С использованием метода SWOT-анализа (метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы)) определены факторы внешней и внутренней среды для развития внутреннего и въездного туризма в Брянской области, определяющие конкурентоспособность региональной туриндустрии. Выявленные сильные стороны и внешние возможности являются основой конкурентной стратегии развития туризма и реализуются через перечень мероприятий, направленных на их использование и усиление. Слабые стороны и внешние угрозы рассматриваются в качестве ограничений для развития туризма в регионе. Проведение SWOT-анализа представлено в приложении к Концепции.
На основе синтеза факторов SWOT-анализа выявлено, что наиболее важными благоприятными факторами внешней и внутренней среды Брянской области, которые необходимо закладывать в основу стратегии повышения конкурентоспособности туризма, являются:
выгодное географическое положение;
наличие богатого исторического и культурного наследия;
наличие природных ландшафтов, лесничеств, заповедника, большого количества природных заказников и памятников природы;
наличие достаточно благоприятных природно-климатических условий;
развитая транспортная инфраструктура;
близость границ с некоторыми странами СНГ и Европы;
богатый туристско-патриотический потенциал;
ожидаемый рост деловой активности на основе создания западного транспортно-логистического узла.
Наиболее важными негативными факторами развития туризма области, ограничивающими возможности и снижающими конкурентоспособность, являются:
низкий уровень информированности населения и специалистов туриндустрии в Брянской области как о туристской дестинации;
отсутствие турпродуктов, соответствующих международным стандартам;
доминирование точечных туристских объектов и турпродуктов;
низкий уровень использования туристского потенциала области;
недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры и сервиса;
отсутствие туристской навигации;
низкий уровень гостиничного сервиса.