ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 августа 2015 года N 276-рп


Об утверждении Концепции семейной политики в Брянской области на период до 2025 года



В целях определения основных направлений семейной политики в Брянской области и реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N 1618-р:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики в Брянской области на период до 2025 года.

2. Исполнительным органам государственной власти области организовать работу по реализации Концепции семейной политики в Брянской области на период до 2025 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области при планировании и осуществлении мероприятий в области семейной политики руководствоваться положениями Концепции семейной политики в Брянской области на период до 2025 года.

4. Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области разработать и представить до 1 октября 2015 года в Правительство Брянской области проект плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации Концепции семейной политики в Брянской области на период до 2025 года.

5. Настоящее распоряжение вступает в силу с момента его официального опубликования.

6. Опубликовать распоряжение на официальном сайте Правительства Брянской области в сети "Интернет".

7. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Брянской области Болховитину Т.С.

Временно исполняющий
обязанности Губернатора
А.В. Богомаз



Утверждена
распоряжением Правительства
Брянской области
от 28 августа 2015 г. N 276-рп

КОНЦЕПЦИЯ
семейной политики в Брянской области на период до 2025 года


I. Общие положения


Семейная политика в Брянской области - это целостная система направленных на развитие семьи политических, правовых, экономических, социальных, медицинских и культурных мер. Концепция семейной политики в Брянской области на период 2025 года (далее - Концепция) базируется на основных положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов, закрепляющих права и гарантии семьи в Российской Федерации.

Семейная политика в Брянской области формируется и реализуется как многосубъектная деятельность с участием территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, средств массовой информации, а также граждан.

Участие семей в реализации семейной политики предполагает их активную роль в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью.

Концепция представляет собой систему принципов, целей и задач, а также содержит важнейшие направления, механизмы, этапы и ожидаемые результаты реализации.

Концепция является основой для разработки и реализации различными ведомствами программ, проектов и комплексов мер, направленных на поддержку семьи и развитие семейной политики в регионе.

II. Анализ положения семьи в Брянской области

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Брянской области насчитывалось 375901 семья, из них - 156213 семей, имеющих детей моложе 18 лет, в том числе с одним ребенком - 109359 (70 процентов), с двумя детьми - 40636 (26 процентов), с 3 и более детьми - 6218 (4 процента).

Из всех семей с несовершеннолетними детьми 64 процента таких семей являются полными семьями, в которых дети проживают с обоими родителями.

Число супружеских пар, в которых оба супруга, а в неполных семьях матери (отцы) моложе 35 лет, составляет 81038 семей.

Наблюдается постепенное снижение доли детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в общем числе рождений - с 21,9 процента в 2010 году до 19,0 процента в 2014 году.

В 2014 году число родившихся детей составило 13618 (в 2010 - 13727), суммарный коэффициент рождаемости достиг 1,557 (в 2010 - 1,422). Повысилась доля вторых и последующих рождений в общем количестве рождений.

Позитивным изменениям в динамике рождаемости в последние годы способствовала реализация мер как федеральной (введение материнского (семейного) капитала, ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим женщинам, родового сертификата, увеличение размера федеральных пособий), так и региональной семейно-демографической политики (введение новых мер социальной поддержки семей с детьми, увеличение размера пособий семьям, имеющим детей, финансируемых из областного бюджета, введение областного материнского (семейного) капитала, ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующего ребенка, предоставление многодетным семьям в собственность земельных участков).

Наряду с этим значительную роль в положительных изменениях демографической ситуации сыграли реализуемые программы, направленные на сохранение здоровья граждан.

Внедрение и развитие современных перинатальных технологий в Брянской области позволили снизить материнскую смертность. В течение 2010 - 2012 годов материнская смертность не зарегистрирована. В 2013- 2014 годах зарегистрировано по одному случаю.

В Брянской области происходит неуклонное снижение количества абортов (с 11070 в 2010 году до 8077 в 2014 году), в том числе у первобеременных женщин. По итогам 2014 года количество абортов на 1000 женщин фертильного возраста составляет 27,2.

Во многом снижению числа абортов способствует реализация комплекса мер по профилактике абортов, отказов от новорожденных, социально- и медико-психологическому сопровождению беременных женщин и матерей с детьми до 3 лет. Организована информационно-просветительная работа, в соответствии с которой до населения доводится полная и достоверная информация о вреде абортов с использованием средств массовой информации, сети "Интернет".

В медицинских организациях проводится индивидуальное медико-психологическое консультирование супружеских пар, беременных женщин и женщин, принявших решение о прерывании беременности.

В течение последних лет в Брянской области наблюдается увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 69,42 года в 2014 году (63,40 года - 2005 год).

