РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Орловской области от 16.10.2007 N 707-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят областным Советом народных депутатов 26 ноября 1999 года
Настоящий Закон в совокупности с другими законодательными актами Российской Федерации и Орловской области (далее - законодательство) устанавливает организационные, правовые и экономические основы государственного архитектурно-строительного надзора, осуществляемого на территории Орловской области с целью защиты государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной, инвестиционной деятельности от недоброкачественных работ, продукции и услуг, обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности строящихся зданий и сооружений, снижения количества аварий строящихся и эксплуатируемых объектов.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона области используются следующие понятия:
а) государственный архитектурно-строительный надзор (Госархстройнадзор) - деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и Орловской области в части лицензирования, инвестиционной деятельности в форме капиталовложений (по вопросам своей компетенции), по контролю за соблюдением участниками строительства обязательных требований нормативных документов в области строительства по вопросам качества и организационно-правового порядка инвестиционной деятельности при строительстве зданий и сооружений, а также производства строительных материалов, изделий и конструкций;
б) организационно-правовой порядок строительства объектов - комплекс мероприятий, осуществляемых участниками строительства при выполнении проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ в период строительства объекта и ввода его в эксплуатацию, на основе положений нормативных документов в области строительства, требований должностных лиц инспекций государственного архитектурно-строительного надзора, не противоречащих нормам действующего законодательства;
в) органы государственного архитектурно-строительного надзора - специально уполномоченные государственные и муниципальные органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный надзор;
г) должностные лица органов государственного архитектурно-строительного надзора - руководители и их заместители, специалисты данных органов, имеющие профессиональное звание "Государственный строительный инспектор Российской Федерации";
д) нормативные документы в области строительства - нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, устанавливающие обязательные требования по организации и осуществлению строительства объектов, технические нормативные документы - стандарты, строительные нормы и правила, технические условия, другие документы, содержащие обязательные требования по вопросам качества выполнения строительно-монтажных работ, производства строительных материалов, изделий и конструкций, а также утвержденные в установленном порядке проекты;
е) участники строительства - граждане Российской Федерации, предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, созданные и зарегистрированные в установленном порядке по законодательству Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, выполняющие на территории Орловской области проектно-изыскательские, строительно-монтажные работы, производящие и реализующие строительные материалы, изделия и конструкции, являющиеся заказчиками в строительстве, совмещающие функции заказчика и подрядчика;
ж) строительство объекта - новое строительство, реконструкция, реставрация, расширение и капитальный ремонт здания или сооружения;
з) объекты жилищно-гражданского назначения - строящиеся жилые здания, здания для оказания гостиничных услуг, административные здания, здания детских дошкольных учреждений, здания и сооружения научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского, спортивного, бытового и коммунального назначения, культовые здания;
и) объекты производственного назначения - строящиеся здания и сооружения, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, в области связи, торговли, в системах общественного питания, сбыта и материально-технического снабжения;
к) объекты военной инфраструктуры - строящиеся здания и сооружения специальных военных технологических комплексов, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения, хранения, испытания вооружения, военной техники, имущества, оборудования и систем, здания и сооружения в военных городках, отдельные войсковые здания и сооружения на территории Орловской области;
л) разрешение на выполнение строительно-монтажных работ - документ, выдаваемый соответствующими органами государственного архитектурно-строительного надзора и предоставляющий участникам строительства право выполнения подготовительных или основных строительно-монтажных работ на отведенном для строительства земельном участке (строительной площадке);
м) авария здания, сооружения - обрушение, повреждение здания, сооружения в целом, его части или отдельного конструктивного элемента, а также превышение ими предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших за собой приостановку строительства объекта или его части.
Статья 2. Сфера распространения государственного архитектурно-строительного надзора
Государственный архитектурно-строительный надзор распространяется на все строящиеся на территории Орловской области объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты военной инфраструктуры и предприятия (производства) по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций, независимо от источников финансирования строящихся зданий и сооружений и их назначения, а также гражданства, государственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм участников строительства.
