Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 февраля 2015 года N 56-рп


Об утверждении Концепции демографической политики в Брянской области на период до 2019 года

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
распоряжения Правительства Брянской области от 25.09.2023 N 260-рп
____________________________________________________________________



В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, в целях координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней с общественными организациями, средствами массовой информации, постепенной стабилизации численности населения и формирования предпосылок последующего демографического роста в Брянской области:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики в Брянской области до 2019 года.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления при планировании и осуществлении мероприятий в области демографической политики руководствоваться положениями Концепции.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу с момента его официального опубликования.

4. Опубликовать распоряжение в средствах массовой информации и на официальном сайте Правительства Брянской области в сети "Интернет".

5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Брянской области Кузьмину И.В.




Временно исполняющий
обязанности Губернатора
А.В.Богомаз


Утверждена
распоряжением Правительства
Брянской области
от 20 февраля 2015 г. N 56-рп


КОНЦЕПЦИЯ
демографической политики в Брянской области до 2019 года


Общие положения


Концепция демографической политики в Брянской области до 2019 года (далее - Концепция) разработана на основании Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, и представляет собой систему целей, задач и приоритетов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографической политики в Брянской области.

В данной Концепции проанализирована современная демографическая ситуация в Брянской области и определены пути решения наиболее острых социальных проблем.

Концепция ориентирована на долгосрочный период, что обусловлено инертностью демографических процессов и долгосрочностью ожидаемых результатов.

     
 Современная демографическая ситуация
в Брянской области

Для Брянской области характерна кризисная социально-демографическая ситуация. На развитие населения оказывает влияние комплекс гетерогенных факторов: социально-экономических, геополитических, биологических, демографических, природно-экологических. Анализируемый период (с 2010 года) характеризует деформация долговременной эволюции демографического перехода в условиях экономического кризиса, трансформации социально-политических процессов, смены демографических волн, последствий экологической Чернобыльской катастрофы. В области представлены все зоны радиоактивного загрязнения, в пределах которых проживает четверть ее населения.

Трансформацию демографической структуры отличает динамизм, структурная и территориальная сложность. Основными тенденциями являются: снижение численности населения, депопуляция, изменение половозрастной и семейной структур, демографическое старение, миграционный отток. Положительные тренды последних лет ослабили негативные процессы.

Один из индикаторов демографического кризиса - снижение демографического потенциала. В начале 2014 года постоянное население области составило 1242599 человек, на 1 января 2015 года - 1232885 чел., в том числе городское - 860200 человек (69,8 %), сельское - 372685 человек (30,7 %). Численность населения сократилась на 0,8 %. Это определяется "наложением" двух процессов - естественной и миграционной убыли. Данный тренд противоположен динамике населения Центрального федерального округа. Уменьшилось количество жителей в городской и наиболее интенсивно - в сельской местности: на 0,6 % и 1,6 % соответственно. Существенна региональная дифференциация процессов. Снижение численности типично для 26 муниципальных районов, где естественная убыль не компенсировалась миграционным притоком или усиливалась оттоком. Увеличение характерно только для Брянского и Дятьковского районов с активным миграционным приростом.

Депопуляция во многом обусловлена кризисом процессов воспроизводства населения.

Важная социально-демографическая проблема - низкий уровень рождаемости. Область находится на 11 месте среди 18 субъектов Центрального федерального округа. Несмотря на тренд роста в результате положительного влияния демографической волны, реализация мер демографической политики и национального проекта "Здоровье" остается значимой. Коэффициент рождаемости повысился с 10,7 % в 2010 году до 11,4 % в 2012 году. В 2013 году начало проявляться негативное воздействие нарастающей "ложбины" демографической волны (сокращение населения репродуктивного возраста), что сказалось на снижении рождаемости до 11,1 %. Аналогична динамика суммарного коэффициента рождаемости. Его уровень (1,558 - 1,534 в 2012-2013 годах) не обеспечивает простого воспроизводства населения. Значительны региональные различия. Наибольшие показатели (13,5 - 17,0%) на юго-западе (Гордеевский, Красногорский, Злынковский, Новозыбковский, Клинцовский районы), в Дятьковском, Навлинском и Погарском районах.

Наиболее низки коэффициенты (7,5 - 10,%) на западе региона, особенно в Дубровском, Мглинском, Суражском, Унечском и Суземском районах.

Сельская местность восстановила лидерство по уровню рождаемости, перекрыв городской показатель. Высока внебрачная рождаемость.

Ожидается уменьшение интенсивности деторождения вследствие сужения репродуктивной когорты населения наряду со старением рождаемости, нестабильностью семейных отношений. Негативен фактор социально-экономического кризиса (проблема комплексна). Важный приоритет "поддерживания" рождаемости - реализация демографической политики.