В то же время сохраняется разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин - более 10 лет.

          Социально-экономическое положение семей зависит от состава семьи, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и других факторов, влияющих на жизнедеятельность членов семьи.

В последние годы в Брянской области наблюдается положительная тенденция улучшения уровня и качества жизни населения.

Так, в 2014 году среднедушевые денежные доходы населения области составили 221875,0 рубля (в 2010 году - 13358,4 рубля). Величина прожиточного минимума в 2014 году в среднем на душу населения в месяц составила 7334,75 рубля (2010 год - 4778 рублей). Среднедушевой доход населения области больше величины прожиточного минимума в 3 раза. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения с 2010 по 2013 годы сократилась с 13,5 до 11,7 процента.

Но, несмотря на рост среднедушевого дохода населения, наблюдается ухудшение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей. Так, располагаемые ресурсы домохозяйств, имеющих в своем составе детей в возрасте до 16 лет, при наличии одного ребенка составили в 2013 году в среднем 11880 рублей на члена домохозяйства в месяц, при наличии двух детей - 9729,8 рубля.

В целях оказания финансовой помощи семьям с детьми в области предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с действующим региональным законодательством.

На территории региона семьям с детьми предоставляется более 20 видов мер социальной поддержки.

Наиболее существенными являются: областной материнский (семейный) капитал (введен с 2012 года) в размере 50 тысяч рублей, с 2015 года размер увеличен до 100 тысяч рублей и ежемесячная денежная выплата при рождении в семье третьего или последующего ребенка (введена с 2013 года) в размере 5955 рублей (в 2014 году - 5996 рублей, с 2015 года - 7135 рублей). За 2013 год назначена ежемесячная денежная выплата на 1084 ребенка на сумму 42,5 млн. рублей (за 2014 год - на 2610 детей на сумму 146 млн. рублей).

Малоимущим гражданам оказывается государственная социальная помощь. За 2013-2014 годы более 9 тысяч малоимущих семей получили государственную социальную помощь (в том числе на основе социального контракта) на общую сумму 24,7 млн. рублей. Как правило, 75 % получателей адресной социальной помощи - семьи с детьми.

В настоящее время актуальными для многих семей области являются вопросы, связанные с трудоустройством.

В 2014 году в органы службы по труду и занятости обратилось более 5,5 тыс. родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей.

Трудоустроено при содействии органов службы занятости 3452 чело-века указанной категории (в 2013 году - 3543 человека).

Кроме этого, прошли профессиональное обучение 180 женщин (в 2013 году - 138), находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по профессиям, востребованным на региональном рынке труда: маникюрша, парикмахер, оператор ЭВМ, оператор котельной, секретарь руководителя и др.

За 2014 год органами службы занятости было организовано 132 ярмарки вакантных рабочих мест с участием работодателей, презентующих промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные предприятия, организации жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, лечебные учреждения и др. Ярмарки посетили более 7,3 тыс. человек, 30 процентов из них, или более 2,2 тыс. человек, трудоустроены.

Кроме того, проведено 15 специализированных ярмарок вакансий для трудоустройства женщин, в том числе имеющих несовершеннолетних детей, участниками которых стали более 2,0 тыс. человек, более 500 женщин - участниц ярмарок вакансий получили приглашения для трудоустройства.

Для содействия в трудоустройстве родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, и, прежде всего, женщинам, органами занятости формируется и регулярно обновляется банк вакансий, в том числе рабочих мест с применением гибких форм занятости (сокращенный рабочий день, неполная рабочая неделя, посменная работа, гибкий режим работы, работа на дому и т.п.).

Одной из наиболее важных задач, решение которых влияет на экономическую активность семей, имеющих малолетних детей, является обеспечение доступа к услугам дошкольных образовательных организаций.

В Брянской области систему образования, реализующего дошкольные образовательные программы, представляют 386 дошкольных образовательных организаций и 237 дошкольных групп, работающих в 140 общеобразовательных организациях.

С 1 января 2014 года постановка детей на учет для зачисления в дошкольные образовательные организации, а также процедура зачисления в дошкольные организации осуществляются по федеральной системе показателей электронной очереди (ФСПЭИ).

На 1 января 2015 года потребность в дошкольном образовании детей от 3 до 7 лет в области составляет 1000 детей.

В рамках "дорожной карты" в 2014 году было запланировано открыть 2158 мест для дошкольников (2015 год - 1100, 2016 год - 1000). Завершены строительство и реконструкция 10 детских садов.

В 15 муниципальных районах Брянской области очередь в детские сады отсутствует.

