1. Характеристика текущего состояния рынка труда, социально-трудовой сферы и охраны труда в Брянской области
По состоянию на 1 января 2016 года численность постоянного населения составила 1225,7 тыс. человек, из них городского населения - 856,9 тыс. человек (69,9%), сельского - 368,8 тыс. человек (30,1%). Удельный вес населения в трудоспособном возрасте составляет 56,4% (691,8 тыс. человек), моложе трудоспособного - 16,7% (204,6 тыс. человек), старше трудоспособного - 26,9% (329,4 тыс. человек).
Численность экономически активного населения в 2015 году составила 624,4 тыс. человек, из них численность занятых - 595,4 тыс. человек. При этом общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составила 29,0 тыс. человек (в 2014 году - 31,9 тыс. человек). Уровень экономической активности в 2015 году составил 66,5% (в 2014 году - 66,8%), уровень занятости - 63,5% (в 2014 году - 63,4%).
В 2016 году ситуацию на рынке труда области можно охарактеризовать как стабильную. Основные показатели рынка труда, как по общей численности безработных граждан, так и по численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости области, улучшились по сравнению с прошлым годом.
Общая численность безработных граждан Брянской области в среднем за III квартал 2016 года составила 29,3 тысячи человек, что на 0,3 тысячи человек или на 1,0% меньше, чем в прошлом году (в среднем за III квартал 2015 года - 29,6 тысячи человек).
Уровень общей безработицы составил 4,6%, что на 0,1 процентных пункта меньше, чем в прошлом году (4,7%).
Важной составляющей общего рынка труда является регистрируемый рынок труда, контролируемый государственной службой занятости. Службой по труду и занятости проводится еженедельный мониторинг ситуации на регистрируемом рынке труда.
Численность официально зарегистрированных безработных граждан на 01.11.2016 года составила 7170 человек, что на 994 человека или 12,2% меньше, чем на начало 2016 года (8164 человека).
Уровень регистрируемой безработицы составил 1,1%, что на 0,2 процентных пункта меньше, чем на 01.01.2016 года (1,3%).
Банк вакансий по сравнению с прошлым годом увеличился на 3,8 тыс. единиц или 52,1% и составил на 1 декабря 2016 года 11235 единиц (на 01.01.2016 года - 7388 единиц).
Коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,7 человека на одну вакансию, что на 0,5 процентных пункта меньше, чем на 01.01.2016 года (1,2 человека на 1 вакансию).
Полномочия в области занятости населения, социально-трудовых отношений и охраны труда осуществляются в соответствии с указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 64 "Об утверждении положения об управлении государственной службы по труду и занятости населения Брянской области".
В целях осуществления регулирования социально-трудовых отношений и государственного управления охраной труда на территории Брянской области осуществляются мероприятия, направленные на развитие социального партнерства, улучшение состояния условий и охраны труда в организациях области. Для организации равноправного сотрудничества исполнительных органов государственной власти области, профсоюзов и работодателей в социально-трудовой сфере реализуется Региональное Соглашение между Правительством Брянской области, Общественной организацией Федерацией профсоюзов области и объединениями работодателей Брянской области на 2014 - 2016 годы.
Осуществляет деятельность областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В 2016 году в области действовало 33 территориальных соглашения, 69 отраслевых тарифных соглашений, в том числе 10 - на областном и 59 - на районных уровнях, и более 3300 коллективных договоров.
Учитывая актуальность своевременности и полноты выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности, проводится непрерывное наблюдение и анализ ситуации с задолженностью по выплате заработной платы в муниципальных образованиях и организациях области.
В целях снижения задолженности по заработной плате и предупреждения ситуаций социальной напряженности Правительством области принимаются определенные меры.
Ежеквартально проводятся расчеты величины прожиточного минимума в среднем на душу населения и для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, детей и пенсионеров) и подготавливаются проекты постановлений Правительства области по ее утверждению. Данный показатель в соответствии с действующим законодательством используется органами социальной защиты при оказании населению адресной социальной помощи, выплате детских пособий и предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, юридическими и физическими лицами. За последние три года величина прожиточного минимума увеличилась в 1,21 раза.
В соответствии с Законом Брянской области от 6 октября 2015 года N 87-З величина прожиточного минимума для пенсионера на 2016 год установлена в размере 6648 рублей, в соответствии с Законом Брянской области от 3 октября 2016 года N 83-З на 2017 год - 8095 рублей. Данный показатель используется при определении социальной доплаты к пенсии.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" произведен расчет величины прожиточного минимума детей для назначения ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего ребенка или последующих детей в Брянской области на 2017 год и установлен Законом Брянской области от 3 октября 2016 года N 85-З в размере 8010 рублей.
В целях государственного управления охраной труда на территории области осуществляется реализация законов Брянской области от 29 декабря 2015 года N 150-З "Об охране труда в Брянской области", от 11 ноября 2009 года N 97-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области в области охраны труда" (в редакции Законов Брянской области от 8 ноября 2013 года N 83-З, от 6 августа 2015 года N 60-З, от 6 ноября 2015 года N 101-З), в соответствии с которыми муниципальными образованиями проводится работа по следующим направлениям:
осуществление деятельности постоянно действующих комиссий по охране труда;
участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
участие в организации обучения и проверке знаний требований охраны труда работников организаций;
проведение уведомительной регистрации территориальных соглашений, заключенных на муниципальном уровне, а также коллективных договоров организаций всех форм собственности, расположенных на территории муниципального образования.
Основную координирующую функцию в системе государственного управления охраной труда осуществляет межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве области, на заседаниях которой рассматриваются вопросы состояния условий и охраны труда в организациях области.
В целях проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение профессиональных рисков, а также пропаганды передового опыта в сфере охраны труда ежегодного проводится областной смотр-конкурс на лучшее состояние охраны труда в организациях области.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197 осуществляется работа по проведению областного мониторинга условий и охраны труда.
Необходимость разработки программы обусловлена тем, что в области продолжает существовать дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. Также важнейшим фактором, определяющим необходимость реализации основных мероприятий программы, является социальная значимость проблем социально-трудовых отношений, в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения области.