17 августа 1999 г. № 376
г. Орел
О совершенствовании взаимодействия органов государственного контроля и надзора в сфере лицензирования
Анализ практической работы по контролю за выполнением условий и требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность, попадающую в сферу государственного регулирования, свидетельствует о необходимости дальнейшей координации усилий и тесного взаимодействия органов лицензирования и всех государственных контрольных и надзорных органов.
За 6 месяцев текущего года органами государственного контроля и надзора проведено более 4000 проверок работы субъектов лицензирования видами деятельности, выявлено более 1000 нарушений условий лицензирования и 40 случаев работы без лицензии. Согласно материалов о нарушениях, выявленных лицензирующими, органами, противопожарной и налоговой службами, торгинспекцией, органами внутренних дел приостановлено действие лицензий у 66 и аннулировано у 7 хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем до настоящего времени остаются вне зоны внимания контрольных органов такие лицензионные виды деятельности, как риэлтерская, ритуальные услуги, производство дорожно-ремонтных работ и другие.
Кроме того, увеличение числа ведомственных контрольных проверок и принимаемые меры по выявленным нарушениям не оказывают существенного воздействия на нарушителей, не несут характер предупредительных и профилактических мер. Практика показывает, что более действенны комплексные проверки с участием одновременно представителей контрольных, надзорных и правоохранительных органов, наделенных правом на месте налагать штрафные санкции.
Из-за недостаточно четкой законодательной базы в сфере лицензирования, а также отсутствия нормы применения лицензирующими органами экономических санкций создается ситуация, благоприятствующая нарушениям лицензионных условий, работы без лицензии, ухода из-под налогового надзора (особенно многочисленные нарушения отмечаются у хозяйствующих субъектов, действующих по федеральным лицензиям). В этой связи становится очевидным необходимость образования экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования для проведения единой политики в вопросах координации деятельности всех органов государственного контроля, участвующих в процессе лицензирования, создания условий неотвратимости наказания за нарушения хозяйствующими субъектами установленных требований.
В целях установления единых правовых принципов и организационной структуры региональной системы лицензирования, объединения усилий по контролю за деятельностью лиц, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, для защиты здоровья граждан и обеспечения их безопасности от хозяйствующих субъектов, ведущих незаконную, неквалифицированную деятельность ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Установить, что комитет по лицензированию, сертификации отдельных видов деятельности и регистрация предприятий с иностранными инвестициями является уполномоченным на координацию деятельности лицензионных органов на территорий области, независимо от их ведомственной принадлежности и органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за лицензируемыми видами деятельности, а также уполномоченным на согласование федеральных лицензий (документа о согласии администрации области на выдачу федеральных лицензий).
2. Утвердить Положение о порядке взаимодействия комитета по лицензированию с органами государственной власти в сфере надзора за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими подлежащие лицензированию виды деятельности на территории Орловской области согласно приложению № 1.
3. Утвердить состав экспертно-апелляционного совета по вопросам лицензирования согласно приложению № 2.
4. Комитету по лицензированию, сертификации отдельных видов деятельности и регистрации предприятий с иностранными инвестициями (Алексеева М.О.) в месячный срок заключить соглашения о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование на территории области, для эффективности надзора за лицензируемыми видами деятельности.
5. Возложить на комитет по лицензированию, сертификации отдельных видов деятельности и регистрации предприятий с иностранными инвестициями функции по ведению сводного реестра лицензий, действующих на территории области. В связи с этим установить, что реестры лицензий федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории области, представляются в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в комитет по лицензированию не позднее 5 числа каждого месяца. Ввести практику ежеквартальных запросов комитетом реестров лицензий, выданных федеральными органами исполнительной власти, не имеющими уполномоченных подразделений на территории области.
6. Комитету по лицензированию, сертификации отдельных видов деятельности и регистрации предприятий с иностранными-инвестициями в срок до 1.08.99 г. разработать автоматизированную информационную систему, аккумулирующую сведения о всех выявленных государственными надзорными и контрольными органами нарушениях лицензионных требований и условий, которые указанные органы обязаны сообщить лицензирующему органу в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". В свою очередь, комитет по лицензированию по запросам органов государственной власти и органов местного самоуправления представляет информацию, содержащуюся в реестрах лицензий, в том числе сведения о нарушениях, допущенных лицензиатами.
7. Возложить контроль за настоящим постановлением на заместителя Меркулова П.А.
Глава администрации Е.С.Строев
Приложение № 1
к постановлению Главы администрации Орловской области
от 17 августа 1999 г. № 376
П О Л О Ж Е Н И Е
О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМИТЕТА ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ НАДЗОРА ЗА ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ,ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПОДЛЕЖАЩИЕ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Сфера действия настоящего Положения
Настоящее Положение определяет схему взаимодействия органов исполнительной власти, обеспечивающих надзор за осуществлением лицензируемых видов деятельности, а также механизм своевременного выявления и пресечения правонарушений в этой сфере, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области.
