Уровень безработицы в Брянской области в 2022 году составил 3,2 процента и в сравнении с 2021 годом (3,4 процента) снизился на 0,2 процентного пункта, в сравнении с 2020 годом (4,0 процента) - на 0,8 процентного пункта.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2022 году численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда) составила 18,7 тыс. человек и в сравнении с 2021 годом снизилась на 1,4 тыс. человек, в сравнении с 2020 годом - на 4,6 тыс. человек (в 2021 году численность безработных составляла 20,1 тыс. человек, в 2020 году - 23,3 тыс. человек).
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости Брянской области, на 1 января 2023 года составила 3,3 тыс. человек, что на 1,3 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2022 года, и на 9,5 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2021 года (на 1 января 2022 года численность зарегистрированных безработных составляла 4,6 тыс. человек, на 1 января 2021 года - 12,8 тыс. человек).
Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2023 года составил 0,6 процента и в сравнении с 1 января 2022 года (0,8 процента) снизился на 0,2 процентного пункта, в сравнении с 1 января 2021 года (3,2 процента) - на 2,3 процентного пункта.
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, по данным Государственной инспекции труда в Брянской области, в 2022 году составила 11 человек, что выше значений 2021 года на 6 человек (в 2021 году численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом составляла 5 человек) и значений 2020 года на 1 человека (в 2020 году численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом составляла 10 человек).
Превышение в 2022 году значений показателей производственного травматизма обусловлено восстановлением в течение 2021 и 2022 годов хозяйственной деятельности предприятий после снятия действовавших с 2020 года ограничений, связанных с временной приостановкой отдельных видов работ вследствие распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При этом значения показателей производственного травматизма в 2022 году не превысили аналогичных показателей 2019 года.
В целях обеспечения условий для снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия будут направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду основных достижений в сфере охраны труда.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере содействия занятости населения, государственного регулирования социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области
Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения целями государственной программы "Содействие занятости населения, государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области" (далее - Программа) являются:
непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента;
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в течение периода реализации государственной программы - не более 16 человек ежегодно.
Реализация поставленных целей оказывает влияние на достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р, в части достижения показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" за счет осуществления мероприятий, направленных на снижение уровня безработицы, и осуществления финансовой поддержки граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Приоритетами при реализации государственной программы Брянской области "Содействие занятости населения, государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области" является сохранение населения, здоровье и благополучие людей, а также снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере содействия занятости населения, государственного регулирования социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Реализация регионального проекта "Содействие занятости населения Брянской области". Задача решается путем реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлена на снижение уровня регистрируемой безработицы.
Ожидаемым эффектом от реализации задачи является снижение напряженности на рынке труда.
2. Обеспечение социальной поддержки безработных граждан. Задача решается путем развития системы временной занятости населения, содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Ожидаемый эффект от реализации задачи является обеспечение гарантий социальной поддержки безработным гражданам.
3. Содействие занятости безработных граждан, граждан, находящихся под риском увольнения, а также в различных режимах занятости, граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Задача решается путем организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Брянской области.
Ожидаемым эффектом от реализации задачи является развитие системы временной занятости населения, содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
4. Регулирование социально-трудовых отношений, совершенствование оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение показателей качества и количества оказываемых услуг. Задача решается путем реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда.
Ожидаемым эффектом от реализации задачи является повышение эффективности деятельности в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда в соответствии с действующим законодательством.
5. Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Задача решается путем обеспечения приоритета предупреждения производственного травматизма и внедрения культуры безопасного труда.
Ожидаемым эффектом от реализации задачи является сокращение случаев производственного травматизма.
6. Закрепление переселившихся участников Государственной программы в Брянской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество предполагает:
реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637.