Статья 3. Основные принципы государственного архитектурно-строительного надзора
Основными принципами государственного архитектурно-строительного надзора являются:
поднадзорность всех строящихся на территории Орловской области объектов, а также всех предприятий (производств) по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций;
ведение государственного архитектурно-строительного надзора на всех стадиях строительства и ввода объектов в эксплуатацию;
обязательность выполнения участниками строительства выданных органами государственного архитектурно-строительного надзора предписаний, не противоречащих нормам действующего законодательства;
независимость органов государственного архитектурно-строительного надзора в принятии решений, разграничение их полномочий, профессионализм работников инспекций, отсутствие коммерческой деятельности, конфиденциальность полученной информации;
соблюдение законности при осуществлении государственного архитектурно-строительного надзора.
Статья 4. Основные задачи государственного архитектурно-строительного надзора
Осуществление государственного архитектурно-строительного надзора должно обеспечить:
прочность, устойчивость, надежность зданий и сооружений в процессе их строительства и дальнейшей эксплуатации, уменьшение количества аварий строящихся и эксплуатируемых объектов;
снижение числа грубых нарушений - обязательных требований нормативных документов в области строительства при возведении объектов, приемке и вводе их в эксплуатацию, производстве строительных материалов, изделий и конструкций:
сокращение объема бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на устранение брака и нарушений, внеплановые ремонты в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
Статья 5. Правовое регулирование в области государственного архитектурно-строительного надзора
Правовое регулирование в области государственного архитектурно-строительного надзора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Орловской области. Если международными договорами Российской Федерации и соглашениями об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенными органами государственной власти Орловской области, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены действующим законодательством в области архитектурно-строительного надзора, применяются правила международных договоров Российской Федерации и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти Орловской области.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти Орловской области в области государственного архитектурно-строительного надзора
1. Органы государственной власти Орловской области в соответствии со своими полномочиями:
а) реализуют на территории области единую государственную политику в области государственного архитектурно-строительного надзора;
б) организуют ведение государственного архитектурно-строительного надзора на территории области;
в) осуществляют финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности областного органа государственного архитектурно-строительного надзора;
г) определяют перечни объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, государственный архитектурно-строительный надзор по которым осуществляет областной орган государственного архитектурно-строительного надзора Орловской области (кроме объектов, находящихся в исключительном ведении Правительства Российской Федерации), а также перечни объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, архитектурно-строительный надзор по которым осуществляют органы архитектуры и градостроительства и архитектурно-строительного надзора муниципальных образований;
д) утверждают Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ на территории Орловской области;
е) принимают иные нормативные правовые акты по вопросам осуществления государственного архитектурно-строительного надзора на территории Орловской области, не противоречащие действующему законодательству и иным нормативным правовым актам.
2. Глава администрации области:
а) утверждает Положение об областном органе государственного архитектурно-строительного надзора Орловской области;
б) утверждает структуру и штатное расписание областного органа государственного архитектурно-строительного надзора;
в) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности руководителя областного органа государственного архитектурно-строительного надзора.
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области архитектурно-строительного надзора
1. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по осуществлению архитектурно-строительного надзора на территориях муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством, Положением об органе архитектурно-строительного надзора соответствующего муниципального образования, а также в соответствии с разграничением поднадзорных объектов согласно утверждаемых перечней.
Органы местного самоуправления осуществляют финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов, осуществляющих архитектурно-строительный надзор на территории соответствующего муниципального образования.
2. Главы администраций органов местного самоуправления:
а) утверждают по согласованию с областным органом государственного архитектурно-строительного надзора Положение, структуру и штатное расписание органов архитектурно-строительного надзора соответствующего муниципального образования, соответствующие нормативно-правовые акты по вопросам государственного архитектурно-строительного надзора;
б) в установленном порядке назначают на должность и освобождают от должности по согласованию с областным органом государственного архитектурно-строительного надзора руководителя органа (должностное лицо), осуществляющего архитектурно-строительный надзор на территории соответствующего муниципального образования;
в) обеспечивают профессиональную аттестацию кадров в установленном порядке;
г) осуществляют контроль за эффективной реализацией полномочий по осуществлению архитектурно-строительного надзора на территории соответствующего муниципального образования;
д) создают все необходимые условия и оказывают содействие для реализации возложенных полномочий другим органам государственного архитектурно-строительного надзора, осуществляющим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством на территории муниципального образования.
