Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Конкурсный отбор региональных операторов на территории области будет проведен исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в области обращения с отходами - департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Для эффективного управления процессами в рамках обращения с твердыми коммунальными отходами с учетом объема образования отходов, наличия транспортной инфраструктуры, отсутствия природоохранных территорий в пределах зоны влияния объектов Регионального оператора, наличия существующих объектов размещения отходов, имеющих перспективу развития, в Брянской области целесообразно заключать соглашения с двумя региональными операторами:
региональный оператор N 1. Зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей области;
региональный оператор N 2. Зона деятельности - территория западной части Брянской области.
Распределение муниципальных районов по зонам деятельности региональных операторов
N пп | Муниципальный район (городской округ) | Количество населения | Объем образующихся твердых коммунальных отходов, куб. м(/)г | Масса образующихся твердых коммунальных отходов, т/г | Региональный оператор |
1. | Брасовский район | 19 887 | 40370,61 | 7079,772 | региональный оператор N 1 |
2. | Город Брянск | 425 030 | 862810,2 | 151310,25 | |
3. | Брянский район | 59 160 | 120094,8 | 21060,96 | |
4. | Выгоничский район | 20 107 | 40817,21 | 7158,092 | |
5. | Дубровский район | 17641 | 35811,23 | 6280,196 | |
6. | Дятьковский район | 60379 | 122569,4 | 21494,92 | |
7. | Жирятинский район | 7045 | 14301,35 | 2508,02 | |
8. | Жуковский район | 34682 | 70404,46 | 12346,79 | |
9. | Карачевский район | 33361 | 67722,83 | 11876,52 | |
10. | Клетнянский район | 18638 | 37835,14 | 6635,128 | |
11. | Комаричский район | 16995 | 34499,85 | 6050,22 | |
12. | Навлинский район | 26739 | 54280,17 | 9519,084 | |
13. | Почепский район | 39137 | 79448,11 | 13932,77 | |
14. | Рогнединский район | 6607 | 13412,21 | 2352,092 | |
15. | Севский район | 14972 | 30393,16 | 5330,032 | |
16. | Суземский район | 15456 | 31375,68 | 5502,336 | |
17. | Город Сельцо | 16664 | 33827,92 | 5932,384 | |
18. | Трубчевский район | 34661 | 70361,83 | 12339,32 | |
19. | Город Фокино | 13065 | 26521,95 | 4651,14 | |
Итого | 1786858,78 | 313360 | |||
20. | Гордеевский район | 10 771 | 21865,13 | 3834,476 | региональный оператор N 2 |
21. | Злынковский район | 12 102 | 24567,06 | 4308,312 | |
22. | Красногорский район | 12 189 | 24743,67 | 4339,284 | |
23. | Климовский район | 26 720 | 54241,6 | 9512,32 | |
24. | Клинцовский район | 17 686 | 35902,58 | 6296,216 | |
25. | Город Клинцы | 70 164 | 142432,9 | 24978,38 | |
26. | Мглинский район | 17 716 | 35963,48 | 6306,896 | |
27. | Новозыбковский район | 11 131 | 22595,93 | 3962,636 | |
28. | Город Новозыбков | 40 476 | 82166,28 | 14409,46 | |
29. | Суражский район | 22 864 | 46413,92 | 8139,584 | |
30. | Унечский район | 35 821 | 72716,63 | 12752,28 | |
31. | Погарский район | 24717 | 50175,51 | 8799,252 | |
32. | Стародубский район | 19123 | 38819,69 | 6807,788 | |
33. | Город Стародуб | 18824 | 38212,72 | 6701,344 | |
Итого | 690817,1 | 121148,2 | |||
Всего | 2477675,88 | 434508,254 |
Организация, претендующая на статус регионального оператора, наряду с возможностью организовать накопление и вывоз ТКО, должна располагать следующими объектами:
мусороперегрузочные станции (далее - МПС);
мусоросортировочные станции;
мусороперерабатывающие комплексы;
полигон для захоронения неутильной части твердых коммунальных отходов.
МПС являются обязательным элементом логистики ТКО в регионе. Предназначены для перегрузки собранного мусора в большегрузные транспортные средства в целях дальнейшей его перевозки на мусоросортировочные станции и мусороперерабатывающие комплексы.
Применение МПС станций позволяет:
снизить расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов;
извлечь утильные фракции из твердых коммунальных отходов;
установить контроль за составом поступающих твердых коммунальных отходов.
С точки зрения охраны окружающей среды применение мусороперегрузочных станций уменьшает количество полигонов для складирования твердых коммунальных отходов, снижает интенсивность движения по транспортным магистралям и т.д.
Учитывая наличие имеющейся инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами, транспортных связей между муниципальными образованиями на начальных этапах целесообразно использовать территории действующих полигонов твердых коммунальных отходов с постепенной заменой их на мусороперегрузочные станции. По мере внедрения станций полигоны подлежат закрытию и консервации/рекультивации.
МПС целесообразно расположить в зоне действия регионального оператора N 1 (2 МПС) - в Комаричском и Дятьковском районах.
В остальных районах, учитывая их расположение, МПС устанавливать нецелесообразно.
Мусоросортировочные станции - это производственный объект, на котором осуществляется сортировка отходов с обязательным выделением из общей массы отходов таких фракций как картон, металл (черный и цветной), пластиковые компоненты, стекло, текстиль, резина и прочее. Они позволяют повысить эффективность дальнейшего обращения с отходами путем извлечения компонентов, претендующих на вторичное использование, обезвреживание, компостирование, захоронение и т.д. Мусоросортировочные станции, которые могут использовать региональные операторы в Брянской области должны быть укомплектованы оборудованием для брикетирования фракций отходов. Перечень объектов, располагающих мусоросортировочными станциями, представлен в разделе 5.
Мусоросортировочные линии (далее - МСЛ) или мусоросортировочные станции (МСС) предназначены для организации выборки полезных фракций из ТКО с производительностью от 10000 тонн до 280000 тонн в год, при использовании от 6 до 12 сортировочных постов.
К полезным фракциям относят пригодные для переработки материалы: макулатура, пластмасса, пленка, ПЭТ-бутылка, стекло, черный и цветной металл, и т.д., при этом чаще всего заводы-изготовители устанавливают типоразмеры МСЛ на 10000, 50000, 100000 и 200000 тонн в год соответственно.
Выбор конкретной модели и размещения МСЛ определяется регионарным оператором с учетом прогноза роста массы образования твердых коммунальных отходов и полной их переработки.
Территориальной схемой планируется устройство МСЛ или МСС при каждом полигоне твердых коммунальных отходов в срок до 2024 года.
Мусороперерабатывающий комплекс - это производственный узел или система оборудования, которые обладают полным или частичным циклом процесса по утилизации отходов. В составе комплексов должны быть предусмотрены следующие производственно-технологические зоны: