Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     17 января 2000 г.                                            № 28
     г. Орел

Об утверждении целевой программы "Развитие земельной реформы в Орловской области на 1999-2002 годы"


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 694 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить целевую программу "Развитие земельной реформы в Орловской области на 1999-2002 годы" (прилагается).

2. Рекомендовать главам администраций городов и районов области обеспечить финансирование и выполнение работ и мероприятий, предусмотренных Программой, за счет средств местного бюджета, поступающих от платы за землю и других источников финансирования.

3. Управлению финансов и налоговой политики администрации области (Курганников В.Ф.) ежегодно предусматривать в областном бюджете средства для финансирования данной Программы.

4. Общую координацию работ по выполнению Программы и функции заказчика возложить на комитет по земельным ресурсам и землеустройству области (Юдин Г.М.).

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Кравченко Т.П.

     Глава администрации                                   Е.С. Строев




УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Главы администрации Орловской области
 от 17 января 2000 г. № 28




РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2002 годы"

г. Орел


Паспорт
региональной целевой программы
"Развитие земельной реформы в Орловской области на 1999-2002 годы"

Наименование программы        Региональная целевая программа "Развитие
                              земельной реформы в  Орловской области на
                              1999-2002 годы"
Дата принятия решения         Поручение администрации Орловской
о разработке программы        области от 2 июля 1999 года № 821

Заказчики программы           Комитет по земельным ресурсам и земле-
                              устройству Орловской области (коорди-
                              натор), Управление сельского хозяйства и
                              продовольствия Орловской области
Основные разработчики         Комитет по земельным ресурсам и земле-
программы                     устройству области, Управление сельского
                              хозяйства и продовольствия области,
                              комитет по управлению имуществом области
Цели и задачи программы       Повышение эффективности использования
                              земли, создание условий для увеличения
                              социального, инвестиционного, произво-
                              дительного потенциала земли и превращение
                              ее в самостоятельный фактор экономического
                              роста.
Сроки и этапы реализации      1999-2002 годы:
программы                     I этап  - 1999-2000 годы
                              II этап  - 2001-2002 годы
Перечень основных меро-       Разработка и совершенствование правовой
приятий программы             и нормативной базы регулирования земельных
                              отношений;
                              сознание механизма, реализующего права
                              собственников земельных долей;
                              создание механизма, обеспечивающего
                              приватизацию городских земель при при-
                              ватизации государственных и муниципальных
                              предприятий и развитие оборота земель в
                              городах и поселениях;
                              разграничение земель, находящихся в
                              федеральной собственности, собствен-
                              ности области, муниципальной собст-
                              венности;
                              сознание инфраструктуры рынка земли;
                              развитие механизма ипотечного креди-
                              тования;
                              введение государственного земельного
                              кадастра;
                              совершенствование системы земельных
                              платежей;
                              зонирование территорий;
                              проведение массовой оценки земель;
                              картографическое, геодезическое и земле
                              устроительное обеспечение земельной
                              реформы;
                              ведение мониторинга земель;
                              техническое оснащение службы государст-
                              венного контроля за использованием и
                              охраной земель, создание денежного фон-
                              да охраны земель;
                              проведение информационно-разъяснительной
                              работы среди населения;
                              создание специализированного информаци-
                              онно-консультационного центра;
                              подготовка и переподготовка кадров;
                              установление правил бухгалтерского учета
                              для сельскохозяйственных организаций,
                              отражающих операции с земельными долями.

Объемы и источники                                      (млн.руб.)
финансирования                  1999-2002 годы          2000 год
ВСЕГО                           65,00                   22,69
в том числе за счет:
федерального бюджета            19,50                   6,85
областного бюджета              13,00                   4,54
местных бюджетов                32,50                   11,30
прочих источников               -                       -

Ожидаемые конечные         Закрепление конституционных прав граж-
результаты реализации      дан свободно распоряжаться участком программы
                           земли и земельной долей;
                           разграничение земель, находящихся в
                           федеральной собственности, собственности
                           области и муниципальной собственности;
                           создание рынка земли и недвижимости,
                           как единого имущественного комплекса;
                           развитие ипотеки земли и создание благо-
                           приятных условий для инвестиций;
                           эффективное и рациональное использование
                           земельных ресурсов на всех уровнях
                           управления ими;
                           повышение поступлений от платежей за землю в
                           доходную часть бюджета.

ВВЕДЕНИЕ

Орловская область располагает земельными ресурсами общей площадью 2465,2 тыс. га, в том числе площадь сельскохозяйственных угодий составляет 2077,9 тыс.га, площадь населенных пунктов - 200,2 тыс.га, в т.ч. городских земель - 24,8 тыс.га.

Начатая в 1991 году земельная реформа позволила ликвидировать монополию государства на землю, закрепить права по распоряжению землей за местными органами власти, передать и закрепить земли в собственность, пользование, владение гражданам, предприятиям, учреждениям в соответствии с действующим законодательством.

Однако в связи с отсутствием системы земельного законодательства земельная реформа не доведена до конца. Существующие законодательные акты ограничивают доступ к земельным ресурсам, не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективно хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Идет выведение пашни из сельскохозяйственного оборота, наблюдаются деградация и снижение плодородия почв.

Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений земельной политики в области и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по ее развитию.

Региональная целевая программа "Развитие земельной реформы в Орловской области на 1999-2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы".

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ


1.1. Основные итоги земельных преобразований в Орловской  области в 1991-1998 годах

В ходе первого этапа земельной реформы произошли принципиальные изменения в формах собственности на землю. Сельские и городские жители получили бесплатно земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

В ходе земельной реформы к январю 1999 года произошли значительные преобразования.

Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 450 колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 2013,3 тыс.га их земель. В итоге более 180 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств. В распоряжение 1462 КФХ передано 125,8 тыс.га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади 169,6 тыс.га. В собственность граждан передано 1507,3 тыс. га или 73 % всех сельскохозяйственных угодий области.

Органам местного самоуправления передано в ведение 175,4 тыс. га (3118 сельских населенных пунктов с прилегающими территориями). В городах и поселках городского типа из 24,8 тыс.га земли в собственность граждан и юридических лиц передано 4,9 тыс.га.

Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. 326 тысяч граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства.

В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится 99,8 тыс.га. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос до 0,53 га, а для садоводства - до 0,08 га.

Перерегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 326,1 тыс. гражданам и 3,6 тыс. юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 г. - 10880,2 млн.руб., в 1996 г. - 18519,7 млн.руб., в 1997 г. 35418,6 млн.руб., в 1998 г. - 40532,7 тыс. руб. (в ценах соответствующих годов).

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает и в настоящее время достигло 3148 в год.

Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В городах Орел, Ливны, Мценск осуществлена оценка земель и ценовое зонирование территорий.

На первом этапе земельной реформы в области началось создание агрофирм для обслуживания сельскохозяйственных производителей: снабжение минеральными удобрениями, горюче-смазочными материалами, запчастями, посадочным материалом, закупки сельскохозяйственной продукции и ее переработки, инвестирования развития производства и жилищного строительства. Идет создание машино-технологических станций.

Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.

В связи с отсутствием Земельного Кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства.

На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики; четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.

Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения.

Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, идет нарушение законодательства.

До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно; новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования.

Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.

Финансирование, материальное и кадровое обеспечение реформ, (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществлялось крайне плохо. В итоге в 1997-98 годах были практически свернуты землеустроительные работы; тормозится создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ.

Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.

1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации

Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научнотехнических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в целом завершить осуществление земельной реформы в области и приступить к постреформенному этапу создания эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

Основными задачами Программы являются:

осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством государственной регистрации и гарантирования прав;

вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;

перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам;

приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;

разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности области и в муниципальной собственности;

создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на всей территории области;

повышение эффективности управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;

повышение плодородия почв и охрана земель.

Выделяются два этапа реализации Программы:    

На 1 этапе (1999-2000 г.г.) осуществляются в основном меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского, технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требуют значительных финансовых затрат и обеспечивают экономическую базу проведения II этапа.

На II этапе (2001-2002 гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими областными программами

Программа является составной частью системы областных прогнозов и программ социально-экономического развития Орловской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»