ГЛАВА III. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА
Статья 8. Выдача разрешений на выполнение строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского и производственного назначения
1. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского и производственного назначения на территории Орловской области выдается соответствующим органом государственного архитектурно-строительного надзора заказчику или уполномоченному им лицу на основании заявления и прилагаемых к нему необходимых документов и материалов, в том числе:
а) копии выданного в установленном порядке разрешения на строительство объекта;
б) утвержденной заказчиком в установленном порядке рабочей проектной документации;
в) копии лицензии на деятельность по строительству зданий и сооружений;
г) приказов подрядчика, заказчика и проектной организации о назначении на объекте ответственного производителя работ, а также лиц, ответственных за осуществление авторского и технического надзора;
д) акта выноса в натуру осей земельного участка под строительство объекта;
е) других документов и материалов в зависимости от назначения объектов, их технической сложности и условий строительства.
2. Органами государственного архитектурно-строительного надзора может быть отказано в выдаче разрешения в случаях:
а) представления не в полном объеме утвержденного перечня документов и материалов;
б) наличия в документах и материалах недостоверной или искаженной информации;
в) несоответствия представленных документов предъявляемым к ним требованиям;
г) обнаружения в ходе рассмотрения представленных документов и материалов нарушения норм действующего законодательства, допущенных при их выдаче.
Заказчик или уполномоченное им лицо имеет право обжаловать в порядке, установленном действующим законодательством, отказ органов государственного архитектурно-строительного надзора в выдаче разрешения на выполнение строительно-монтажных работ или их бездействие.
3. В соответствии с решениями органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления выдача соответствующих разрешений на выполнение строительно-монтажных работ может производиться на платной основе. При этом размер платы не может превышать фактически понесенных затрат на подготовку и выдачу разрешения.
Статья 9. Проведение инспекционных проверок при осуществлении государственного архитектурно-строительного надзора
1. Инспекционные проверки проводятся должностными лицами органов государственного архитектурно-строительного надзора непосредственно на строящихся объектах или предприятиях (производствах) по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций.
О проведении проверки заблаговременно предупреждаются участники строительства, представители которых обязаны принимать в ней участие. При этом в проверке в обязательном порядке участвуют ответственный производитель работ, а также лица, осуществляющие технический надзор заказчика и авторский надзор проектных организаций.
При проведении проверки методы контроля, выбираемые должностными лицами органов государственного архитектурно-строительного надзора, должны обеспечить объективность и действенность результатов контроля. Контроль должен осуществляться с применением, как правило, современных средств измерений и приборов неразрушающего и лабораторного контроля, прошедших в установленном порядке государственную поверку или калибровку.
В случае необходимости должностное лицо органа государственного архитектурно-строительного надзора в ходе проведения инспекционной проверки может использовать технические средства участников строительства, а также требовать за их счет выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов и узлов их сопряжения, проведения дополнительных лабораторных и иных испытаний, съемок, замеров.
Должностное лицо органов государственного архитектурно-строительного надзора, проводящее инспекционную проверку, проверяет у участников строительства наличие лицензии на выполняемые виды работ, устанавливает факты нарушений действующего законодательства по вопросам своей компетенции, отступлений от требований нормативных документов в области проектирования и строительства, выявляет дефекты, допускаемые участниками строительства при выполнении строительно-монтажных работ, производстве строительных материалов, изделий и конструкций, а также нарушения при оформлении производственно-технологической и исполнительной документации, требует устранения нарушений и дефектов и привлекает нарушителей к ответственности.
2. Проведение органами государственного архитектурно-строительного надзора на строящихся объектах и предприятиях (производствах) по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций инспекционных проверок не снимает ответственности с участников строительства за соблюдение требований нормативных документов в области строительства.
Статья 10. Участие должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного надзора в расследовании причин аварий зданий и сооружений
1. Расследование причин аварий проводится техническими комиссиями, а в случаях, когда необходима срочная разборка обрушившихся конструкций для спасения пострадавших или возобновления безопасной эксплуатации зданий и сооружений, до начала работы технических комиссий создаются местные комиссии предварительного расследования причин аварии.