Положителен тренд снижения смертности, в частности, вследствие развития системы здравоохранения и особенностей демографической волны. Однако общий коэффициент смертности жителей области остается высоким - 16,2 - 15,9 % в 2012-2013 годах. Ситуация в Брянской области более проблемная, чем в Центральном федеральном округе в целом и 7 его субъектах (выражена полярность). Смертность варьирует от 13,6 - 13,8 % в Брянской районе до 23,0 - 25,5 % в Стародубском районах. Высоки показатели (20,0 - 21,5 %) в Климовском, Погарском, Рогнединском районах. Положение в городах значительно лучше, чем в сельской местности. Структура причин смерти населения аналогична Центральному федеральному округу: болезни системы кровообращения, новообразования, болезни органов пищеварения, заболевания дыхательной системы. Важная проблема - повышенный уровень смертности в трудоспособной когорте, особенно мужской. Актуальная задача снижения ее предотвратимой составляющей. Несмотря на современное сокращение значительна младенческая смертность, в 2013 году она составила 8,9 %. Доминирует летальность от состояний, возникших в перинатальный период. Значима доля врожденных аномалий. Сложна проблема генетического здоровья жителей.

На фоне старения населения, сокращения трудоспособной категории и роста демографической нагрузки на нее прогнозируется смена тренда - увеличение смертности. Активизация развития здравоохранения - фактор сдерживания негативных процессов.

Важный критерий Всемирной организации здравоохранения, определяющий качество населения, - средняя ожидаемая продолжительность жизни (СОПЖ). Длительный период снижения сменился ростом в результате сокращения возрастных коэффициентов смертности. В 2010 году СОПЖ составила 67,92 года, 2013 году - 69,75 года. Показатели в Брянской области ниже уровня Центрального федерального округа. В 2013 году она занимала всего 15 место среди субъектов округа. Большая разница (13 лет) в продолжительности жизни мужчин и женщин - свидетельство социального неблагополучия.

Естественная убыль населения является выраженной проблемой регионального развития. В последние годы проявилась положительная тенденция уменьшения показателя вследствие повышения рождаемости и снижения смертности. Современный уровень убыли населения (-4,8 % в 2012-2013 годах) позволяет оценить ее как предкризисную согласно критерию демографической безопасности. Сократилось количество районов с высокой и очень высокой убылью населения (более -7,0 %). Выражена региональная дифференциация процессов. Население Дятьковского и Гордеевского районов "восстановлено", естественный прирост (до 1,0 %) в результате высокой рождаемости. Это - уникальный процесс для последнего 20-летия. Наименьшая естественная убыль докризисного уровня (до -3,9 %) типична для Брянского, Красногорского и Навлинского районов. Другой полюс с особо кризисными процессами, низкой рождаемостью и высокий смертностью - Рогнединский, Суражский, Суземский и Стародубский районы. В них показатели составляют -9,4 - 12,0 %. Сложна ситуация на радиоактивно загрязненном юго-западе.

Главная проблема - депопуляция региона, особенно сельской местности. Суженный тип воспроизводства населения будет и в ближайшей перспективе одним из индикаторов социально-экономического развития области. Ожидается возобновление негативных тенденций рождаемости, смертности и воспроизводства. Реализация федеральной и региональных демографических программ должна способствовать ослаблению кризиса.

Происходит изменение половозрастной структуры. Усиливается ее регрессивность. Положительный тренд увеличения удельного веса детей и подростков недостаточно интенсивен. В 2010 году он составил 15,2 %, в 2013 году - 16,1%. Сокращается трудоспособное население (до 58,1 %). Особо негативна данная тенденция в репродуктивном возрасте. Растет доля пенсионеров, достигшая 25,8 %. Уровень демографической старости высок. Самая разбалансированная половозрастная структура на юго-западе области. Современные процессы - фактор будущего ухудшения положения на рынке труда. Среди направлений смягчения проблемы - рационализация миграционной политики.

Важная черта демографического развития - высокий динамизм механического движения, усложнение его структуры, миграционный отток. Доля Брянской области в миграционном обороте Центрального федерального округа низкая - 4,5 %. Произошла смена тренда увеличения объема перемещений на снижение. В 2014 году рост возобновился, что во многом определялось активным притоком мигрантов с Украины вследствие военных действий на юго-востоке этой страны.

Меняется соотношение разных типов миграции населения. Снизилась роль внутриобластных, выросла роль российских межрегиональных и внешних миграций. В 2013 году пропорция составила 68,8 %, 29,2 % 2,0 % соответственно.

Активное сальдо международной миграции формируется за счет ближнего зарубежья. Наиболее интенсивны связи с Украиной. Изменился "рейтинг" остальных: вырос - Республики Молдовы, среднеазиатских государств, Армении, снизился - Белоруссии. Важна разработка эффективной системы привлечения и адаптации мигрантов в условиях значимости их притока для компенсации убыли трудовых ресурсов. Одно из направлений - реализация государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников. В обмене с дальним зарубежьем эмиграционные лидеры - Германия, Израиль, США.

