Орловщина - один из центральных регионов России, традиционно играющий заметную роль в процессе становления ее государственности, развитии общенациональной культуры. Само географическое положение области, взаимосвязь ее истории с историей Отечества изначально предопределили тот высокий духовный потенциал, который позволил Орловскому краю на протяжении столетий быть кладезем талантливых людей для русской и мировой цивилизации. Выдающиеся писатели и композиторы, военачальники и государственные деятели, ученые и художники, жизнь и творчество которых неразрывно связаны с Орлом, внесли значительный вклад в культурный генофонд России, навсегда преодолев отношение к русской глубинке, определявшееся некогда негативным понятием "провинциализм".
Сам образ жизни, издревле сложившийся на "рубежных" землях Московского государства, способствовал формированию у людей нравственных качеств, присущих человеку-воину, человеку-труженику, истинному патриоту своей Родины. Поэтому свойственный российскому менталитету историзм общественного сознания имеет столь глубокие корни. Обращение к этим корням, забота об исторической памяти, восстановление и сохранение традиций "малой родины" - именно такие задачи выдвигаются сегодня на первый план, когда речь идет о нравственном и патриотическом воспитании граждан. Какой народ, такая будет и Россия.
I. Актуальность проблемы.
Патриотизм - духовно-нравственное качество, предполагающее преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, гражданственность, выраженные в активной деятельности на благо Родины.
Воспитание патриотизма выступает неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке гражданина России к выполнению социальных и государственных функций. Воздействуя на все слои общества и поколения граждан, указанное направление воспитания способствует формированию чувства гражданственности, национального самосознания и достоинства, гордости за принадлежность к тем или иным государственным и общественным институтам.
В условиях ускоренного перехода к рыночным отношениям одним из факторов формирования общественного сознания стал агрессивный космополитизм, приведший к пренебрежению культурными традициями Отечества, размытости нравственных критериев социального поведения, отсутствию позитивных общественных идеалов, утрате истинного значения и понимания интернационализма как важнейшего фактора формирования патриотизма.
В этой связи возрастает значимость морально-психологической и физической подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах России как выполнению важнейшего конституционного долга. Популяризация истории славных побед русского оружия, восстановление многовековых традиций армии и флота, инициация новых и поддержка ныне действующих программ военно-патриотической направленности приобретают особую актуальность в период прогрессирующего падения престижа военной службы.
Не подлежит сомнению тот факт, что в процессе гражданского становления очень важна фаза формирования исторического сознания. Возрождение России невозможно без обращения к прошлому. История нашей страны, Орловского края зримо представляет связь времен, которая делает возможным дальнейшее развитие общества, его экономического и духовного потенциала. Поэтому возрастает значение патриотического воспитания, осуществляемого на основе богатого исторического прошлого, культурного наследия, примеров подлинного патриотизма наших земляков.
И наконец, актуальность Программы определяется необходимостью разработки концептуального подхода к нравственному и патриотическому воспитанию.
II. Анализ ситуации.
В настоящее время в области существует ряд положительных тенденций в работе по нравственному и военно-патриотическому воспитанию:
1) сохранение традиционных социальных институтов воспитания и возникновение новых;
2) традиционно сложившееся взаимодействие областных социальных институтов воспитания, всех заинтересованных учреждений и ведомств, которое проявляется в организации ряда крупных массовых мероприятий;
3) сохранение и частичное укрепление материально-технической базы воспитательно-образовательных учреждений;
4) наращивание кадрового потенциала учреждений и организаций, осуществляющих воспитательный процесс;
5) наличие в области результативного опыта воспитательной работы.
Однако проблема состоит в том, что отсутствует отлаженный механизм координации взаимодействия организаций, учреждений и ведомств, решающих проблемы нравственного и патриотического воспитания. Такой механизм может быть создан при реализации настоящей программы.
III. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание эффективной системы нравственного и патриотического воспитания для становления социально-активной личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, готовой к созидательному труду на благо Отечества и его защите.
Среди основных задач Программы выделяются следующие:
-создание эффективной системы патриотического воспитания, в том числе механизма, способствующего оптимальному функционированию и координированию ее субъектов в решении важнейших задач;
-ориентирование на духовные ценности, стимулирование стремления к нравственным идеалам;
-создание условий для гражданского становления молодого поколения, воспитание любви к Отечеству, родному краю, повышение уровня социальной ответственности;
-приобщение к сокровищам национальной культуры, формирование устойчивого интереса к литературному, музыкальному и художественному наследию Орловского края, самодеятельному народному творчеству;
- широкое привлечение молодежи к участию в программах военно-патриотической направленности, всесторонняя подготовка юношей к выполнению конституционного долга по защите Отечества, повышение престижа военной службы;
-распространение исторических знаний, активное приобщение молодых людей к историко-аналитической и поисковой работе.
IV. Принципы деятельности по реализации программы.
Принципами деятельности по реализации программы являются: