Важным фактором устойчивого социально-экономического развития Брянской области является реализация мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, имущества организаций от пожаров, ограничение их последствий, повышение эффективности работы подразделений Государственной противопожарной службы по организации и тушению пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, повышение уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания путем внедрения аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", обеспечивающего прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз.
Выполнение мероприятий государственной программы обеспечит необходимый уровень пожарной безопасности, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, безопасность людей на водных объектах, а также минимизацию потерь вследствие пожаров и чрезвычайных ситуаций.
В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории региона создана Брянская областная территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - подсистема).
Данная подсистема объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Брянской области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Брянской области.
В состав сил и средств подсистемы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования (службы), пожарные подразделения, медицинские формирования (подразделения) экстренного реагирования. Данные подразделения осуществляют тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества при пожарах и чрезвычайных ситуациях, в том числе на водных объектах, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны.
По итогам за 2020 - 2022 годы отмечается положительная динамика по уменьшению количества пожаров на территории Брянской области. Так, количество зарегистрированных пожаров в 2022 году (3069 пожаров) снизилось на 1008 пожаров по сравнению с 2021 годом (4077 пожаров), а с 2020 годом (4839 пожаров) - на 1770 пожаров, при этом количество погибших при пожарах в 2022 году составило 86 человек, погибших в 2021 году составило 80 человек, а в 2020 году погибших составило 90 человек.
Государственное казенное учреждение "Брянский пожарно-спасательный центр" осуществляет тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории города Брянска и Брянской области.
В рамках программы организована работа, направленная на создание и развитие двух пилотных проектов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории муниципальных образований Брянской области: городских округов - город Брянск и город Клинцы, а также во всех муниципальных образованиях, граничащих с Украиной. В настоящее время правоохранительный сегмент подсистемы видеонаблюдения аппаратно-программного комплекса включает в себя 1197 функционирующих камер видеонаблюдения на территории города Брянска и Брянской области. В период с 2020 по 2022 годы финансирование, выделяемое на развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", позволило организовать приобретение, монтаж и пусконаладку оборудования для правоохранительного сегмента видеонаблюдения для 182 рубежей контроля видеонаблюдения. Требуется дополнительное внедрение технических средств, соответствующих реалиям времени и позволяющих обеспечивать максимально безопасную для населения обстановку в общественных местах и на улицах, усовершенствование материально-технической базы правоохранительных органов.
Также в рамках программы осуществляется реализация отдельных мероприятий по совершенствованию системы профилактики правонарушений и усилению борьбы с преступностью на территории Брянской области.
В результате ожидается снижение общего количества преступлений.
В 2022 году общее число зарегистрированных всеми правоохранительными органами преступлений в регионе снизилось на 4,6% (13549). Аналогичная тенденция отмечалась в 2021 году - 14202 преступлений (-6,4%). Уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения сократился и составил 1159,3 (за 2021 год - 1200,8) преступлений.
В то же время отмечен рост количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких видов преступлений на 0,1% (3034). Доля тяжких и особо тяжких преступлений от общего числа зарегистрированных увеличилась и составила в 2022 году 22,4% (за 2021 год - 21,3%).
Наркоситуация в Брянской области характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку, а также безопасности Брянской области.
Количество зарегистрированных преступлений всех видов по сравнению с 2021 годом существенно снизилось на 653 преступления, или (-4,6%), однако количество зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков по сравнению с 2021 годом выросло на 3,1% (в 2021 году - 947). Из незаконного оборота изъято 617617 гр. наркотических средств.
Согласно данным Брянского областного наркологического диспансера, на конец 2022 года состоит на учете 2600 больных наркоманией, или 222,5 на 100 тыс. населения, что на 2,7% выше, чем в 2021 г. - 216,5; 2020 г. - 211,9 (в РФ - 155,5 на 100 тыс. населения в 2021 году), из них 5 несовершеннолетних (2021 - 2, в 2020 - 1).
В 2022 году 1267 человек зарегистрировано с диагнозом: "употребление наркотиков с вредными последствиями", из них 19 несовершеннолетних (2021 - 5, в 2020 - 12). В расчете на 100 тыс. населения этот показатель составил 108,4. По сравнению с 2021 годом он увеличился на 0,5%.
Соответственно общее число зарегистрированных потребителей наркотиков в 2022 году, включая больных наркоманией и лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, составляет 3867 человек, или 330,9 на 100 тыс. населения, что выше уровня 2021 года на 1,9% - 324,5 на 100 тыс. населения, в 2020 г. - 322,4 на 100 тыс. населения (в РФ в 2021 году - 265,7 на 100 тыс. населения).
Обстановка, связанная с аварийностью на территории Брянской области, остается сложной. В 2021 году в 702 дорожно-транспортных происшествиях погибло 144 и ранено 832 человека.
Уменьшилось на 37,9% число происшествий, связанных с управлением транспортного средства с признаками опьянения, указанная тенденция сохраняется на протяжении шести лет.
Увеличилось количество задержанных за управление транспортными средствами водителей с признаками опьянения (3917; +1,8%).
Сократилось на 27,7% количество дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов (172).
По итогам 2022 года общее число дорожно-транспортных происшествий сократилось на 18,4% (573), количество погибших в них граждан - на 36,1% (92), получивших травмы - на 19,2% (679). Уменьшилось на 15,0 (68) число дорожно-транспортных происшествий с участием детей до 16 лет, в которых ранено 79 (-13,2%) детей и трое (-50%) несовершеннолетних погибло.
Чаще всего причинами совершения автомобильных аварий становились несоблюдение водителями скорости при движении в конкретных дорожных условиях, а также несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками и разметкой.
Достигнуты пороговые значения, определенные требованиями Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", транспортного риска - 2,64 (92 погибших) (пороговое - 3,65 (113 погибших) и социального риска - 7,87 (92 погибших) (пороговое - 9,39 (110 погибший)).
Таким образом, принимаемые меры позволили снизить уровень смертности от дорожно-транспортных происшествий, соответственно позволили изменить в положительную сторону динамику порогового параметра.
Дорожно-транспортные происшествия наносят огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети и взрослые.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества и продолжительности жизни и содействия региональному развитию.