Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 февраля 1999 года N 60

ОБ ОБЛАСТНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

{Утратило силу:
постановление Коллегии администрации от 31.03.2006 г. N 51}

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 года N СО-П4-17282, постановлением Главы администрации области от 22 октября 1998 года N 568 "О разработке программы нравственно-патриотического воспитания", а также в целях определения долгосрочной социальной политики по улучшению нравственного и патриотического воспитания граждан Орловской области на лучших традициях исторического наследия нашей Родины, сохранения общественной стабильности, создания условий для гражданского становления личности в современном обществе ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить областную комплексную программу нравственного и патриотического воспитания граждан Орловской области на 1999-2005 годы.

2. Координацию деятельности областных управлений, комитетов и ведомств по обеспечению реализации программы возложить на комитет по анализу и координации социальных программ (Романова С. А.) и управление по делам молодежи, физической культуре и туризму (Ливцов В. А.).

3. Руководителям областных управлений и комитетов обеспечить выполнение запланированных мероприятий, определив приоритетным направлением реализации программы нравственное и патриотическое воспитание молодежи.

4. Рекомендовать горрайадминистрациям, городским и районным Советам народных депутатов рассмотреть вопрос о состоянии нравственного и патриотического воспитания граждан на сессиях с привлечением к участию в их работе широкого круга общественности. Наметить целостную систему мер по коренному улучшению работы в этом направлении.

Главам райгорадминистраций информировать областную администрацию о ходе выполнения программы до 1 января 2000 года.

5. Управлению финансов и налоговой политики (Курганников В. Ф.) обеспечить приоритетное финансирование мероприятий по нравственному и патриотическому воспитанию граждан Орловской области в 1999 году в общих расходах ведомств.

6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителей главы администрации области Мосякина И. Я., Меркулова П. А.

Глава администрации Е. С. Строев

Утверждена
постановлением Главы администрации
области 5 февраля 1999 года N 60

Областная комплексная программа нравственного и патриотического воспитания граждан Орловской области Содержание


Паспорт программы

Введение

I.

Актуальность программы

II.

Анализ ситуации

III.

Цели и задачи программы

IV.

Принципы деятельности по реализации программы

V.

Перечень мероприятий программы

1.

Нормативные и организационно-правовые основы реализации программы.

2.

Сохранение исторического наследия Орловщины.

3.

Празднование знаменательных дат истории России и Орловского края.

4.

Развитие нравственной культуры.

5.

Подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах.

6.

Возрожде ние духовных традиций Орловщины.

7.

Формирование здорового образа жизни.

8.

Экологическое образование и просвещение.

Паспорт программы


Наименование Программы:

Областная комплексная Программа нравственного и патриотического воспитания граждан Орловской области.

Основание для разработки программы:

Поручение Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 года N СО-П4-17282, Постановление Главы администрации Орловской области от 22 октября 1998 года "О разработке программы нравственно-патриотического воспитания".

Заказчик программы:

Управления общего и профессионального образования, по делам молодежи, физической культуре и туризму, администрации Орловской области, областной военный комиссариат.

Основные разработчики программы:

Управления, Комитеты, Комиссии администрации Орловской области.
 Орловское Епархиальное управление Московского Патриархата Русской Православной Церкви, высшие учебные заведения, военные, правоохранительные органы, областной совет ветеранов войны, областной совет пионерской организации "Орлята", писательские и журналистские организации, другие творческие Союзы и общественные организации (по согласованию).

Основные исполнители программы:

Управления: общего и профессионального образования, по делам молодежи, физической культуре и туризму, культуры и искусства, печати, полиграфии и средств массовой информации, социальной защиты населения, по делам архивов.
 Управления: внутренних дел, по делам ГО и ЧС, лесами, Комитет по охране окружающей среды, Областной военный комиссариат, Орловское Епархиальное Управление Московского Патриархата Русской Православной Церкви, областные Со веты: ветеранов войны и труда, пионерской организации "Орлята", РОСТО, Орловское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (по согласованию).

Сроки реализации программы:

I этап - 1999-2000 год
 II этап - 2001-2005 годы.

Объем и источники финансирования:

- 1999 год:
 финансовые затраты на проведение мероприятий областного уровня будут производиться в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджетах управлений, ведомств областной администрации и областных общественных организаций.
 - 2000 и последующие годы:
 финансовые затраты на реализацию мероприятий будут уточнены в процессе подготовки и принятия областного бюджета.

Ожидаемые результаты:

- создание устойчивой системы взаимодействия всех заинтересованных организаций, учреждений и ведомств для осуществления деятельности по укреплению духовно-нравственного состояния и единства общества на основе патриотической идеи, стремления к возрождению величия малой Родины - Орловщины;

 - улучшение качественных характеристик различных слоев населения, прежде всего, молодежи, вовлечение подрастающего поколения в решение первоочередных задач в интересах общества;

 - формирование готовности к исполнению гражданского долга во всех сферах общественной и государственной деятельности;

 - преодоление причин социальных конфликтов, повышение уровня и качества жизни, культуры граждан, их социально-правовой защищенности, воспитание уважения и доверия к государству.

Координация работы по обеспечению реализации программы:

- возложена на комитет по анализу и координации социальных программ администрации области;

 - исполнители предоставляют ежегодную информацию о ходе выполнения программы.

Введение.


Орловщина - один из центральных регионов России, традиционно играющий заметную роль в процессе становления ее государственности, развитии общенациональной культуры. Само географическое положение области, взаимосвязь ее истории с историей Отечества изначально предопределили тот высокий духовный потенциал, который позволил Орловскому краю на протяжении столетий быть кладезем талантливых людей для русской и мировой цивилизации. Выдающиеся писатели и композиторы, военачальники и государственные деятели, ученые и художники, жизнь и творчество которых неразрывно связаны с Орлом, внесли значительный вклад в культурный генофонд России, навсегда преодолев отношение к русской глубинке, определявшееся некогда негативным понятием "провинциализм".

Сам образ жизни, издревле сложившийся на "рубежных" землях Московского государства, способствовал формированию у людей нравственных качеств, присущих человеку-воину, человеку-труженику, истинному патриоту своей Родины. Поэтому свойственный российскому менталитету историзм общественного сознания имеет столь глубокие корни. Обращение к этим корням, забота об исторической памяти, восстановление и сохранение традиций "малой родины" - именно такие задачи выдвигаются сегодня на первый план, когда речь идет о нравственном и патриотическом воспитании граждан. Какой народ, такая будет и Россия.

I. Актуальность проблемы.

Патриотизм - духовно-нравственное качество, предполагающее преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, гражданственность, выраженные в активной деятельности на благо Родины.

Воспитание патриотизма выступает неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке гражданина России к выполнению социальных и государственных функций. Воздействуя на все слои общества и поколения граждан, указанное направление воспитания способствует формированию чувства гражданственности, национального самосознания и достоинства, гордости за принадлежность к тем или иным государственным и общественным институтам.

В условиях ускоренного перехода к рыночным отношениям одним из факторов формирования общественного сознания стал агрессивный космополитизм, приведший к пренебрежению культурными традициями Отечества, размытости нравственных критериев социального поведения, отсутствию позитивных общественных идеалов, утрате истинного значения и понимания интернационализма как важнейшего фактора формирования патриотизма.

В этой связи возрастает значимость морально-психологической и физической подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах России как выполнению важнейшего конституционного долга. Популяризация истории славных побед русского оружия, восстановление многовековых традиций армии и флота, инициация новых и поддержка ныне действующих программ военно-патриотической направленности приобретают особую актуальность в период прогрессирующего падения престижа военной службы.

Не подлежит сомнению тот факт, что в процессе гражданского становления очень важна фаза формирования исторического сознания. Возрождение России невозможно без обращения к прошлому. История нашей страны, Орловского края зримо представляет связь времен, которая делает возможным дальнейшее развитие общества, его экономического и духовного потенциала. Поэтому возрастает значение патриотического воспитания, осуществляемого на основе богатого исторического прошлого, культурного наследия, примеров подлинного патриотизма наших земляков.

