Недействующий

О внесении изменений в государственную программу "Развитие физической культуры и спорта Брянской области" (2014 - 2020 годы)

     
1. Характеристика текущего состояния развития спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва


В современных условиях спорт является важным политическим, социальным и экономическим фактором. Особое место в нем занимает спорт высших достижений, который во взаимосвязи с массовой физической культурой, при совместном комплексном развитии, позволяет решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать национальное самосознание и здоровый морально-психологический климат в обществе.

Неоспорима роль спорта в процессе социализации личности, становлении характера молодых людей, формировании системы морально-этических ценностей, решении проблемы общения. Международный опыт показывает, что занятия физкультурой и спортом, а также привлечение к борьбе с наркоманией выдающихся спортсменов, кумиров молодежи могут эффективно воздействовать на сознание молодых людей и существенно препятствовать распространению наркомании. Занятия спортом - реальная альтернатива асоциальным явлениям и вредным привычкам.

Спорт высших достижений на региональном уровне начинается на этапе формирования спортивных сборных команд области по различным возрастным группам для участия в официальных спортивных мероприятиях. В случае успешного выступления брянские спортсмены зачисляются в резервный и основной составы спортивных сборных команд Российской Федерации и участвуют в официальных международных соревнованиях, в том числе чемпионатах Европы, мира и Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх.

Основным источником для комплектования спортивных сборных команд Брянской области по видам спорта являются спортивные школы олимпийского резерва, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва. На этом уровне достигнуты значительные успехи в легкой атлетике, дзюдо, велоспорте ВМХ, тяжелой атлетике, лыжных гонках, спортивной гимнастике, самбо, спорте слепых и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и других.

Ведется планомерная работа по привлечению к регулярным занятиям спортом активных брянцев с ограниченными возможностями различных возрастов.

Совершенствование системы спортивной ориентации и спортивного отбора в рамках реализации подпрограммы позволит более эффективно выявлять талантливых юных спортсменов, в том числе людей с ограниченными возможностями, обладающих потенциалом для успешных выступлений на всероссийском и международном уровнях, оптимизировать тренировочный процесс, обеспечивать сохранение их здоровья.

В Брянской области культивируется 54 индивидуальных и игровых вида спорта, в том числе 22 олимпийских.

Паралимпийское и сурдлимпийское движения представлены 2 видами спорта.

Развитие спорта высших достижений, подготовка спортивного резерва находятся в компетенции исполнительного органа государственной власти - управления физической культуры и спорта Брянской области. К настоящему времени предприняты меры, направленные на создание эффективной структуры управления подготовкой спортивного резерва, совершенствование нормативно-правовой базы, улучшение государственной поддержки спорта.

Накоплен позитивный опыт, достигнуты положительные результаты в развитии спорта высших достижений. Благодаря реализации программы были созданы условия для участия членов спортивных сборных команд Брянской области по индивидуальным видам спорта во всероссийских соревнованиях, подготовки и участия спортсменов высокого класса в чемпионатах России, Европы, мира и Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх.

Анализ динамики роста целевых индикаторов и показателей реализации программы показывает, что развитие спорта в Брянской области требует комплексного и системного подхода, четкого определения структуры взаимодействия со спортсменами и тренерами в рамках деятельности спортивных сборных команд Брянской области, предполагающей государственный заказ, с одной стороны, и четко очерченную зону ответственности, с другой.

Разработка и реализация подпрограммы, имеющей выраженную социальную направленность, является оптимальным решением проблем, так как в отличие от инерционных распределительных механизмов традиционного бюджетного процесса она предполагает реальное управление результатами с помощью целенаправленного бюджетного планирования, концентрации средств, прозрачности их использования и других преимуществ программно-целевого метода.

Основные задачи подпрограммы, сформулированные с учетом специфики Брянской области, позволили учесть основные аспекты развития спорта высших достижений в Брянской области, определить приоритетные мероприятия, обеспечить обоснованное увеличение бюджетного финансирования, что способствовало росту общественной активности в рамках областных спортивных федераций.

При общей положительной динамике, обусловленной использованием программно-целевого метода, в сфере подготовки спортивного резерва, развития спорта высших достижений в Брянской области существуют проблемы, требующие решения, а именно:

1. Отсутствие механизмов поддержки учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Брянской области, позволяющих стимулировать спортсменов и тренеров к эффективной работе на долгосрочную перспективу по наиболее перспективным видам спорта с учетом базовых видов спорта региона, ориентировать на рост результативности, но без необоснованной форсированности подготовки юных спортсменов.

2. Недостаточная проработанность механизма государственной (областной) поддержки брянских спортсменов и тренеров, руководителей и специалистов, задействованных в системе обеспечения подготовки спортивного резерва, как следствие, заключение неравноценных договоров о параллельных зачетах с регионами, предлагающими более выгодные условия на этапе совершенствования спортивного мастерства.

3. Недостаточный уровень обеспеченности спортивных сборных команд Брянской области необходимыми ресурсами для осуществления качественного тренировочного и соревновательного процессов.

4. Недостаточный уровень научно-информационного сопровождения на этапах спортивного отбора, тренировочного и соревновательного процессов.

5. Необходимость совершенствования системного квалифицированного медицинского и фармакологического сопровождения тренировочного и соревновательного процессов, профилактики и лечения спортивных травм, антидопинговой профилактики.

6. Недостаточный уровень пропаганды ценностей физической культуры и спорта, в том числе в средствах массовой информации, а также в рамках информационного и рекламно-пропагандистского сопровождения физкультурно-спортивных мероприятий с участием воронежских спортсменов.

Без комплексного решения указанных проблем с применением программно-целевого подхода ситуация будет ухудшаться. В настоящее время отмечается снижение вклада научных, медицинских и образовательных организаций в развитие физической культуры, спорта высших достижений, в подготовку и переподготовку специалистов, недостаточный уровень материально-финансового обеспечения учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, включая зарплату тренеров и специалистов, отсутствует устойчивая мотивация и материальная заинтересованность у высококвалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта, как правило, отсутствует интерес инвесторов вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта.

Использование и совершенствование программно-целевого подхода в рамках подпрограммы в отличие от инерционных распределительных механизмов традиционного бюджетного процесса обеспечивают управление результатами с помощью целенаправленного бюджетного планирования, концентрации средств, прозрачности их использования и других преимуществ программно-целевого метода. Возможны вариативные действия: изменение приоритетов как на стадии планирования, так и в процессе осуществления подпрограммы, смещение акцентов, подключение внебюджетных источников и т.д.

При использовании программно-целевого метода предполагается не только улучшить общую ситуацию в сфере физической культуры и спорта Брянской области, но и обеспечить улучшение ситуации в части решения важнейших социальных проблем.

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 412-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в спортивных школах Брянской области начался процесс по внедрению федеральных стандартов спортивной подготовки, обеспечивающих единые требования к спортивной подготовке.

На спортивную подготовку по федеральным стандартам в 2016 году перешли государственные учреждения, подведомственные управлению физической культуры и спорта:

ГБУ БО СШОР по легкой атлетике им. В.Д.Самотесова;

ГБУ БО СШОР "Русь";

ГБУ БО СШОР по лыжным гонкам;