На территории Орловской области координирующей структурой по ведению лицензионной деятельности является комитет по лицензированию, сертификации отдельных видов деятельности и регистрации предприятий с иностранными инвестициями администрации Орловской области (далее - Комитет по лицензированию).
2. Основные принципы и формы взаимодействия
2.1. Лицензирующие органы и органы государственного контроля и надзора взаимодействуют на основе принципов:
- соблюдения законности;
- равенства прав всех участников при решении вопросов,связанных с надзором за осуществлением хозяйствующими субъектами лицензируемых видов деятельности;
- самостоятельности каждого органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации и Орловской области полномочий при выполнении совместных решений и проведении мероприятий;
- ответственности руководителей каждого органа за выполнение совместных решений в пределах предоставляемых им законодательными и правовыми актами Российской Федерации и Орловской области полномочиями.
2.2. Взаимодействие осуществляется в следующих основных формах:
- проведение совещаний руководителей этих органов;
- обмен информацией по вопросам надзора за лицензируемыми видами деятельности;
- координация действий и совместные проверки;
- проведение целевых мероприятий по выявлению правонарушений, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении лицензируемых видов деятельности, а также по устранению причин и условий, способствующих их совершению;
- взаимное использование возможностей для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;
- изучение и распространение положительного опыта;
- оказание взаимной помощи в обеспечении безопасности в процессе деятельности по борьбе с правонарушениями;
- разработка и осуществление согласованных планов взаимодействия.
II. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
3. Проведение совместных совещаний
3.1. Совещания руководителей лицензирующих органов и органов государственного контроля и надзора проводятся в целях разработки согласованных планов взаимодействия в сфере надзора за лицензируемыми видами деятельности на территории области, определения направлений целевых мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений субъектов лицензирования, а также по устранению причин и условий, способствующих их совершению.
3.2. Совещания проводятся один раз в полгода, при необходимсости созываются внеочередные совещания.
3.3. Организатором совещаний является Комитет по лицензированию. Совещания руководителей лицензирующих органов и органов государственного контроля и надзора проводятся при первом заместителе Главы администрации области.
4. Профилактические мероприятия
4.1. Регистрационные органы, при осуществлении процедуры регистрации, направляет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в комитет по лицензированию для согласования вопросов по лицензированию отдельных видов деятельности.
4.2. Государственные контрольные и надзорные органы, структурные подразделения органов местного самоуправления и администрации области при обращении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за получением согласования и разрешений (кроме документов, необходимых для получения лицензий), связанных с осуществлением подлежащих лицензированию видов деятельности, требуют от них предъявления лицензий (копий лицензий на территориально обособленные объекты). В случае отсутствия лицензий (копий лицензий) указанные документы не выдаются.
4.3. Комитет по лицензированию, совместно с управлением информации Главы администрации и управлением печати, полиграфии и средств массовой информации, обеспечивает широкое освещение в средствах массовой информации области сведений о видах деятельности, для осуществления которых необходимо наличие специального разрешения (лицензии).
5. Обмен информацией по вопросам надзора за лицензируемыми видами
деятельности
5.1. Комитет по лицензированию информирует органы государственного контроля и надзора, регистрационные органы, органы местного самоуправления, структурные подразделения администрации области о видах деятельности (работах, услугах), для занятия которыми необходимо специальное разрешение (лицензия), а также сообщает заинтересованным службам сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, у которых приостановлено действие или аннулированы лицензий.
5.2. По запросам указанных органов Комитет по лицензированию предоставляет им сведения из реестра выданных лицензий (копий лицензий на территориально обособленные объекты), зарегистрированных лицензий, выданных органами лицензирования других субъектов Российской Федерации.
5.3. Взаимный обмен информацией, предусмотренный пунктами 5.1., 5.2., Комитет по лицензированию, государственные контрольные и надзорные органы осуществляют в рамках предоставленных участникам взаимодействия полномочий или по взаимной договоренности на основании заключенных соглашений.
III. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
6. Проведение ведомственных проверок
6.1. Органы государственной налоговой инспекции при проверке балансов (отчетов) предприятий или деклараций о доходах индивидуальных предпринимателей требуют предъявления лицензии на право осуществления соответствующего вида деятельности. В случае отсутствия лицензии к нарушителям применяются меры в соответствии с действующим законодательством, о чем сообщается в Комитет по лицензированию.
6.2. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении в результате проведенных проверок нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.
