Безопасность дорожного движения определена как одна из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.
За прошедшие 10 лет в Брянской области каждый год в результате дорожно-транспортных происшествий в среднем погибали 280 и получали ранения 2222 человека. На дорогах региона погиб 81 ребенок в возрасте до 16 лет, травмировано 1393 ребенка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за последние десять лет составил более 2500 человек. Региону причинен значительный социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.
В ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Целями государственной демографической политики, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, являются снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, а также повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности.
Одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, является снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе и направлены на обеспечение снижения темпов убыли населения Российской Федерации, создания условий для роста его численности.
В целом состояние дорожно-транспортной аварийности на территории Брянской области характеризуется следующими параметрами. В 2016 году на территории Брянской области зарегистрировано 1321 дорожно-транспортное происшествие, в которых 173 человека погибли и 1623 получили ранения различной степени тяжести. Тяжесть последствий составила 9,6 погибших на 100 пострадавших человек. Данный показатель в Российской Федерации составил 8,4, а в Центральном федеральном округе - 8,7.
Одна треть (28,7%) происшествий от всех ДТП произошла с участием пешеходов. В сравнении с 2015 годом зарегистрировано 375 (-12,4%) таких ДТП, в которых 50 (-35,1%) человек погибли и 341 (7,8%) получил ранения. Каждое второе ДТП произошло по вине самих пешеходов, по причине их личной недисциплинированности (184 из 375, -15,6%), в них 35 (-39,7%) человек погибли и 160 (-7,5%) получили травмы.
Зарегистрировано 110 (+2,8%) ДТП с участием несовершеннолетних, в которых четыре (-20,0%) ребенка погибли и 115 (+3,6%) получили травмы. В 34 (+6,2%) случаях ДТП произошли по вине самих несовершеннолетних.
С участием автобусов совершено 43 ДТП (+34,4%), в которых один человек (-94,4%) погиб и 73 (+25,9%) были травмированы. Основное количество указанных ДТП (74,4% от общего количества, или 32 ДТП) совершено в областном центре.
Определяющее влияние на уровень дорожно-транспортного травматизма оказывает состояние улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения. Недостатки в эксплуатационном состоянии и обустройстве автомобильных дорог фиксировались при совершении практически каждого третьего ДТП (524 ДТП, +2,7%). Большая часть таких происшествий (55,3%, или 290 ДТП) зарегистрирована на территории областного центра.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода также могут стать:
разрозненные действия органов государственной власти на всех уровнях управления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в области обеспечения безопасности дорожного движения;
невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей в этой сфере;
неэффективное использование бюджетных средств, отсутствие условий для привлечения внебюджетных средств в целях решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения;
отсутствие эффективных механизмов контроля за реализацией мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.
В этом случае политика в области обеспечения безопасности дорожного движения в регионе может свестись преимущественно к совершенствованию организационно-правовых основ деятельности в этой области, что обеспечит лишь локальную результативность в части снижения основных показателей аварийности.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости продолжения работы в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием программно-целевого метода.