И наконец, актуальность Программы определяется необходимостью разработки концептуального подхода к нравственному и патриотическому воспитанию.

II. Анализ ситуации.

В настоящее время в области существует ряд положительных тенденций в работе по нравственному и военно-патриотическому воспитанию:

1) сохранение традиционных социальных институтов воспитания и возникновение новых;

2) традиционно сложившееся взаимодействие областных социальных институтов воспитания, всех заинтересованных учреждений и ведомств, которое проявляется в организации ряда крупных массовых мероприятий;

3) сохранение и частичное укрепление материально-технической базы воспитательно-образовательных учреждений;

4) наращивание кадрового потенциала учреждений и организаций, осуществляющих воспитательный процесс;

5) наличие в области результативного опыта воспитательной работы.

Однако проблема состоит в том, что отсутствует отлаженный механизм координации взаимодействия организаций, учреждений и ведомств, решающих проблемы нравственного и патриотического воспитания. Такой механизм может быть создан при реализации настоящей программы.

III. Цели и задачи Программы

Целью Программы является создание эффективной системы нравственного и патриотического воспитания для становления социально-активной личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, готовой к созидательному труду на благо Отечества и его защите.

Среди основных задач Программы выделяются следующие:

-создание эффективной системы патриотического воспитания, в том числе механизма, способствующего оптимальному функционированию и координированию ее субъектов в решении важнейших задач;

-ориентирование на духовные ценности, стимулирование стремления к нравственным идеалам;

-создание условий для гражданского становления молодого поколения, воспитание любви к Отечеству, родному краю, повышение уровня социальной ответственности;

-приобщение к сокровищам национальной культуры, формирование устойчивого интереса к литературному, музыкальному и художественному наследию Орловского края, самодеятельному народному творчеству;

- широкое привлечение молодежи к участию в программах военно-патриотической направленности, всесторонняя подготовка юношей к выполнению конституционного долга по защите Отечества, повышение престижа военной службы;

-распространение исторических знаний, активное приобщение молодых людей к историко-аналитической и поисковой работе.

IV. Принципы деятельности по реализации программы.

Принципами деятельности по реализации программы являются:

-принцип единства цели (каждый субъект системы нравственного и патриотического воспитания, решая собственные задачи, признает наличие общей цели и включенность своей деятельности в единый процесс);

- принцип равенства возможностей (каждый субъект имеет равные возможности в решении задач по нравственному и патриотическому воспитанию в рамках своей компетенции );

- принцип невмешательства (предполагает за субъектом права на самостоятельное целеполагание и самодеятельность в пределах его функции);

- принцип взаимного привлечения партнеров к решению задач по нравственному и патриотическому воспитанию;

- принцип стабильности (в рамках существования данной системы нравственного и патриотического воспитания взаимодействие ее субъектов носит стабильный характер, независимо от смены руководства того или иного социального института);

- принцип взаимного информационного обмена (субъекты данной системы постоянно информируют друг друга о состоянии и перспективах развития, задачах, используемых технологиях, программах в целях обеспечения полноценного взаимодействия и взаимной поддержки;

- принцип признания авторского права партнеров (отношения между субъектами данной системы строятся на основе права партнеров, исключают возможность использования программных продуктов или педагогических технологий без согласия авторов).

V. Перечень мероприятий программы.

1.Нормативные и организационно-правовые основы реализации данной программы.

Задачи:

- формирование нормативной базы нравственного и патриотического воспитания в Орловской области;

- создание условий для деятельности юридических и физических лиц, оказывающих поддержку учреждениям, организациям, детским и молодежным объединениям в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию;

- осуществление органами государственной власти и местного самоуправления контроля за соблюдением законодательных актов и нормативных документов, затрагивающих вопросы нравственно-патриотического воспитания;

- разработка типовой модели механизма реализации основных направлений деятельности по нравственному и патриотическому воспитанию;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»