяют перечни объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, государственный архитектурно-строительный надзор по которым осуществляет областной орган государственного архитектурно-строительного надзора Орловской области (кроме объектов, находящихся в исключительном ведении Правительства Российской Федерации), а также перечни объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, архитектурно-строительный надзор по которым осуществляют органы архитектуры и градостроительства и архитектурно-строительного надзора муниципальных образований;

д) утверждают Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ на территории Орловской области;

е) принимают иные нормативные правовые акты по вопросам осуществления государственного архитектурно-строительного надзора на территории Орловской области, не противоречащие действующему законодательству и иным     нормативным правовым актам.

2. Глава администрации области:

а) утверждает Положение об областном органе государственного архитектурно-строительного надзора Орловской области;

б) утверждает структуру и штатное расписание областного органа государственного архитектурно-строительного надзора;

в) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителя областного органа государственного архитектурно-строительного надзора.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области архитектурно-строительного надзора

1. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по осуществлению архитектурно-строительного надзора на территориях муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, Положением об органе архитектурно-строительного надзора соответствующего муниципального образования, а также в соответствии с разграничением поднадзорных объектов согласно утверждаемых перечней.

Органы местного самоуправления осуществляют финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов, осуществляющих архитектурно-строительный надзор на территории соответствующего муниципального образования.

2. Главы администраций органов местного самоуправления:

а) утверждают по согласованию с областным органом государственного архитектурно-строительного надзора Положение, структуру и штатное расписание органов архитектурно-строительного надзора соответствующего муниципального образования, соответствующие нормативно-правовые акты по вопросам государственного архитектурно-строительного надзора;

б) в установленном порядке назначают на должность и освобождают от должности по согласованию с областным органом государственного архитектурно-строительного надзора руководителя органа (должностное лицо), осуществляющего архитектурно-строительный надзор на территории соответствующего муниципального образования;

в) обеспечивают профессиональную аттестацию кадров в установленном порядке;

г) осуществляют контроль за эффективной реализацией полномочий по осуществлению архитектурно-строительного надзора на территории соответствующего муниципального образования;

д) создают все необходимые условия и оказывают содействие для реализации возложенных полномочий другим органам государственного архитектурно-строительного надзора, осуществляющим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством на территории муниципального образования.


 

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА

 

Статья 8. Выдача разрешений на выполнение строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского и производственного назначения

1. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского и производственного назначения на территории Орловской области выдается соответствующим органом государственного архитектурно-строительного надзора заказчику или уполномоченному им лицу на основании заявления и прилагаемых к нему необходимых документов и материалов, в том числе:

а) копии выданного в установленном порядке разрешения на строительство объекта;

б) утвержденной заказчиком в установленном порядке рабочей проектной документации;

в) копии лицензии на деятельность по строительству зданий и сооружений;

г) приказов подрядчика, заказчика и проектной организации о назначении на объекте ответственного производителя работ, а также лиц, ответственных за осуществление авторского и технического надзора;

д) акта выноса в натуру осей земельного участка под строительство объекта;

е) других документов и материалов в зависимости от назначения объектов, их технической сложности и условий строительства.

2. Органами государственного архитектурно-строительного надзора может быть отказано в выдаче разрешения в случаях:

а) представления не в полном объеме утвержденного перечня документов и материалов;

б) наличия в документах и материалах недостоверной или искаженной информации;

в) несоответствия представленных документов предъявляемым к ним требованиям;

г) обнаружения в ходе рассмотрения представленных документов и материалов нарушения норм действующего законодательства, допущенных при их выдаче.

Заказчик или уполномоченное им лицо имеет право обжаловать в порядке, установленном действующим законодательством, отказ органов государственного архитектурно-строительного надзора в выдаче разрешения на выполнение строительно-монтажных работ или их бездействие.

3. В соответствии с решениями органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления выдача соответствующих разрешений на выполнение строительно-монтажных работ может производиться на платной основе. При этом размер платы не может превышать фактически понесенных затрат на подготовку и выдачу разрешения.

 

Статья 9. Проведение инспекционных проверок при осуществлении государственного архитектурно-строительного надзора

1. Инспекционные проверки проводятся должностными лицами органов государственного архитектурно-строительного надзора непосредственно на строящихся объектах или предприятиях (производствах) по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций.

О проведении проверки заблаговременно предупреждаются участники строительства, представители которых обязаны принимать в ней участие. При этом в проверке в обязательном порядке участвуют ответственный производитель работ, а также лица, осуществляющие технический надзор заказчика и авторский надзор проектных организаций.

При проведении проверки методы контроля, выбираемые должностными лицами органов государственного архитектурно-строительного надзора, должны обеспечить объективность и действенность результатов контроля. Контроль должен осуществляться с применением, как правило, современных средств измерений и приборов неразрушающего и лабораторного контроля, прошедших в установленном порядке государственную поверку или калибровку.

В случае необходимости должностное лицо органа государственного архитектурно-строительного надзора в ходе проведения инспекционной проверки может использовать технические средства участников строительства, а также требовать за их счет выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов и узлов их сопряжения, проведения дополнительных лабораторных и иных испытаний, съемок, замеров.

Должностное лицо органов государственного архитектурно-строительного надзора, проводящее инспекционную проверку, проверяет у участников строительства наличие лицензии на выполняемые виды работ, устанавливает факты нарушений действующего законодательства по вопросам своей компетенции, отступлений от требований нормативных документов в области проектирования и строительства, выявляет дефекты, допускаемые участниками строительства при выполнении строительно-монтажных работ, производстве строительных материалов, изделий и конструкций, а также нарушения при оформлении производственно-технологической и исполнительной документации, требует устранения нарушений и дефектов и привлекает нарушителей к ответственности.

2. Проведение органами государственного архитектурно-строительного надзора на строящихся объектах и предприятиях (производствах) по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций инспекционных проверок не снимает ответственности с участников строительства за соблюдение требований нормативных документов в области строительства.


Статья 10. Участие должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного надзора в расследовании причин аварий зданий и сооружений

1. Расследование причин аварий проводится техническими комиссиями, а в случаях, когда необходима срочная разборка обрушившихся конструкций для спасения пострадавших или возобновления безопасной эксплуатации зданий и сооружений, до начала работы технических комиссий создаются местные комиссии предварительного расследования причин аварии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»