Недействующий

Об утверждении целевой программы "Развитие земельной реформы в Орловской области на 1999-2002 годы"

ВВЕДЕНИЕ

Орловская область располагает земельными ресурсами общей площадью 2465,2 тыс. га, в том числе площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2077,9 тыс.га, площадь населенных пунктов - 200,2 тыс.га, в т.ч. городских земель - 24,8 тыс.га.

Начатая в 1991 году земельная реформа позволила ликвидировать монополию государства на землю, закрепить права по распоряжению землей за местными органами власти, передать и закрепить земли в собственность, пользование, владение гражданам, предприятиям, учреждениям в соответствии с действующим законодательством.

Однако в связи с отсутствием системы земельного законодательства земельная реформа не доведена до конца. Существующие законодательные акты ограничивают доступ к земельным ресурсам, не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективно хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Идет выведение пашни из сельскохозяйственного оборота, наблюдаются деградация и снижение плодородия почв.

Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений земельной политики в области и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по ее развитию.

Региональная целевая программа "Развитие земельной реформы в Орловской области на 1999-2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы".

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ


1.1. Основные итоги земельных преобразований в Орловской  области в 1991-1998 годах

В ходе первого этапа земельной реформы произошли принципиальные изменения в формах собственности на землю. Сельские и городские жители получили бесплатно земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

В ходе земельной реформы к январю 1999 года произошли значительные преобразования.

Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 450 колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 2013,3 тыс.га их земель. В итоге более 180 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств. В распоряжение 1462 КФХ передано 125,8 тыс.га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади 169,6 тыс.га. В собственность граждан передано 1507,3 тыс. га или 73 % всех сельскохозяйственных угодий области.

Органам местного самоуправления передано в ведение 175,4 тыс. га (3118 сельских населенных пунктов с прилегающими территориями). В городах и поселках городского типа из 24,8 тыс.га земли в собственность граждан и юридических лиц передано 4,9 тыс.га.

Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 326 тысяч граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства.

В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится 99,8 тыс.га. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос до 0,53 га, а для садоводства - до 0,08 га.

Перерегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 326,1 тыс. гражданам и 3,6 тыс. юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 г. - 10880,2 млн.руб., в 1996 г. - 18519,7 млн.руб., в 1997 г. 35418,6 млн.руб., в 1998 г. - 40532,7 тыс. руб. (в ценах соответствующих годов).

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло 3148 в год.

Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В городах Орел, Ливны, Мценск осуществлена оценка земель и ценовое зонирование территорий.

На первом этапе земельной реформы в области началось создание агрофирм для обслуживания сельскохозяйственных производителей: снабжение минеральными удобрениями, горюче-смазочными материалами, запчастями, посадочным материалом, закупки сельскохозяйственной продукции и ее переработки, инвестирования развития производства и жилищного строительства. Идет создание машино-технологических станций.

Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.

В связи с отсутствием Земельного Кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства.

На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики; четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.

Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения.

Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, идет нарушение законодательства.

До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования.

Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.

Финансирование, материальное и кадровое обеспечение реформ, (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществлялось крайне плохо. В итоге в 1997-98 годах были практически свернуты землеустроительные работы; тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.