Действующий

О внесении изменения в муниципальную программу "Стимулирование экономической активности в городе Брянске", утвержденную постановлением Брянской городской администрации от 29.12.2018 N 4199-п

2. Характеристика текущего состояния сферы транспортного обслуживания населения в городе Брянске

С целью организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске, в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске установлено движение транспорта общего пользования по 67 муниципальным маршрутам, из них:

- по 41 маршруту - по регулируемым тарифам;

- по 26 маршрутам - по нерегулируемым тарифам.

По состоянию на 1 декабря 2018 года:

- 41 муниципальный маршрут регулярных перевозок в городе Брянске по регулируемым тарифам обслуживают 180 автобусов муниципального унитарного Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия (далее по тексту - МУ БГПАТП) и 118 троллейбусов МУП "Брянское троллейбусное управление" г. Брянска (далее по тексту - МУП "БТУ" г. Брянска);

- 26 муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам обслуживают 3 юридических лица и 29 индивидуальных предпринимателей.

С учетом требований Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ разработан Документ планирования регулярных перевозок в городе Брянске, по которому в настоящее время строится работа муниципального и коммерческого общественного транспорта в областном центре. В основу Документа планирования регулярных перевозок в городе Брянске вошли следующие мероприятия:

- мероприятия по установлению, изменению, отмене, а также изменению порядкового номера муниципального маршрута регулярных перевозок в городе Брянске;

- мероприятия по изменению вида регулярных перевозок на муниципальном маршруте регулярных перевозок в городе Брянске;

- мероприятия по изучению пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городе Брянске;

- мероприятия по изменению количества, вида, класса и экологических характеристик транспортных средств на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городе Брянске;

- мероприятия по финансированию организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске.

Следует отметить, что в настоящее время МУ БГПАТП и МУП "БТУ" г. Брянска являются единственными в городе Брянске перевозчиками, которые обслуживают пассажиров на муниципальных маршрутах в городе Брянске по регулируемым тарифам и с предоставлением льгот на проезд.

Организация движения 901 автобуса (из них на линии - 881 единица) по 26 муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам оказывает поддержку муниципальному транспорту, но не снимает остроты транспортной проблемы в городе в часы "пик", когда пассажиропоток значителен. Кроме того, существующее количество транспорта малого класса создает напряженность на улично-дорожной сети города Брянска.

На протяжении многих лет парк подвижного состава муниципальных унитарных предприятий транспорта общего пользования города Брянска постепенно сокращался. В связи с недостаточностью бюджетных средств объемы закупок нового подвижного состава значительно отставали от объемов списания устаревшего транспорта.

Следует отметить, что последнее значительное поступление подвижного состава в транспортные предприятия (42 автобуса, 24 троллейбуса и 16 кузовов троллейбуса первой комплектности) произошло еще в 2008 - 2009 годах.

Переломить сложившуюся ситуацию в транспортном комплексе города Брянска способствовало выделение в 2017 году из бюджета Брянской области и бюджета города Брянска субсидий на приобретение для областного центра автомобильного транспорта общего пользования на условиях софинансирования.

Учитывая недостатки троллейбуса в современных условиях (низкая маневренность, невысокая скорость движения, кроме того, стоимость троллейбусов более чем в 2 раза выше, чем автобусов), в рамках проводимой в городе Брянске работы по сохранению и развитию муниципального общественного транспорта было принято решение об обновлении парка подвижного состава транспорта общего пользования города Брянска путем закупки автобусов с улучшенными техническими характеристиками и более высоким классом экологической безопасности.

На решение вопроса о приобретении автобусов, в первую очередь, среднего класса также повлиял процесс снижения объемов пассажирских перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, особенно электротранспортом (более чем на 50 процентов в сравнении с уровнем 2009 года), вследствие резкого увеличения индивидуального автотранспорта на улично-дорожной сети города Брянска.

В условиях высокого уровня автомобилизации населения города Брянска повысить привлекательность общественного транспорта, в первую очередь муниципального, без изменения качества используемого на муниципальных маршрутах регулярных перевозок подвижного состава не представляется возможным. Именно поэтому необходимо принимать кардинальные меры по обновлению парка подвижного состава муниципальных унитарных предприятий транспорта общего пользования города Брянска, имеющих на сегодняшний день достаточно развитые материально-технические базы и высококвалифицированных специалистов в сфере организации пассажирских перевозок.

Брянской городской администрацией совместно с муниципальными унитарными предприятиями прорабатываются и предлагаются различные пути обновления общественного транспорта для улучшения организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске.

Оптимальным решением данного вопроса является участие города Брянска в соответствующих целевых федеральных и областных программах на условиях софинансирования и субсидирования мероприятий, направленных на приобретение пассажирских транспортных средств.

В результате проведенной совместно с Правительством Брянской области работы из средств, направленных на приобретение автомобильного транспорта общего пользования в 2017 - 2018 годах, 95 процентов составили субсидии областного бюджета.

В 2017 - 2018 годах для МУ БГПАТП приобретено 15 автобусов среднего класса марки ПАЗ-320414-04 и 109 автобусов среднего класса марки ЛиАЗ - 429260 на общую сумму 709,8 млн. рублей (с учетом 36 единиц, поступивших в декабре 2018 года).

Также осуществлена безвозмездная передача 14 троллейбусов марок Тролза-5275-05, ЗиУ-682Г-016, ВМЗ-5298, 20101 ТУ РБ 28619445.015-96 и 10 автобусов марки МАЗ-107066, принадлежащих на праве собственности городу Москве, в собственность Брянской области, которые, соответственно, переданы муниципальным унитарным предприятиям транспорта общего пользования города Брянска для обслуживания и эксплуатации.

Поступление нового подвижного состава уже к концу 2018 года способствовало сокращению интервалов движения на отдельных муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городе Брянске по регулируемым тарифам (N 2а "Фосфоритный завод - Дизельный завод" с 18 минут до 14 минут, N 5а "Мясокомбинат - 5-й Микрорайон" с 20 минут до 12 минут, N 25а "Телецентр - Школа N 61" с 15 минут до 9 минут, N 27а "ул. Горбатова - Мясокомбинат" с 14 минут до 7 минут, N 37а "Фосфоритный завод - пер. Пилотов" с 30 минут до 18 минут), что привело к увеличению количества перевозимых пассажиров на маршрутах на 10 процентов и, соответственно, повышению сборов доходов (выручки) от перевозки платных пассажиров на 18 процентов. В перспективе планируется установление новых маршрутов, изменение существующих с целью улучшения транспортного обслуживания населения города Брянска и повышения доходной части МУ БГПАТП.

Брянская городская администрация совместно с руководством МУ БГПАТП и МУП "БТУ" г. Брянска предпринимает все возможные меры, направленные на улучшение и стабилизацию финансовой ситуации на предприятиях: реализуются мероприятия по рационализации маршрутной сети города Брянска, созданию системы учета фактического проезда граждан в общественном транспорте, в первую очередь, льготных категорий, повышению доходов МУ БГПАТП и МУП "БТУ" г. Брянска от своей эксплуатационной деятельности.

Вместе с тем, анализ финансово-эксплуатационной деятельности МУП "БТУ" г. Брянска показывает, что в связи с сокращением количества выпускаемых на линию троллейбусов происходит уменьшение доходов от основной деятельности.

Износ парка подвижного состава городского наземного электрического транспорта (ГНЭТ) на сегодняшний день составляет 97 процентов. 100-процентный износ имеют 108 троллейбусов. Средний возраст троллейбусов в МУП "БТУ" г. Брянска составляет 17,1 года (срок полезного использования (эксплуатации) подвижного состава согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 по троллейбусам рекомендуется устанавливать до 7 лет).