6.3. Поступившая информация заносится в банк данных Комитета по лицензированию и служит основанием для направления Комитетом предупреждений об устранении нарушений, а также для приостановления действия лицензии или подачи заявления в суд об аннулировании лицензии.
6.4. Органы Государственной налоговой службы, иные государственные надзорные и контрольные органы при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требуют от них предъявления лицензий (копий лицензий на территориально обособленные объекты), разрешающих заниматься подлежащими лицензированию видами деятельности. В случае отсутствия лицензий (копий лицензий на территориально обособленные объекты) занятие данными видами деятельности расценивается как деятельность, выходящая за пределы правоспособности хозяйствующего субъекта. В этом случае государственные органы оперативно сообщают Комитету по лицензированию наименования фирм с указанием адресов объектов, на которых осуществляется деятельность без лицензий.
6.5. Комитет по лицензированию при получении информации от государственных контрольных, надзорных органов, других источников информации об осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подлежащих лицензированию видов деятельности без лицензии, организует комплексную проверку указанных лиц с включением в состав комиссии представителей отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД или отделов по борьбе с экономическими преступлениями районных (городских) ОВД, на территории которых осуществляется такая противоправная деятельность, и Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Орловской области.
6.6. При отсутствии возможности оперативного проведения комплексной проверки, Комитет по лицензированию направляет информацию о фактах работы без лицензии в ОЭП УВД и в налоговую полицию.
7. Проведение совместных проверок
7.1. В соответствии с разработанными на совещании руководителей надзорных органов планами взаимодействия и определенными направлениями целевых мероприятий Комитет по лицензированию, как координирующий орган, разрабатывает планы (графики) совместных проверок лицензируемых видов деятельности. В планах (графиках) совместных проверок определяются государственные контрольные и надзорные органы, участие которых необходимо при проверке конкретных видов деятельности.
7.2. По результатам совместных проверок составляется акт с подписями всех участников. В случаях, предусмотренных статьями 12, 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Комитетом по лицензированию принимается решение о вынесении предупреждения лицензиату, о приостановлении действия лицензии либо о направлении заявления в суд об аннулировании лицензии. В случае, если контрольными (надзорными) органами принимается самостоятельное решение о принятии мер к нарушителям, информация о принятых мерах направляется в Комитет по лицензированию.
7.3. Обобщенная справка о проверках составляется Комитетом по лицензированию и направляется в контрольное управление Главы администрации области, а также иным заинтересованным службам.
7.4. Если результаты проведенных проверок социально или экономически значимы для области, то Комитет по лицензированию освещает совместную работу по надзору в средствах массовой информации.
СОСТАВ
ЭКСПЕРТНО-АПЕЛЛЯЦИОННОГО СОВЕТА ПО ВОПРОСАМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Кочуев В.А. - первый заместитель Главы администрации
Орловской области - председатель cовета
Меркулов П.А. - заместитель Главы администрации
Орловской области -
заместитель председатель совета
Логвинов М.Н. - заместитель председателя комитета по
лицензированию, сертификации отдельных
видов деятельности и регистрации
предприятий с иностранными инвестициями
администрации области -
секретарь совета
Члены совета:
Михайлов М.Г. - заместитель Главы администрации
Орловской области
Кисляков А.Г. - заместитель Главы администрация
Орловской области
Натальин Н.И. - начальник департамента управления Федеральной
службы налоговой полиции РФ по
Орловской области
Рыжов В.И. - начальник Государственной налоговой
инспекции по Орловской области
Курганников В.Ф. - начальник управления финансов и
налоговой политики администрации
Орловской области
Юрасов В.И. - начальник территориального управления
Государственного антимонопольного
комитета РФ
Филонов Г.А. - заместитель начальника УВД
Орловской области
Дорофеев О.Н. - директор Орловского центра
стандартизации, метрологии и сертификации
Зенова Т.Н. - заместитель начальника управления
юстиции администрации Орловской области
Чулков В.Ф. - первый заместитель прокурора Орловской
области
Савин В.И. - начальник правового управления
администрации Орловской области
Алексеева М.О. - председатель комитета по
лицензированию, сертификации отдельных
видов деятельности и регистрации
предприятий с иностранными
инвестициями администрации области
Гапонов А.И. - председатель комитета по
промышленности,строительству и сфере
обслуживания областного Совета народных
депутатов
Цыганкова Г.М. - начальник управления Государственной
инспекции по торговле, качеству товаров
и защите прав потребителей
Кац А.С. - начальник управления Государственной
инспекции по противопожарной службы УВД
Орловской области
Захарченко Л.Г. - заместитель главного Государственного
санитарного врача Орловской области
Гуров П.И. - председатель Орловской областной
ассоциации врачей.