Доминируют внутрироссийские перемещения. Характерно растущее отрицательное сальдо. Наиболее выражен отток в регионы Центра и Северо-Запада, особенно Москву, Московскую и Калужскую области, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Слабый приток идет из ряда субъектов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Особо активны внутри региональные миграции. Важным фактором развития радиоактивно загрязненных территорий являются вынужденные чернобыльские переселения.

Процесс миграционного оттока населения негативен для развития области. В 2013 году он составил 4,0 %. Это - максимальный уровень в Центральном федеральном округе. В 2014 году ситуация изменилась, в частности, вследствие резкого усиления роли международной составляю- щей - притока из Украины. Для большинства муниципальных районов характерно отрицательное сальдо. Позитивна ситуация с постоянным притоком в Брянском и Дятьковском районах. Сложна проблема миграционной зависимости социально-экономического развития территорий.

Значительны региональные различия демографических процессов. Относительно благоприятная ситуация, характеризующаяся увеличением населения вследствие естественного и миграционного прироста, в Дятьковском районе. Относительно неблагоприятная с увеличением численности в результате компенсации естественной убыли миграционным притоком - в Брянском районе. Особо сложная кризисная демографическая ситуация на западе области (Рогнединский, Дубровский, Клетнянский, Мглинский, Суражский, Унечский районы) и юге (Стародубский и Суземский районы). Различный комплекс демографических проблем определяет приоритеты региональной демографической политики.

Цели и задачи демографического развития
Брянской области на период до 2019 года


Целью демографического развития Брянской области является комплексная реализация трех направлений: укрепление здоровья и снижение смертности населения, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, повышение эффективности использования миграционных потоков.

В основе данных направлений лежит устойчивое экономическое развитие региона в целях обеспечения роста доходов населения, доступного и высокого качества медицинских услуг, защиты материнства и детства, улучшения экологической обстановки, жилищных условий граждан.

Задачами демографического развития Брянской области являются:

совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи для сохранения репродуктивного здоровья, снижение смертности населения, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

реализация государственных гарантий по обеспечению детей, беременных женщин качественной бесплатной медицинской помощью, максимально сохранив доступность дорогостоящих видов помощи;

увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем снижения заболеваемости, профилактики травматизма и отравлений;

снижение тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий, оказание доврачебной медицинской помощи при совершении ДТП;

улучшение качества жизни хроническим больным и инвалидам путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

повышение жизненного уровня населения области на основе обеспечения эффективной занятости трудоспособных граждан путем увязки программ подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования с прогнозами потребности экономики области в работниках соответствующей профессиональной квалификации, организации информационного взаимодействия рынка труда и образовательных услуг;

обеспечение ежегодного роста реальных денежных доходов семьи, позволяющих реализовать их репродуктивный потенциал путем обеспечения поддержки предпринимательской инициативы граждан, роста заработной платы в тесной увязке с результатами профессиональной деятельности и квалификацией, искоренения теневых схем выплаты заработной платы в целях обеспечения прав граждан на достойную пенсию и установление законодательством социальных гарантий;

дальнейшее совершенствование структуры и содержание работы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по предоставлению социальных услуг в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания;

проведение мероприятий по укреплению материальной базы действующей сети социальных учреждений для пожилых людей и инвалидов, особо уделяя внимание созданию условий, максимально приближенных к домашним, в учреждениях стационарного обслуживания;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

регулирование миграционных потоков, в том числе снижение миграционных оттоков населения, повышение привлекательности области для потенциальных мигрантов.

Приоритеты демографической политики в области охраны
здоровья и увеличения продолжительности
жизни населения


Приоритетами демографического развития в данной области являются:

укрепление репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи, формирования в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий и создание условий для этих целей;

приоритетное выделение средств на развитие службы охраны здоровья матери и ребенка из общего объема средств, выделяемых из областного бюджета на здравоохранение;

совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи и лекарственного обеспечения до и вовремя беременности и родов, перинатальной помощи, дальнейшее развитие профилактики и лечения бесплодия;

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения для интенсивного наблюдения и лечения беременных и новорожденных;

разработка и внедрение прогрессивных перинатальных технологий, способствующих повышению качества медицинской помощи беременным и новорожденным, развитие перинатальных центров, разработка и внедрение в практику эффективных медицинских технологий, диагностики, проведение мероприятий по профилактике нежелательной беременности, абортов и инфекций, передаваемых половым путем;

укрепление состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, отдыха и оздоровления, а также путем создания таких структурных подразделений, как отделения (кабинеты) медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и учебных заведениях;

диспансеризация детей в сельской местности с последующим обеспечением доступности лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий;

улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь за счет профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, раннего выявления болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных заболеваний, путем разработки мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам, детям;

аттестация рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведения сертификационных работ по охране труда;

улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем обеспечения доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»