Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 855-п "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы)"

  

ПАСПОРТ
подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" (2014 - 2020 годы) государственной программы Брянской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы)

Наименование подпрограммы

"Устойчивое развитие сельских территорий" (2014 - 2020 годы)

Ответственный исполнитель

подпрограммы

департамент сельского хозяйства Брянской области

Соисполнители подпрограммы

департамент строительства и архитектуры Брянской области

Цели подпрограммы

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
повышение инвестиционной привлекательности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;
формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни;
сохранение и приумножение природного и культурного потенциала села

Задачи подпрограммы

обеспечение сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов благоустроенным жильем;
повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, вблизи которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием, ведущими от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;
поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий

Срок и этапы реализации подпрограммы

2014 - 2020 годы:
I этап - 2014-2017 годы;
II этап - 2018-2020 годы

Объемы и источники финансирования подпрограммы

общий объем финансирования подпрограммы составляет 1 279 469 367,56 рубля, в том числе:
на 2014 год - 434 733 214,00 рубля;
на 2015 год - 242 990 053,50 рубля;
на 2016 год - 99 448 231,79 рубля;
на 2017 год - 100 410 678,79 рубля;
на 2018 - 2020 годы - 401 887 189,48 рубля;
в том числе средства областного бюджета - 671 043 374,50 рубля:
на 2014 год - 197 282 811,00 рубля;
на 2015 год - 97 585 563,50 рубля;
на 2016 год - 55 512 500,00 рубля;
на 2017 год - 56 512 500,00 рубля;
на 2018 - 2020 годы - 264 150 000,00 рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Показатели результативности, эффективности реализации подпрограммы и конечные результаты приведены в приложении 1 к государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы)


1. Характеристика текущей проблемы, на решение которой
направлена подпрограмма


На современном этапе развитию сельских территорий уделяется особое внимание со стороны государства.

Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной концепцией федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 2071-р, а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, требует принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:

повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;

повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;

повышения престижности труда в сельской местности и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;

улучшения демографической ситуации;

развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.

В аграрном секторе Брянской области сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста.

Под сельскими территориями (сельской местностью) понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъекта Российской Федерации) и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории Брянской области определен Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" .

Задачу по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства и обеспечению продовольственной безопасности страны, поставленную перед аграрной отраслью Брянской области, предусматривается решать в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2014 - 2017 годы.

Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции (далее - автомобильные дороги), высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.

Крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности является одной из причин неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села.

Невысокие доходы преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского уровня.

Темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, остаются крайне низкими.

Недостаточный уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Ухудшается демографическая ситуация на селе.

Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного комплекса области необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, а также строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Реализация долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села" (2003 - 2013 годы) создала определенные предпосылки для укрепления производственного и социального потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения его жилищных условий и социальной среды обитания. За время реализации программы построено и приобретено более 67,0 тыс. кв. м общей жилой площади, более 1 тыс. семей улучшили свои жилищные условия, в том числе свыше 0,4 тыс. молодых семей и молодых специалистов. Высокими темпами велась газификация сельских поселений. За время действия программы было введено 1,4 тыс. км распределительных газовых сетей, 220 км локальных водопроводов, открыто 3 фельдшерско-акушерских пункта. Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом вырос с 43,4 процента до 51,5 процента в 2013 году, обеспеченность сельского населения питьевой водой - соответственно с 42,7 процента до 47,1 процента. Результаты реализации указанных программных мероприятий свидетельствует об эффективности использования бюджетных средств для достижения целевых индикаторов.

Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации программы социального развития села, в силу допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий, реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования в общенациональных интересах потенциала сельских территорий, сокращения разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, которое до сих пор остается ощутимым.

Без дальнейшего использования программно-целевого метода сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация не улучшится, в том числе в решении задач в области обеспечении продовольственной независимости страны по основным видам продовольствия.

С учетом объективных особенностей развития сельских территорий и имеющегося значительного разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.

Эффективность комплексного подхода к формированию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий во взаимосвязи с точками экономического роста аграрного сектора наглядно проиллюстрирована результатами реализации мероприятий по поддержке комплексной компакт-ной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

В 2012 году начата реализация проекта комплексной застройки, в рамках которого будет создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура на площадке под строительство индивидуальных жилых домов для более 50 специалистов, трудоустраиваемых в рамках реализации нового инвестиционного проекта животноводческого направления.

Целесообразность использования программно-целевого метода для решения задачи по устойчивому развитию сельских территорий подтверждена:

взаимосвязью целевых установок устойчивого развития сельских территорий с приоритетами социально-экономического развития России в части повышения уровня и качества жизни на селе, создания социальных основ для экономического роста аграрного и других секторов экономики;