Недействующий

О Концепции развития туризма в Брянской области на 2015 - 2018 годы

4. Основные направления развития внутреннего и въездного
туризма в Брянской области


Сложность и высокая интегрированность туристской отрасли с другими отраслями экономики определяет необходимость систематизации туристского потенциала Брянской области по принципу зонирования. В рамках Концепции предлагается:

1. Создание опорных туристско-рекреационных зон в соответствии со специализацией и определение основных направлений развития каждой.

2. Использование транспортного потенциала Брянской области в целях развития внутреннего и въездного туризма.

3. Развитие туристско-рекреационного потенциала территорий, не вошедших в опорные туристско-рекреационные зоны, и перспективных видов внутреннего и въездного туризма в Брянской области.

Одним из важнейших условий развития внутреннего туризма в Брянской области является разработка новых туристско-экскурсионных маршрутов. Одним из возможных направлений здесь может стать разработка межрегионального туристского продукта (включение в маршруты туров в Московскую, Смоленскую, Калужскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую области, город Москву и Республику Крым).

В соответствии с общемировой практикой наиболее востребованными для Брянской области представляются следующие виды туризма.

Культурный туризм.

Виды культурного туризма, которые можно развивать в Брянской области, благодаря её потенциалу:

познавательный экскурсионный туризм, традиционно развивающийся в области, дающий представление об историко-культурных ценностях;

событийный туризм, разновидностями которого являются фестивальный, ярмарочный, выставочный, праздничный, карнавальный туризм, необходимо развивать в области по двум причинам:

это значительно удлиняет туристский сезон, (событийный туризм может существовать в любое время года);

этот вид туризма имеет ярко выраженную востребованность на туристском рынке;

фестивальный туризм является довольно трудоемким и финансово затратным для его организаторов и участников, но популярность регулярно проводящихся музыкальных, театральных, танцевальных, фольклорных фестивалей создает славу туристского региона, его культурный образ.

ярмарочный туризм, имеющий регулярность (2, 3, 4 раза в год) обладает притягательной силой для туристов; позволяет расширить сферу ремесленной деятельности; это прекрасный повод для широкомасштабного сбыта изделий народных промыслов, сельскохозяйственной продукции, а также для налаживания деловых контактов с представителями различных регионов.

познавательный туризм (от 2 до 7 дней), предусматривающий более полное ознакомление с достопримечательностями области;

специализированный туризм, представляющий собой быстро увеличивающийся сегмент туристского рынка, основанный на разнообразных определенных увлечениях. Он может иметь очень широкое развитие в регионе. Специализированные туры могут быть любительскими и профессиональными. Туры по специальным программам могут составить 20 - 25 % всех туристских поездок по Брянской области;

лицензионный научный (археология, архитектура, история, этнография и др.);

образовательный (обучение русскому языку, живописи, истории, географии, биологии, реставрации и т.п.).

Сейчас на туристском рынке сложилась тенденция, когда даже всемирно известные исторические и художественные памятники с традиционными экскурсионными программами энтузиазма у туристов не вызывают, во всяком случае у платежеспособной части взрослого населения. Люди хотят не только осматривать достопримечательности, но и отдыхать и развлекаться. Поэтому должен развиваться культурный туризм как комплекс мероприятий событийного, музейного и этнографического характера.

Мировая туристская практика показывает, что масштабные культурные акции, зрелищные представления, ярмарки, фестивали, художественные аукционы и вернисажи привлекают людей не менее чем исторические и природные памятники.

Осуществление разнообразных культурных программ, которые станут мотивацией туристских посещений исторических городов региона, способно привести к значительному улучшению городской среды и повышению уровня жизни жителей. Это подтверждается опытом многочисленных маленьких европейских городов. Своеобразная "культурная индустрия" не опирается на дорогостоящие проекты, связанные с капитальным строительством, для нее характерно продвигать города, привлекая внимание к особенностям их культуры через фестивали, праздники, ярмарки изделий народных промыслов.

Экологический туризм.

Общеизвестно, что в программе туристского развития экологическая составляющая должна быть подкреплена экономической. В охранных природных зонах должна осуществляться стратегия "защита через использование". При таком подходе эти зоны эксплуатируются методами, сочетающими охрану природы и получение экономической выгоды.

К экологическому туризму относятся следующие виды, обусловленные спецификой рельефа и ландшафтов Брянской области, а также режимом ограничения нагрузок на территорию:

отдых в природной среде - традиционный для региона, культивируется в течение многих десятилетий и часто ошибочно рассматривается как единственно возможный;

оздоровительный, связанный с использованием лечебно-профилактической санаторно-курортной базы, созданием специализированных центров. Пользуется в последние годы повышенным спросом.

Спортивные виды туризма для зимнего и летнего сезонов, способные привлечь широкий круг клиентуры, испытывающий потребность в хорошо организованных комплексах для активного отдыха:

конный спорт очень популярен и имеет шанс на широкое развитие;