При отсутствии возможности предоставления места ребенку в дошкольные образовательные организации предоставляются услуги по присмотру и уходу за детьми: на базе образовательных организаций функционируют группы кратковременного пребывания; на базе центров детского творчества во дворцах культуры функционируют группы часового пребывания детей в возрасте от 1 года до 3 лет.

Также в строящихся детских дошкольных организациях Брянской области предусмотрены места для детей до 3 лет (ясельные группы).

В современной семье уделяется огромное внимание всестороннему развитию детей и подростков. В области принимаются меры по созданию условий для развития ребенка в каждой семье. Сеть учреждений дополнительного образования детей в Брянской области включает в себя 4 государственных и 68 муниципальных учреждений. Среди них - 23 центра детского творчества, 11 домов творчества, 4 станции юных техников, 22 спортивные школы, 8 школ искусств. Программами дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования охвачено 45,5 тыс. учащихся, кружки и секции на базе общеобразовательных учреждений посещают ещё 68 тыс. учащихся. Наибольшее распространение получили кружки физкультурно-спортивной и художественной направленностей, декоративно-прикладного творчества.

Одним из актуальных вопросов в жизнеобеспечении любой семьи является наличие собственного жилья.

Многие семьи не могут самостоятельно улучшить жилищные условия в связи с высокими рыночными ценами на недвижимость. Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем являются молодые и многодетные семьи.

В целях обеспечения доступности жилья на территории региона действуют следующие программы: подпрограмма "Развитие ипотечного кредитования в жилищном строительстве" государственной программы "Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы); мероприятие "Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья" государственной программы "Развитие образования и науки Брянской области" (2014 - 2020 годы); подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" (2014 - 2020 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы). В рамках данных программ в 2014 году обеспечено жильем 250 семей, 16 семей получили дополнительную социальную выплату на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома при рождении ребенка.

Трудности, которые испытывает семья, в том числе связанные с экономическими проблемами, нередко приводят к внутрисемейным конфликтам, в результате которых могут оказаться нарушенными права и законные интересы детей.

Важным элементом в преодолении таких ситуаций является предоставление социальных услуг и реализация мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия.

Отделения помощи семье, женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, учреждений социального обслуживания организуют работу в целях обеспечения комплексной социальной реабилитации семей, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства, формируется и ведется учет таких семей. Особое внимание уделяется семьям, находящимся в социально опасном положении. С данными семьями ведется профилактическая работа в тесном взаимодействии с районными комиссиями по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, другими субъектами профилактики в рамках реализации постановления Правительства Брянской области от 25 августа 2014 года N 403-п "Об утверждении Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении".

В течение трех последних лет на территории Брянской области отмечается устойчивая тенденция к снижению численности семей, находящихся в социально опасном положении.

На 1 января 2015 года на учете состоят 1066 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются 2152 ребенка, что на 24,5 % меньше по сравнению с 2013 годом (1412/2849) и на 35,9 % меньше по сравнению с 2012 годом (1662/3304).

Внедрение новых методов и технологий работы в деятельность учреждений социального обслуживания позволяют обеспечивать решение актуальных проблем, связанных с социально опасным положением детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и защищать их права и интересы, вовлекая в данный процесс все институты гражданского общества, органы государственной власти и местного самоуправления.

Принимаемые меры позволили в значительной степени стабилизировать ситуацию, обеспечить предпосылки для формирования эффективной системы защиты права ребенка жить и воспитываться в семье. В этой сфере обозначился рост позитивных тенденций, в частности, за последние 5 лет на 46,5 % уменьшилось число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года (2009 год - 806, 2010 год - 750, 2011 год - 633, 2012 год - 508, 2013 год - 431), на 35 % количество лишения родительских прав (2009 год - 466, 2010 год - 465, 2011 год - 433, 2012 год - 422, 2013 год - 302).

Вместе с тем большинство (около 80 %) выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему составляют дети, лишившиеся родительского попечения по социальным причинам.

В 2014 году выявлено 466 детей, оставшихся без попечения родителей, по различным причинам на семейные формы устройства передано 450 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2013 год - 390, 2012 год - 318). Процент семейного устройства составил 96,6 % и превысил показатель 2013 года на 11,3 % (85,3 %).

На 1 января 2015 года в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состояло 672 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1 января 2014 года - 771 ребенок, в 2013 году - 864 ребенка. По сравнению с 2013 годом региональный банк данных сократился на 12,8 %. Данный показатель свидетельствует о систематической положительной работе органов опеки и попечительства по подбору семей детям, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во многом на эти положительные результаты повлияла и система материальной поддержки семей, принимающих детей на воспитание.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»